Дело № 2-562/2019
УИД 43RS0010-01-2019-000719-71
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2019 г. г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Мининой В.А.,
при секретаре Рупасовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камбарова Д.А. к МО МВД России «Вятскополянский», Министерству внутренних дел Российской Федерации, УМВД по Кировской области, Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства Кировской области о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в изоляторе временного содержания,
УСТАНОВИЛ:
Камбаров Д.А. обратился в суд с иском к МО МВД России «Вятскополянский», Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению внутренних дел по Кировской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Кировской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненными ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания (ИВС) МО МВД России «Вятскополянский».
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 19.12.2018 по 27.12.2018 (камера № 3), с 22.02.2019 по 28.02.2019 (камера № 4), с 28.03.2019 по 08.04.2019 (камера № 3), с 08.05.2019 по 16.05.2019 (камера № 3) он содержался в ИВС г. Вятские поляны, в отношении него проводились следственные действия и судебный процесс. В общей сложности в данном учреждении он содержался 37 суток. Считает, что его гражданские права были грубо нарушены и ему был причинен моральный, нравственный и физический вред. По его мнению, в отношении него были нарушены все существующие нормы содержания, установленные законодательством РФ, установленных для данного вида учреждений, что противоречит Европейской конвенции по правам человека. Нарушение его прав заключается в следующем. Данное помещение находится в подвале и отсутствуют окна. На стенах в камерах находится так называемая шуба, запрещенная действующим законодательством. Отсутствует деревянный пол – пол в камерах бетонный. В камерах отсутствует водопровод, канализация, туалет. Вместо туалета стоит ведро и отсутствует какая-либо ширма или «загородка». Долгое время он стеснялся и не мог сходить по нужде в туалет, так как в камере были другие арестованные, и у него от того, что он долго терпел, болел живот, ему приходилось в присутствии всей камеры справлять нужду. Причем напротив ведра установлена видеокамера, от чего он испытывал нравственные страдания и унижение человеческого достоинства. Также его здоровью причинен вред. Он является лицом с низким иммунным статусом (Вич инфекция), и в ходе последнего медицинского обследования выявлено ухудшение иммунного статуса. Всё время его нахождения в данном учреждении он был морально и физически подавлен из-за выше указанных нечеловеческих условий.
По указанным основаниям просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда на общую сумму 370000 руб., то есть по 10000 руб. за каждые сутки содержания.
Истец Камбаров Д.А. в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика МО МВД России «Вятскополянский» Григорьева Е.В. по доверенности суду пояснила, что, если судом будет установлена неправомерность действий сотрудников органа внутренних дел, вред должен возмещаться за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. Считает, что в нарушение требований закона истцом не представлены доказательства того, что были нарушены его права, одних его показаний недостаточно для установления факта причинения морального вреда, никакими иными объективными доказательствами причинение нравственных или физических страданий истцу не подтверждено. Истец не конкретизировал факты, указанные им в исковом заявлении: когда именно имелись данные нарушения, сообщал ли он о них сотрудникам ИВС, если сообщал, то кому именно, каким образом фиксировались его сообщения, предпринимались ли какие-либо меры по его заявлениям; не указывает каким именно образом отразились данные нарушения на его психическом и физическом состоянии, какие нравственные страдания он испытывал при этом. Считает, что истцом не представлено доказательств того, что он содержался в ИВС в условиях, нарушающих его права и законные интересы, сам по себе факт содержания в условиях, не соответствующих надлежащих условиям содержания, без установления конкретных фактов, которые бы свидетельствовали о каких-либо негативных последствиях такого содержания для истца не может является основанием для привлечения ответчиков к гражданско-правовой ответственности. Истец постоянно обследовался на предмет его состояния здоровья, никогда никаких жалоб на состояние здоровья от него не поступало, как не поступало и жалоб на условия содержания. Считает не соответствующими действительности доводы истца об установке в камерах камер видеонаблюдения напротив емкости, предназначенной для справления естественных надобностей. Видеокамеры действительно имеются, но они настроены таким образом, чтобы были соблюдены требования приватности для содержащихся в камерах лиц. В противном случае от них поступили бы жалобы по данному поводу, чего не было. Поскольку требование истца о компенсации морального вреда вытекает из требований об оспаривании бездействия должностных лиц ИВС, на него распространяется трехмесячный срок для обращения в суд, установленный статьей 256 ГПК РФ, действовавшей на момент времени, на который ссылается истец. На основании изложенного считают, что истцом пропущен срок для обращения в суд за защитой нарушенных, по его мнению, прав. Ранее истец действия должностных лиц в части признания условий содержания в ИВС ненадлежащими не обжаловал в указанный законом срок. При этом доказательств в подтверждение уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд истец не представил.
Наличие в помещении ИВС камер, несоответствующих нормам санитарной площади, определенного размера окон, покрытие стен раствором «шуба» и др. обусловлено объективными причинами, не зависящими от МО МВД России «Вятскополянский». МО МВД России «Вятскополянский» является бюджетным учреждением и выполняет функции, исходя из целевого характера и объема ассигнований, предусмотренных сметой. Руководством МО МВД России «Вятскополянский» неоднократно направлялись письма в УМВД, с просьбой о финансировании ИВС для ремонта и реконструкции. Таким образом, руководством ИВС и Отдела принимались исчерпывающие меры по приведению помещений ИВС в соответствии с нормами законодательства. Такие требования были предусмотрены типовым проектом на момент строительства здания ОВД по Вятскополянскому району, который был введен в эксплуатацию в 1976 году. На тот момент оно отвечало всем требованиям действующего законодательства. Федеральный закон РФ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изменил требования, в части материально-бытового обеспечения этих лиц. Задержанные (арестованные) размещаются в камерах, полностью соответствующих требованиям действующего законодательства, обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями. Постельные принадлежности выдаются каждому, которые перед выдачей проходят дезинфекционную обработку. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. Поскольку помещение ИВС находится в подвальном помещении административного здания МО МВД России «Вятскополянский» до настоящего времени в нем невозможно провести канализацию, поэтому в камерах до настоящего времени нет санузла, водопровода, отсутствуют окна. Таким образом, считают, что МО МВД России «Вятскополянский» не является нарушителем (причинителем вреда). Неправомерности в действиях сотрудников органов внутренних дел (содержание истца в ненадлежащих условиях) нет. Считают, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение ему нравственных и физических страданий. Все утверждения истца о перенесенных страданиях из-за условий содержания в ИВС ОВД по Вятскополянскому району Кировской области (МО МВД России «Вятскополянский») голословны, т.к. не имеют никакой доказательной базы. В связи с чем в иске просила отказать.
Представитель Министерства внутренних дел РФ в судебное заседание не явился, хотя был своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика УМВД России по Кировской области в судебное заседание не явился. Представили заявление, в котором просили рассмотреть дело без участия их представителя. В отзыве относительно исковых требований указала, что с иском Камбарова Д.А. УМВД России по Кировской области не согласно. Истцом не представлены доказательства нарушения его прав в период содержания в ИВС. Конкретных доводов о том, что указанные истцом недостатки условий содержания причинили ему физические неудобства, нравственные переживания, которые по степени тяжести можно было бы охарактеризовать как страдания, не приведено, а сама по себе ссылка на то, что условия содержания не отвечали требования закона, является недостаточной для удовлетворения заявленных требований. Доказательств, свидетельствующих об обращениях истца в адрес руководителя ИВС о ненадлежащих условиях содержания в ИВС, об ухудшении здоровья истца в указанные в иске периоды не представлено. Истцом не представлены доказательства причинения ему вреда, а также доказательства, подтверждающие наличие прямой причинно-следственной связи между заявленными им бытовыми нарушениями и причиненным вредом. Просили отказать Камбарову Д.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, хотя был своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель Управления Федерального казначейства по Кировской области в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Указал, что исковые требования Министерство финансов РФ и Управление Федерального казначейства по Кировской области не признают. Указал, что незаконность действий ИВС МО МВД России «Вятскополянский» в установленном законом порядке не установлена, доказательств причинения морального вреда Камбаровым Д.А. не представлены. ИВС финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, которым является МВД РФ. Поэтому, правовых оснований для возложения ответственности на Минфин России отсутствуют. Указал, что истцом пропущен срок для обращения в суд по заявленному требованию. Кроме того, размер требуемой компенсации морального вреда в размере 370000 руб. завышен. Просил в удовлетворении иска о компенсации морального вреда отказать.
Прокурор в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия прокурора.
Суд, давая оценку доводам истца, выслушав пояснения представителя МО МВД России «Вятскополянский», принимая во внимание доводы, изложенные в отзывах и возражениях, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995г. №103-ФЗ, а также конкретизированы приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел».
Согласно ст.1 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ст.4 указанного Закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 7 Закона №103-ФЗ, местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу ст. 9 указанного Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных УПК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Статьей 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В силу п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; бачком для питьевой воды; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно п. 2.1.1 Санитарных правил и норм (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 34, помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.
Согласно п.123 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.
Согласно ст.ст. 150, 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
В силу ст. 151 п. 2, 1101 п. 2 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно сведений ФКУ Следственный изолятор № 2 (СИЗО-2) УФСИН России по Кировской области Камбаров Д.А., *** года рождения, содержится в ФКУ СИЗО-2 с 09.12.2018 по настоящее время. 16.05.2019 осужден Вятскополянским районным судом Кировской области по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159, ч. 2 ст. 159, ч. 2 ст. 69 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ частично присоединено наказание по приговору Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 04.12.2018 по п. а ч. 3 ст. 158 УК РФ 3 г. 6 мес. Окончательно назначено 5 лет 6 месяцев лишения свободы в ИК строгого режима.
В судебном заседании установлено, что Камбаров Д.А. содержался в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» в периоды с 20.12.2018 по 27.12.2018, с 22.02.2019 по 28.02.2019, с 28.03.2019 по 08.04.2019, с 08.05.2019 по 16.05.2019, что подтверждается справкой МО МВД России «Вятскополянский», книгой учета лиц, содержащихся в ИВС, исследованной в судебном заседании.
В соответствии со статьей 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Указанная норма конкретизируется в части 1 статьи 56 ГПК РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 (ред. от 18.10.2012) Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (п. 122). Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС (п. 123). С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись (п. 124). При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемыми или обвиняемыми телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС, а в случае отсутствия такового - в установленном порядке медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения (п. 125).
На основании приказа МВД России N 1115, Минздрава России N 475 от 31.12.1999 "Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» также предусмотрено, что в отношении всех вновь поступивших, с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи, при этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой, в течение первых суток пребывания проводится первичный медицинский осмотр.
Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.
В случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, опрашивает их о состоянии здоровья. При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС, либо бригаду скорой медицинской помощи.
Лица с подозрением на наличие инфекционного заболевания, чесотки, педикулеза сразу после осмотра изолируются от здоровых и помещаются в отдельную камеру, где содержатся отдельно от других лиц до установления диагноза. Изолируются от окружающих также лица с признаками психического заболевания. Совместное содержание их с другими лицами допускается лишь после осмотра и письменного заключения врача-психиатра.
При состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), медицинский работник ИВС (в случае его отсутствия -дежурный по ИВС, дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) немедленно вызвать бригаду скорой медицинской помощи.
Лица заболевшие, но не имеющие показания для госпитализации, обеспечивается необходимой амбулаторной медицинской помощью в период пребывания в ИВС силами медицинских работников ИВС.
В случае отсутствия в ИВС медицинских работников мероприятия по оказанию первой помощи лицам, содержащимся в них, осуществляются сотрудниками ИВС.
В целях выявления заболевших из числа лиц, содержащихся в ИВС, проверки санитарного содержания помещений ИВС медицинским работником ИВС, в соответствии с графиком работы, производится покамерный обход, результаты которого заносятся в журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнал санитарного содержания ИВС.
Всем убывающим из ИВС (в том числе и транзитным) медицинским работником ИВС проводится обязательный медицинский осмотр для определения годности к условиям этапирования. Результаты осмотра оформляются медицинской справкой о состоянии здоровья каждого убывающего, которая приобщается к его личному делу. Медицинская справка содержит также информацию о наличии заболеваний, результатах проведенного в период пребывания в ИВС медицинского обследования и оказанной медицинской помощи. Этапированию не подлежали заболевшие, нуждающиеся в скорой медицинской помощи.
Доказательств нарушения указанных выше установленных правил и инструкции стороной истца не представлено.
Доказательств ухудшения состояния здоровья в связи с условиями содержания в ИВС истцом в материалы дела не представлено. Доводы истца об отсутствии обеспечения медико-социальным обслуживанием, опровергаются следующими доказательствами.
Согласно журналам ежедневных медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Вятскополянский», исследованных в судебном заседании, Камбаров Д.А. во время содержания в ИВС ответчика регулярно осматривался медицинским работником, при этом каждый раз было установлено состояние здоровья «здоров», за исключением двух дней, в которые он высказывал жалобы на головную боль, о чем проставлена отметка, подтверждено подписью самого Камбарова Д.А.
Согласно Журналу санитарного содержания изолятора временного содержания (ИВС) за 2018-2018 годы в периоды нахождения истца в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» условия содержания проверялись ежедневно, было установлено, что «чисто, пища свежая, привозная, мусор выносится регулярно, приточно-вытяжная вентиляция работает исправно, было установлено санитарное состояние удовлетворительное, замечаний по условиям содержания не было.
Регулярно во всех камерах ИВС МО МВД России «Вятскополянский» в соответствием с графиком сотрудниками санэпидемстанции проводились дезинфекция и дератизация камерных помещений, что также подтверждается санитарным паспортом объекта.
Согласно сведениям, представленным ФКУ СИЗО-2 УФСИН Ролссии по Кировской области Камбаров Д.А. неоднократно осматривался дежурным фельдшером (внешних признаков инфекционных, венерических заболеваний, телесных повреждений не выявлено), зубным врачом (полость рта нуждается в санации), психиатром (без видимой острой симптоматики, диагнох: синдром зависимости от опиоидов), фтизиатром (данных за активный туберкулез не выявлено), инфекционистом (диагноз: В 20; хронический вирусный гепатит С?; ВИЧ-инфекция, стадия прогрессирования); регулярно брались анализы, ЦФЛГ, в связи с имеющимися заболеваниями назначалось лечение.
Таким образом, доводы истца об ухудшении состояния его здоровья в связи с условиями содержания в ИВС в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения.
Также установлено, что в период его содержания в ИВС соблюдались нормы санитарной площади.
Согласно технического паспорта ИВС МО МВД России «Вятскополянский»: год постройки 1976, 6 камер общей площадью - 87.4 кв.м.: № 1 - 24.5 кв.м., № 2- 13,2 кв.м., № 3- 12,7 кв.м., № 4 - 12,5 кв.м., № 5-11,0 кв.м., № 6 -13,5 кв.м.
Согласно справке МО МВД России «Вятскополянский», составленной на основании книги учета лиц, содержащихся в ИВС, в периоды Камбаров Д.А. содержался:
с 20.12.2018 по 27.12.2018 (камера № 4 содержалось 2 человека),
с 22.02.2019 по 28.02.2019 (22.02.2019 – 25.02.2019 – камера № 4 содержалось 2 человека; с 26.02.2019 – 28.02.2019 – камера № 4 содержалось 3 человека),
с 28.03.2019 по 08.04.2019 (камера № 3 содержалось 3 человека),
с 08.05.2019 по 16.05.2019 (камера № 3 содержалось 2 человека).
Таким образом, судом установлено, что во время содержания Камбарова Д.А. в ИВС МО МВД «Вятскополянский» норма санитарной площади (4 кв.м.) не нарушалась.
В то же время, суд признаёт установленным, что периоды содержания Камбарова Д.А. под стражей условия содержания обвиняемых и подозреваемых в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» не отвечали в полной мере требованиям законодательства, что подтверждается следующими доказательствами.
В судебном заседании установлено, что ИВС МО МВД России «Вятскополянский» расположен в подвальном помещении в здании 1976 года постройки. В ИВС имеется 6 камер для содержания подозреваемых и обвиняемых, что подтверждается техническим паспортом.
Вступившим в законную силу решением Вятскополянского районного суда от 27.12.2011 МО МВД России «Вятскополянский» Кировской области обязано привести помещение изолятора временного содержания в соответствии с требованиями п.45 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» путем оборудования камер изолятора санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, оборудования камер ИВС канализационной системой, краном с водопроводной водой, оборудования помещения ИВС пожарным выходом. При этом судом было установлено, что в камерах ИВС МО МВД России «Вятскополянский» отсутствуют санузлы, краны с водопроводной водой, система канализации, искусственное освещение не соответствовало норме: освещенность составляла от 15 до 25 люксов при допустимых не менее 50.
Представитель МО МВД России «Вятскополянский» Григорьева Е.В. не отрицала, что до настоящего времени в камерах ИВС отсутствуют окна, канализация, краны с водопроводной водой, стены камер покрыты раствором «шуба».
Таким образом, суд считает установленным, что во время нахождения истца в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» в 1998-1999 годах в камерах отсутствовали: краны с водопроводной водой, канализация, санузел, окна, стены покрыты раствором «шуба», освещенность не соответствовала санитарным нормам.
В то же время доводы истца о направленности видеокамер на места справления естественных надобностей в камера ИВС в судебном заседании своего подтверждения не нашли, представитель ответчика МО МВД России «Вятскополянский» данное обстоятельство категорически отрицала.
Согласно ответу на запрос, представленному Вятскополянской межрайонной прокуратурой, сведений о поступлении письменных заявлений от Камбарова Д.А. в Вятскополянскую межрайонную прокуратуру в 2018 – 2019 годах по факту ненадлежащих условий в ИВС не имеется.
Факт причинения каких-либо физических страданий и возникновение у истца нарушений состояния здоровья, его ухудшения, связанных с ненадлежащими условиями содержания, не подтвержден доказательствами.
В связи с недоказанностью судом не принимаются во внимание доводы Камбарова Д.А. о негативных последствиях нахождения его в ИВС МО МВД России «Вятскополянский». Доказательств обратного истцом не представлено и судом не добыто.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что Камбаров Д.А. имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему пребыванием в ИВС МО МВД «Вятскополянский» в условиях, не соответствующих требованиям закона, поскольку при отсутствии в камере естественного освещения, системы водоснабжения, а также санитарного узла, с соблюдением требований приватности, иных указанных выше нарушений, сам факт нахождения Камбарова Д.А. в таких условиях является достаточным для того, чтобы причинить нравственные страдания или переживания. По этой причине доводы ответчиков о том, что истцом не представлено доказательств причинения нравственных и физических страданий, не состоятельны.
В то же время на истца возлагается бремя доказывания заявленного им размера компенсации морального вреда. Доказательств причинения морального вреда в заявленном размере (370000 руб.) истцом Камбаровым Д.А. не представлено.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из характера и степени физических и нравственных страданий, перенесенных Камбаровым Д.А., периода содержания в ИВС, принципа разумности и справедливости, суд также учитывает фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего, имеющего хронические заболевания, а также то обстоятельство, что доказательства их обострения вследствие его содержания в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, суд считает возможным взыскать в пользу Камбарова Д.А. в счет компенсации морального вреда в размере 1000 руб., поскольку заявленный истцом размер в сумме 370000 руб. явно завышен.
В силу ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу п.п.1 п.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
На основании подпункта 63 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел РФ (утв. Указом Президента РФ от 01.03.2011г. № 248) МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанных норм по искам о возмещении причиненного в результате действий (бездействия) сотрудников полиции вреда за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Министерство внутренних дел России как главный распорядитель бюджетных средств, с которого в данном случае подлежит взысканию компенсация морального вреда в пользу Камбарова Д.А.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Камбарова Д.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Камбарова Д.А. компенсацию морального вреда за ненадлежащие условия содержании в ИВС города Вятские Поляны Кировской области в периоды с 20.12.2018 по 27.12.2018, с 22.02.2019 по 28.02.2019, с 28.03.2019 по 08.04.2019, с 08.05.2019 по 16.05.2019 года в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В. А. Минина
Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2019 г.