РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 апреля 2018 года город Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,
при секретаре Даниловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокурора Пролетарского района города Твери, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации города Твери, Территориальному управления Росимущества в Тверской области, ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, признании незаконным постановления администрации г. Твери в части, возложении обязанности принять необходимые меры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пролетарского района г.Твери действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Твери о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к расселению граждан из аварийного жилого дома 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери до истечения установленного срока – 2020 года и непринятии решения об изъятии земельного участка под данным многоквартирным домом, о возложении обязанности в течении месяца, со дня вступления решения в законную силу установить срок расселения граждан из аварийного жилого дома 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери, о возложении обязанности в течении месяца, со дня вступления решения в законную силу принять решение об изъятии жилых помещений, находящихся в собственности граждан и земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери и организовать соответствующую процедуру изъятия.
В ходе рассмотрения дела административный истец, в том числе, и в судебном заседании 24 апреля 2018 года уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации города Твери, выразившееся в непринятии мер к расселению граждан из аварийного жилого дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери, и действия администрации города Твери, выразившееся в издании постановления администрации города Твери от 30.10.2014 №1397 «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы» в части установления срока расселения граждан из аварийного дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери на 2020 год; признать незаконным постановление администрации города Твери от 30.10.2014 №1397 «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы» в части установления срока расселения граждан из аварийного дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери на 2020 год; изменить срок расселения граждан из аварийного жилого дома 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери с 2020 года на до 31.12.2018 года путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации г. Твери 30.10.2014 №1397 «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы» в части срока расселения граждан из аварийного жилого дома 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери; возложить на администрацию города Твери в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу обязанность по принятию мер направленных на расселение граждан из аварийного жилого дома № 47 корп. 1 по ул.Железнодорожников в городе Твери до 31.12.2018 года; признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества в Тверской области, ОАО «РЖД», выразившихся в непринятии мер по формированию земельного участка под многоквартирным домом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери и проведению его государственного учета и непринятии решения об изъятии земельного участка под данным многоквартирным домом; возложить на Территориальное управление Росимущества в Тверской области и ОАО «РЖД» обязанность в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу, принять меры по формированию земельного участка под многоквартирным домом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери и проведению его государственного учета, а также принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери и организовать соответствующую процедуру изъятия до 31.12.2018.
В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой Пролетарского района г. Твери проведена проверка по обращению Харламовой Л.М. о бездействии администрации города Твери по принятию мер, направленных на переселение жильцов из признанного аварийным многоквартирного дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников г. Твери.
Установлено, что многоквартирный дом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери построен до 1917 года, 2-х этажный, 2-х подъездный, 16-ти квартирный, бревенчатый, кровля шиферная, общей площадью 379,2 кв.м.
Согласно Акту приемки-передачи ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность от 27.12.2000 многоквартирный дом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери на указанную дату имел степень износа – 59%.
После неоднократных обращений в межведомственную комиссию о признании данного дома аварийным с 2008 года, Постановлением администрации города Твери от 11.11.2014 № 1447 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Железнодорожников, д. 47, к. 1 признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2.2. и 6.1. данного постановления установлен срок требования собственникам дома о сносе многоквартирного дома до 01.06.2015, а также установлена обязанность департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери организовать процедуру изъятия земельного участка, на котором расположен указанный дом, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в случае, если собственники помещений в указанный срок не осуществят снос дома.
Расселение нанимателей жилых помещений в указанном доме осуществляется в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы».
Переселение граждан из многоквартирного дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери запланировано данной программой на 2020 год.
При этом Администрацией не было учтено, что жилой дом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери находится непосредственно в санитарно-защитной зоне, в 26 метрах от железнодорожных путей в нарушение п. 5.1 СанПиН 2.1.1/2.1.1.1200-03.
Тверской участок Эксплуатационного локомотивного депо Московского-структурного подразделения Октябрьской дирекции тяги, согласно п. 7.1.2 СанПиН СанПиН 2.1.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» относится к 4 классу и должен отделяться от жилой застройки СЗЗ не менее 100 метров.
Допустимый санитарными нормами уровень шума от тепловозов, при нахождении на различных участках пути 19 «Д» на граждан, проживающих в доме № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери превышен, что неоднократно фиксировалось ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту».
В соответствии с Заключением Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 08.12.2011 № 3416/2276-К/7938-05 год последнего капитального ремонта в указанном жилом доме – 1972 год, при котором была проведена газификация дома, подключение холодной воды и канализации. Деревянные перекрытия со дня постройки дома не менялись.
Согласно минимальной продолжительности эффективной эксплуатации зданий и объектов по ВСН 58-88(р) («Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения») для деревянных домов с деревянными перекрытиями продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт – 10-15 лет. Капитальный ремонт в доме не проводился 38 лет, ремонт или замена деревянных перекрытий не производилась.
В связи со сверхнормативным отсутствием капитального ремонта, ухудшением эксплуатационных характеристик здания за 11 лет (с 1998г.), износом отдельных элементов до 70%, невозможности инженерными решениями снизить уровень шума, расположением жилого дома в зоне транспортной инфраструктуры железной дороги на территории с превышением показателей санитарно-эпидемиологической безопасности, отсутствуют возможности обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Возможность получения вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда по договорам социального найма лицами, проживающими в жилом помещении, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и которые не являются его собственниками, не находится в зависимости от признания указанных граждан малоимущими и нахождения их на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Жилое помещение предоставляется в данном случае не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием прежнего жилья, которое не находится в собственности гражданина, непригодным для проживания, и носит компенсационный характер.
Следует отметить, что предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть также поставлено и в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Кроме того, срок, установленный Постановлением администрации города Твери от 11.11.2014 № 1447 для собственников многоквартирного дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в г. Твери по его сносу истек 01.06.2015.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи.
В соответствии с разъяснением, которое дано в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Такое решение Администрацией города Твери не принято до настоящего времени.
Отсутствие в бюджете необходимых денежных средств для переселения нанимателей и выкупа у собственников жилых помещений не является основанием для неисполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей.
Поскольку дом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери, в котором проживают граждане, признан аварийным и подлежащим сносу, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине большой степени износа (на 15.01.2018 73%), а очередность расселения должна определяться в зависимости от степени износа: для деревянных и саманных построек такой показатель составляет – 50-60%, муниципальная программа «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением администрации города Твери от 31.10.2014 № 1397 является незаконной, в части установления срока расселения дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери на 2020 год.
Таким образом, бездействие администрации может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами, жилых помещений, дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери, так и иных граждан.
Согласно ст. 16 Закона № 189-ФЗ, ст. 36 ЖК РФ следует, что земельный участок должен быть сформирован именно под многоквартирным домом, при чем под каждым жилым домом отдельно.
Конституционным Судом РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» указано, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
В соответствии с пунктом 2,3 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
По смыслу ст. 36 ЗК РФ, действовавшей на момент заключения договора аренды земельного участка с РЖД, при предоставлении земельного участка должны быть учтены права и законные интересы других лиц, в том числе имеющих исключительное право на передачу земельного участка на праве собственности и ином вещном праве, то есть предоставляемый земельный участок должен быть свободен от прав третьих лиц. При наличии на земельном участке зданий, строений, сооружений исключительное право на приобретение земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений (ст. 36 ЗК РФ).
Однако незаконно бездействуя, ни Территориальное управление Росимущества в Тверской области, ни арендатор земельного участка на котором расположен дом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери не сформировали земельный участок под многоквартирным домом, тем самым нарушили права третьих лиц.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены ОАО «РЖД», ООО «Фаворит», ООО «Оптовая компания МегаСоль», Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, Муниципальное образование г.Твери, Харламова Л.М., Быкова Е.И., Хайрова М.Х., Филлипов А.В., Каравашкин С.Е., Бабчук И.П., Кичангин С.Б., Барсуковская Л.А., Хасматулин Т.Р., Круглова А.С., Гусарова Н.Н., Тихомирова В.В., Клочко И.А., Егорова В.А., Веселов П.Г., Гусаров Д.А., Юдина М.В., Правительство Тверской области, Министерство финансов Тверской области, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Впоследствии статус ОАО «РЖД» и Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области был изменен со статуса заинтересованных лиц на статус административных соответчиков.
В судебном заседании представитель прокуратуры Пролетарского района города Твери по доверенности Егорова Е.М. поддержала заявленные административные исковые требования в полном объёме с учетом уточнений, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации г.Твери по доверенности Антонова Н.А. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснила, что бездействия со стороны администрации г.Твери не допущено, все необходимые мероприятия исполнены.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области по доверенности Рачков В.В. не признал заявленные исковые требования, поддержал отзыв на административное исковое заявление, согласно которому Территориальное управление не признает свое бездействие, выразившееся в непринятии мер по формированию земельного участка под многоквартирным домом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери, поскольку письмом администрации города Твери №01/8128-и от 25 декабря 2017 года Территориальному управлению предложено сформировать земельный участок под вышеуказанным многоквартирным домом. Данное обращение было перенаправлено в ОАО «РЖД», как арендатору земельного участка, письмом №5723-05 от 29 декабря 2017 года, ответ на который до настоящего времени получен не был. Кроме того, в материалах дела не представлено доказательств обращения гражданами многоквартирного дома, с заявлением о формировании земельного участка под ним ни в Территориальное управление, ни в ОАО «РЖД». К тому же, формирование земельных участков под многоквартирным домом, находящемся в полосе отвода противоречит закону, так как нахождение капитальных строений в полосе отвода прямо запрещено законом. Вышеуказанный многоквартирный жилой дом не является федеральной собственностью, в связи с чем у Территориального управления отсутствуют основания для изъятия жилых помещений в данном многоквартирном доме и земельного участка под ними.
В судебном заседании представитель административного ответчика - ОАО «РЖД» по доверенности Алехин В.А. не признал заявленные исковые требования, поддержал объяснения на административное исковое заявление и дополнительные пояснения на уточненное административное исковое заявление, согласно которым в материалы дела не представлено доказательств обращения гражданами многоквартирного дома с заявлением о формировании земельного участка под ним ни в Территориальное управление, ни в ОАО «РЖД». В административном исковом заявлении не указано, в чем конкретно выразилось бездействие ОАО «РЖД». Требование о сносе многоквартирного дома возможно только при наличии соответствующих муниципальных нужд. Законодатель не устанавливает конкретные сроки, в пределах которых должно быть предъявлено соответствующее требование. ОАО «РЖД» считает, что само по себе признание дома аварийным и подлежащим сносу не является основанием для принятия решения органом местно самоуправления о выкупе земельного участка, а принятие земельных участков у собственника для муниципальных или государственных нужд является правом, а не обязанностью уполномоченного органа. Действующее законодательство не возлагает на администрацию обязанности принятия решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации г.Твери по доверенности Пиунова Н.Г. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы и позицию Администрации г.Твери. Кроме того, указала, что административным истцом пропущен трехмесячный срок на обжалование постановления администрации города Твери от 30.10.2014 года, поскольку обращение прокурора в суд было только в ноябре 2017 года.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области по доверенности Иванов О.Ю. поддержал административные исковые требования Прокурора Пролетарского района г. Твери, пояснил, что существует угроза разрушения жилого дома 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери.
В судебном заседании заинтересованные лица Харламова Л.М., Быкова Е.И., Хайрова М.Х., Барсуковская Л.А., Веселов П.Г. поддержали административные исковые требования Прокурора Пролетарского района г. Твери, просили их удовлетворить.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Правительства Тверской области не явился, данные о надлежащем извещении в материалах дела имеются, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, а ранее отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просил отказать в удовлетворении административных исковых требований Прокурора Пролетарского района г. Твери, поскольку бездействия со стороны органов местного самоуправления г.Твери не усматривается.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - ГК - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не явился, данные о надлежащем извещении в материалах дела имеются, представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также указал, что жилой дом 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери был признан аварийным в 2014 году, следовательно он не мог быть включен в со финансируемую Фондом областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 25 июня 2013 года №272-пп.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери, Департамента архитектуры и строительства администрации г.Твери, Муниципального образования г.Тверь, Министерства финансов Тверской области, ООО «Фаворит», ООО «Оптовая компания МегаСоль», ООО «Октан», заинтересованные лица Тихомирова В.В., Филлипов А.В., Каравашкин С.Е., Бабчук И.П., Кичангин С.Б., Хасматулин Т.Р., Круглова А.С., Гусарова Н.Н., Клочко И.А., Егорова В.А., Гусаров Д.А., Юдина М.В. не явились, данные о надлежащем извещении указанных лиц у суда имеются, заявлений и ходатайств не представили, судом определено рассмотреть дело в их отсутствии.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Буквальное толкование указанных норм права определяет, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
В порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что прокурор правомерно обратился в суд в соответствии со ст.ст. 39, 218 КАС РФ в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Прокуратурой Пролетарского района г. Твери проведена проверка по обращению Харламовой Л.М. о бездействии администрации города Твери по принятию мер, направленных на переселение жильцов из признанного аварийным многоквартирного дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников г. Твери.
Вышеуказанный дом построен до 1917 года, 2-х этажный, 2-х подъездный, 16-ти квартирный, бревенчатый, кровля шиферная, общей площадью 379,2 кв.м.
Согласно Акту приемки-передачи ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность от 27.12.2000 многоквартирный дом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери на указанную дату имел степень износа – 59%.
Постановлением администрации города Твери от 11.11.2014 № 1447 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Железнодорожников, д. 47, к. 1 признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2.2. и 6.1. данного постановления установлен срок требования собственникам дома о сносе многоквартирного дома до 01.06.2015, а также установлена обязанность департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери организовать процедуру изъятия земельного участка, на котором расположен указанный дом, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в случае, если собственники помещений в указанный срок не осуществят снос дома.
Расселение нанимателей жилых помещений в указанном доме осуществляется в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы».
Переселение граждан из многоквартирного дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери запланировано данной программой на 2020 год.
В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.1.1/2.1.1.1200-03 "САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ" в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Однако, жилой дом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери находится непосредственно в санитарно-защитной зоне, в 26 метрах от железнодорожных путей в нарушение п. 5.1 СанПиН 2.1.1/2.1.1.1200-03.
Тверской участок Эксплуатационного локомотивного депо Московского-структурного подразделения Октябрьской дирекции тяги, согласно п. 7.1.2 СанПиН СанПиН 2.1.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» относится к 4 классу и должен отделяться от жилой застройки СЗЗ не менее 100 метров.
Судом установлено, что допустимый санитарными нормами уровень шума от тепловозов, при нахождении на различных участках пути 19 «Д» на граждан, проживающих в доме № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери превышен, что зафиксировано ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту». (протокол №206 измерений шума от 30 июня 2009 года, протокол измерений физических факторов №315 Д от 11 апреля 2017 года).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическими требованиями следует понимать обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно ст.2 Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с Заключением Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 08.12.2011 № 3416/2276-К/7938-05 год последнего капитального ремонта в указанном жилом доме – 1972 год, при котором была проведена газификация дома, подключение холодной воды и канализации. Деревянные перекрытия со дня постройки дома не менялись. Согласно минимальной продолжительности эффективной эксплуатации зданий и объектов по ВСН 58-88(р) («Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения») для деревянных домов с деревянными перекрытиями продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт – 10-15 лет. Капитальный ремонт в доме не проводился 38 лет, ремонт или замена деревянных перекрытий не производилась. В связи со сверхнормативным отсутствием капитального ремонта, ухудшением эксплуатационных характеристик здания за 11 лет (с 1998г.), износом отдельных элементов до 70%, невозможности инженерными решениями снизить уровень шума, расположением жилого дома в зоне транспортной инфраструктуры железной дороги на территории с превышением показателей санитарно-эпидемиологической безопасности, отсутствуют возможности обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Проведение капитального ремонта дома с обязательным ремонтом или заменой деревянных перекрытий не целесообразно, что подтверждается техническим заключением от 2011 года специализированной организации ОАО Проектный институт «Тверьгражданпроект».
Согласно дополнению к техническому заключению 1485-14 от 15 января 2018 года Проектного бюро «Ротонда» по результатам осмотра жилого дома 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери физический износ здания составляет 73%.
На основании ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 6 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно статьям 42, 44, 65 Устава города Твери, принятого Решением Тверской городской Думы от 23 июня 2005 года № 68, администрация города Твери осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери. Органы местного самоуправления от имени города Твери самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами города Твери.
Экономическую основу местного самоуправления города составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города, а также имущественные права города. В собственности города в соответствии с действующим законодательством находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (статья 46 Устава).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1HYPERLINK "garantf1://86367.140106/"6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Суд, анализируя вышеуказанные нормы закона, а также п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» приходит к выводу, что возможность получения вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда по договорам социального найма лицами, проживающими в жилом помещении, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и которые не являются его собственниками, не находится в зависимости от признания указанных граждан малоимущими и нахождения их на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Жилое помещение предоставляется в данном случае не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием прежнего жилья, которое не находится в собственности гражданина, непригодным для проживания, и носит компенсационный характер.
Таким образом, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть также поставлено и в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Кроме того, срок, установленный Постановлением администрации города Твери от 11.11.2014 № 1447 для собственников многоквартирного дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в г. Твери по его сносу истек 01.06.2015.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи.
В соответствии с разъяснением, которое дано в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Однако, такое решение Администрацией города Твери не принято до настоящего времени.
Вместе с тем, отсутствие в бюджете необходимых денежных средств для переселения нанимателей и выкупа у собственников жилых помещений не является основанием для неисполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей.
Суд считает, что непринятие своевременных мер к устранению нарушений закона может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения конструкций дома или его части, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что поскольку дом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери, в котором проживают граждане, признан аварийным и подлежащим сносу, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине большой степени износа (на 15.01.2018 73%), а очередность расселения должна определяться в зависимости от степени износа: для деревянных и саманных построек такой показатель составляет – 50-60%, действия администрации города Твери по расселению граждан из аварийного жилого дома 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери, выразившееся в издании постановления администрации города Твери от 30.10.2014 №1397 «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы» в части установления срока расселения граждан из аварийного дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери на 2020 год, а также постановление администрации города Твери от 30.10.2014 №1397 «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы» в части установления срока расселения граждан из аварийного дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери на 2020 год являются незаконными.
Кроме того, в целях восстановления нарушенных прав граждан, суд считает необходимым обязать администрацию города Твери изменить срок расселения граждан из аварийного жилого дома 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери с 2020 года на до 31.12.2018 года путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации г. Твери 30.10.2014 №1397 «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы» в части срока расселения граждан из аварийного жилого дома 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери, а также обязать администрацию города Твери в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу принять меры направленные на расселение граждан из аварийного жилого дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери до 31.12.2018 года.
Согласно ст. 16 Закона № 189-ФЗ, ст. 36 ЖК РФ следует, что земельный участок должен быть сформирован именно под многоквартирным домом, при чем под каждым жилым домом отдельно.
Конституционным Судом РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» указано, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
В соответствии с пунктом 2,3 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2006 года №264 « О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельног7о участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАА «РЖД», за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником, расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.
Российская Федерация, реализуя свои права собственника земельных участков в полосе отвода железных дорог на основании договора аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного ОАО «РЖД» №66 от 20 марта 2007 года предоставляет участок, на котором находится спорный жилой дом ОАО «РЖД».
По смыслу ст. 36 ЗК РФ, действовавшей на момент заключения договора аренды земельного участка с РЖД, при предоставлении земельного участка должны быть учтены права и законные интересы других лиц, в том числе имеющих исключительное право на передачу земельного участка на праве собственности и ином вещном праве, то есть предоставляемый земельный участок должен быть свободен от прав третьих лиц. При наличии на земельном участке зданий, строений, сооружений исключительное право на приобретение земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений (ст. 36 ЗК РФ).
Тот факт, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери самостоятельно не обращались в Территориальное управление Росимущества в Тверской области и ОАО «РЖД» с заявлением о формировании земельного участка, не освобождает последних от исполнения установленных требований законодательства.
Иные доводы возражений административных ответчиков сводятся к изложению их правовой позиции и основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, а потому не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установил суд, Постановлением администрации города Твери от 11.11.2014 № 1447 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Железнодорожников, д. 47, к. 1 признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2.2. и 6.1. данного постановления установлен срок требования собственникам дома о сносе многоквартирного дома до 01.06.2015, а также установлена обязанность департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери организовать процедуру изъятия земельного участка, на котором расположен указанный дом, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в случае, если собственники помещений в указанный срок не осуществят снос дома.
Переселение граждан из многоквартирного дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери запланировано данной программой на 2020 год.
Расселение нанимателей жилых помещений в указанном доме осуществляется в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации г. Твери от 30.10.2014 года № 1397.
Спорное постановление в адрес административного истца Администрацией г.Твери не направлялось, что не оспаривалось представителями ответчиков. О том, что оспариваемое постановление имеет такое содержание, и текст административному истцу стало известно в судебном заседании 26 марта 2018 года, поскольку на постановление администрации г. Твери от 30.10.2014 года № 1397 ссылался представитель Правительства Тверской области. После чего, исковые требования прокурором были уточнены и приняты судом 18.04.2018 года. Первичное обращение прокурора в суд с иском было действительно в ноябре 2017 года, по результатам проверки по обращению жильцов дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери прокурором выявлены нарушения прав граждан, и как следствие обращение в суд с настоящим административным иском.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что срок обращения с административным исковым заявлением, в том числе, и по оспариванию постановления администрации г. Твери от 30.10.2014 года № 1397 в суд административным истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования Прокурора Пролетарского района г. Твери о возложении обязанности на Территориальное управление Росимущества в Тверской области и ОАО «РЖД» в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу, принять меры по формированию земельного участка под многоквартирным домом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери и проведению его государственного учета, а также принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери и организовать соответствующую процедуру изъятия до 31.12.2018 также подлежат удовлетворению.
Разрешая требования прокурора Пролетарского района г.Твери Твери о признании незаконным бездействия администрации города Твери, выразившегося в непринятии мер к расселению граждан из аварийного жилого дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери ранее 2018 года и о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества в Тверской области, ОАО «РЖД», выразившихся в непринятии мер по формированию земельного участка под многоквартирным домом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери и проведению его государственного учета и непринятии решения об изъятии земельного участка под данным многоквартирным домом, суд находит их неподлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Постановлением администрации города Твери от 11.11.2014 № 1447 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Железнодорожников, д. 47, к. 1 признан аварийным и подлежащим сносу.
Кроме того, в материалах дела находится письмо администрации г.Твери от 25 декабря 2017 года №01-8182-и заместителю руководителя Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, согласно которому администрация г.Твери просит сформировать земельный участок, на котором расположен аварийный и подлежащий сносу многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Железнодорожников, д. 47, к. 1 для дальнейшей передачи его в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме и последующего изъятия для муниципальных нужд.
Таким образом, бездействие со стороны администрации г.Твери не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Также не нашло подтверждение в судебном заседании бездействие Территориального управления Росимущества в Тверской области, ОАО «РЖД», выразившихся в непринятии мер по формированию земельного участка под многоквартирным домом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери и проведению его государственного учета и непринятии решения об изъятии земельного участка под данным многоквартирным домом.
Письмо администрации города Твери №01/8128-и от 25 декабря 2017 года Территориальному управлению было перенаправлено в ОАО «РЖД», как арендатору земельного участка, письмом №5723-05 от 29 декабря 2017 года.
Кроме того, Территориальным управлением Росимущества в Тверской области 08 февраля 2018 года направлен запрос №410-04 в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери о предоставлении сведений нахождения в реестре муниципальной собственности жилого дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора Пролетарского района г.Твери о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества в Тверской области, ОАО «РЖД», выразившихся в непринятии мер по формированию земельного участка под многоквартирным домом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери и проведению его государственного учета и непринятии решения об изъятии земельного участка под данным многоквартирным домом не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,218 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Прокурора Пролетарского района г. Твери удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации города Твери по расселению граждан из аварийного жилого дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери, выразившееся в издании постановления администрации города Твери от 30.10.2014 №1397 «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы» в части установления срока расселения граждан из аварийного дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери на 2020 год.
Признать незаконным постановление администрации города Твери от 30.10.2014 №1397 «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы» в части установления срока расселения граждан из аварийного дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери на 2020 год.
В целях восстановления нарушенных прав граждан обязать администрацию города Твери изменить срок расселения граждан из аварийного жилого дома 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери с 2020 года на до 31.12.2018 года путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации г. Твери 30.10.2014 №1397 «Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015-2020 годы» в части срока расселения граждан из аварийного жилого дома 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери
Обязать администрацию города Твери в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу принять меры направленные на расселение граждан из аварийного жилого дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери до 31.12.2018 года.
Обязать Территориальное управление Росимущества в Тверской области и ОАО «РЖД» в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу, принять меры по формированию земельного участка под многоквартирным домом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери и проведению его государственного учета, а также принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери и организовать соответствующую процедуру изъятия до 31.12.2018.
В удовлетворении требований прокурора Пролетарского района г. Твери о признании незаконным бездействия администрации города Твери, выразившегося в непринятии мер к расселению граждан из аварийного жилого дома № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери ранее 2018 года и о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества в Тверской области, ОАО «РЖД», выразившихся в непринятии мер по формированию земельного участка под многоквартирным домом № 47 корп. 1 по ул. Железнодорожников в городе Твери и проведению его государственного учета и непринятии решения об изъятии земельного участка под данным многоквартирным домом – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Булыгина