Решение по делу № 33-584/2022 от 19.01.2022

Дело № 33-584/2022                        Докладчик Глебова С.В.

Суд I инстанции дело № 2-1344/2021            Судья Андреева А.П.

УИД 33RS0008-01-2021-002458-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего судьи Никулина П.Н.

судей Глебовой С.В., Огудиной Л.В.

при секретаре Егоровой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 9 февраля 2022 г. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 8 ноября 2021 г., которым постановлено:

    Исковые требования Ульянова В.А. к Администрации МО Гусь-Хрустальный район о предоставлении благоустроенного жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить по договору найма специализированного жилого помещения Ульянова Василия Алексеевича жилым помещением, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, в границах Гусь-Хрустального района, за счет средств бюджета Владимирской области.

    Заслушав доклад судьи Глебовой С.В., возражения относительно апелляционной жалобы истца Ульянова В.А., участвовавшего в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента образования Владимирской области Козиной И.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ульянов В.А., **** года рождения, обратился в суд с иском к администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области, в котором просил обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований истец указал, что он относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать У.Е.Н.. умерла ****, отец У.А.В.. лишен родительских прав. С данного времени ему был назначен опекун Л.Н.Н.., с которой он проживал в квартире, оставшейся от родителей в **** Гусь-Хрустального района. В 1999 году указанная квартира сгорела. После чего Л.Н.Н.. забрала его на временное проживание по месту ее жительства – ****, пока он учился в школе № 263 до 2003 года. Опекун Л.Н.Н.. не смогла добиться для него жилья в **** Гусь-Хрустального района по неизвестным причинам. С 2003 по 2006 годы его опекуном была М.В.Н.., и он проживал по ее месту жительства – ****. Им не реализовано право на обеспечение жилым помещением как лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей. В период опеки над ним закрепленного жилого помещения не имел. По окончании пребывания в учреждении профессионального образования, жилым помещением обеспечен не был.

Истец Ульянов В.А., отбывающий наказание в ****, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об участии в судебном заседании посредством системы видео-конференцсвязи не заявил, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее, участвуя в судебном заседании посредством системы видео-конференцсвязи, указал, что после смерти матери и лишения отца родительских прав он остался без попечения родителей и воспитывался в семьях опекунов, которые не решили его жилищный вопрос при отсутствии закрепленного за ним жилого помещения. После окончания профессионального училища в Пермском крае он приезжал в **** Гусь-Хрустального района для решения вопроса с жильем, но ему не было разъяснено – куда и в каком порядке необходимо обратиться, при этом в его паспорте поставили отметку о регистрации в **** Гусь-Хрустального района без указания адреса. Поскольку в **** Гусь-Хрустального района проживать ему было негде, он возвратился в Пермский край.

Представитель ответчика администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области Петрова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не включался. С соответствующим заявлением по окончании обучения и достижения 18-летнего возраста не обращался. В связи с тем, что Ульянов В.А. достиг 23-летнего возраста, оснований для обеспечения его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управления образования администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области Романова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что после окончания опеки над истцом он в Гусь-Хрустальный район не возвращался, с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им 23-летнего возраста не обращался.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента образования администрации Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве просил провести судебное заседание без участия представителя, отказать в удовлетворении исковых требований. Указал, что с заявлением на предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения 23-летнего возраста Ульянов В.А. не обращался. В сформированный сводный Список на территории Владимирской области лиц указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец не включался. Уважительных причин пропуска подачи необходимого заявления по обстоятельствам, связанным с личностью истца, им не представлено.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации МО Демидовское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик администрация МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование несогласия с решением суда указывает, что Ульянов В.А., **** года рождения, за предоставлением предусмотренных законом гарантий до 23 лет не обращался, вследствие чего не относится к лицам, на которых распространяются положения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Жилищное законодательство в части предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения носит заявительный характер. Заявление от 11.11.2004 о постановке на учет, списки детей сирот на 04.07.2007 и 25.01.2007, предоставленные отделом образования из компьютерной базы нельзя рассматривать как надлежащие доказательства, поскольку они не подписаны руководителем или должностным лицом и не были предоставлены в Департамент образования Владимирской области. В сводный Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ульянов В.А. не включался. С заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения 23-летнего возраста Ульянов В.А. после окончания училища не обращался, по месту регистрации не появлялся. Кроме того, жилое помещение в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предоставляется, в том числе, по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Поскольку окончание срока отбывания наказания Ульянова В.А. – 08.05.2024, решение суда в части возложения обязанности обеспечить истца жилым помещением в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу также нельзя признать законным.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу Департамент образования Владимирской области полагает доводы апелляционной жалобы законными и обоснованными, а обжалуемое решение подлежащим отмене, как основанное на неверном толковании норм материального права.

В судебное заседание представитель ответчика администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области; представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, управления образования администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области; администрации Владимирской области; администрации МО Демидовское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле

Рассмотрев дело в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 1).

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

    Положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции на дату окончания истцом обучения в профессиональном училище) предусматривалось, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавшим на дату окончания истцом обучения в профессиональном училище) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется по окончании или в течение двух лет до окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, по возвращении или в течение двух лет до возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно пункту 15 статьи 4 Закона Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ) к полномочиям органов исполнительной власти Владимирской области в сфере государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится утверждение порядка однократного предоставления лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ полномочия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами Владимирской области.

Согласно пункту 2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от 20.05.2013 № 612 (далее – Порядок № 612), жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 Порядка, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения органа местного самоуправления и в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 612 лицам, указанным в пункте 1 Порядка, жилое помещение однократно предоставляется органами местного самоуправления на территории населенного пункта по месту его жительства на территории Владимирской области, при условии отсутствия у лица жилого помещении в другом населенном пункте на территории Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются по заявлению лиц, указанных в пункте 1 Порядка. Заявления подаются в орган местного самоуправления в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В подпункте «а» пункта 2 статьи 1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями в части: формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с требованиями действующего законодательства; управления специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятия решений о включении (исключении) жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятия решения о заключении с ними договора найма специализированного жилого помещения и заключения указанного договора.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Ульянов Василий Алексеевич, **** года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Ульянова В.А. -У.Е.Н. умерла ****. Отец Ульянова В.А. - У.А.В. лишен родительских прав решением Гусь-Хрустального городского суда от 06.01.2000 (т. 1 л.д. 7, 129-130).

Постановлением главы местного самоуправления Ильичевского сельского округа Гусь-Хрустального района от 16.09.1997 Л.Н.Н. назначена опекуном над несовершеннолетним Ульяновым В.А. В период с 07.04.2000 по 29.07.2006 истец был зарегистрирован по месту пребывания – по месту жительства опекуна по адресу: **** (т. 1 л.д. 95, 89)

Постановлением главы Гусь-Хрустального района от 08.06.2004 Л.Н.Н. освобождена от обязанностей попечителя над несовершеннолетним Ульяновым В.А. (т. 1 л.д. 66).

Постановлением главы Гусь-Хрустального района от 08.06.2004 Н.Н.В. назначена попечителем над несовершеннолетним Ульяновым В.А. (т. 1 л.д. 65).

Постановлением главы Гусь-Хрустального района Владимирской области от 06.10.2004 Наумова Н.В. освобождена от обязанностей попечителя над несовершеннолетним Ульяновым В.А. в связи с зачислением его на полное государственное обеспечение в ПУ-79 с. Частые Пермской области (т. 1 л.д. 62)..

01.09.2004 по 30.06.2007 Ульянов В.А. обучался в Частинском ГОУ НПО ПУ-79 и находился на полном гособеспечении (т. 1 л.д. 63).

06.10.2004 отдел образования администрации Гусь-Хрустального района сообщил директору ПУ № 79, что Ульянов В.А. по месту регистрации в **** жилья не имеет и будет обеспечен им в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (т. 1 л.д. 61).

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) разъяснено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Из материалов дела следует, что 11.11.2004 руководство ГОУ НПО «Профессиональное училище № 79» Пермской области обратилось в администрацию Гусь-Хрустального района с письменным заявлением о постановке в очередь на получение жилья Ульянова В.А. на основании п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, информировав о том, что истец обучается в училище с Частые Частинского района Пермской области на 1 курсе и по окончании училища будет определен по месту жительства, то есть имел место факт обращения с соответствующим заявлением до достижения Ульяновым В.А. 23-летнего возраста (т. 1 л.д. 60).

Таким образом, руководителем учебного заведения, где обучался и находился на полном гособеспечении Ульянов В.А., было подано заявление в целях обеспечения последнего жилым помещением на основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Указанное заявление было подано по достижении Ульяновым В.А. 16-летнего возраста, то есть своевременно.

Сведения о своевременном принятии решения по данному заявлению отсутствуют. Таким образом, является уважительной причина, по которой Ульянов В.А., оставшийся без попечения родителей, в отношении которого законным представителем в установленный срок было подано заявление об обеспечении жилым помещением на основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Кроме того, управлением образования администрации МО Гусь-Хрустальный район представлены сведения из компьютерной базы в адрес Департамента образования: Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения по состоянию на 04.07.2006 и Сведения по состоянию на 25.01.2007 о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых право на получение жилого помещения возникнет с 01.01.2007 по 31.12.2007 (т. 1 л.д. 138-142). Согласно указанным сведениям Ульянов В.А. относился к указанной категории лиц, указаны примерная дата его возвращения на территорию Гусь-Хрустального района – 2007 год и дата возникновения права на внеочередное получение жилого помещения – 01.06.2007.

Из материалов дела следует, что Ульянов В.А. не имеет закрепленного за ним жилого помещения.

Дом, в котором истец был ранее зарегистрирован в **** Гусь-Хрустального района Владимирской области, сгорел, что подтверждается справкой администрации Ильичевского сельского округа Гусь-Хрустального района от 23.11.1999; справкой ОГПС от 1999 года (т. 1 л.д. 93, 101).

С 03.06.2004 истец зарегистрирован по адресу: **** (т. 1 л.д. 31).

Согласно справке администрации МО Демидовское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области от 01.09.2021 Ульянов В.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ****. Дом, в котором он проживал, сгорел (т. 1 л.д. 117).

По сообщению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 16.08.2021 и межрайонного отдела № 4 ГУП ВО БТИ от 29.10.2021 Ульянов В.А. на территории Российской Федерации в собственности объектов недвижимости не имеет (т. 1 л.д. 29, 210).

Разрешая спор, установив указанные обстоятельства и проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что Ульянов В.А. не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им совершеннолетия по независящим от него причинам, что привело к нарушению его прав, которые подлежат восстановлению в судебном порядке. Достижение истцом 23-летнего возраста на момент подачи иска само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении ему вне очереди жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, поскольку имелись уважительные причины, препятствовавшие истцу реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения носит заявительный характер, Ульянов В.А., **** года рождения, за предоставлением предусмотренных законом гарантий до достижения 23-летнего возраста не обращался, вследствие чего он утратил право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ульянов В.А. не включался, а списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 04.07.2007 и 25.01.2007, предоставленные управлением образования администрации МО Гусь-Хрустальный район из компьютерной базы нельзя рассматривать в качестве надлежащего доказательства, поскольку они не подписаны руководителем либо должностным лицом и не были предоставлены в Департамент образования Владимирской области, основанием для отмены решения суда не являются

Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на администрацию МО Гусь-Хрустальный район обязанности по предоставлению Ульянову В.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещенияв течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Как указывалось выше, положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Из материалов дела следует, что приговором Большесосновского районного суда Пермского края от 13.09.2013 Ульянов В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ. Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет с отбыванием наказания в колонии особого режима. Согласно приговору суда срок отбытия наказания исчисляется с 13.09.2013 г., в срок отбытия наказания зачтен период содержания под стражей до суда с 09.05.2013 до 13.09.2013.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 28.11.2013 приговор Большесосновского районного суда Пермского края от 13.09.2013 изменен. Ульянову В.А. назначено отбывание наказания в исправительной колонии строго режима. В остальной части приговор оставлен без изменения (т. 1 л.д. 201-207).

В настоящее время Ульянов В.А. содержится в ****

Учитывая положения абзаца 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, поскольку в настоящее время истец отбывает наказание в исправительном учреждении, Ульянов В.А. подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по окончании отбывания наказания в исправительном учреждении.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению в части установленного срока для обеспечения Ульянова В.А. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

В остальной части решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 08.11.2021 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 8 ноября 2021 г. изменить в части установленного срока для обеспечения Ульянова Василия Алексеевича жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции.

Обязать администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области обеспечить по договору найма специализированного жилого помещения Ульянова Василия Алексеевича жилым помещением по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, в границах Гусь-Хрустального района за счет средств бюджета Владимирской области по окончании отбывания наказания в исправительном учреждении.

В остальной части решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 8 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области – без удовлетворения.

Председательствующий                    Никулин П.Н.

Судьи                                Глебова С.В.

                                    Огудина Л.В.

Мотивированное апелляционное определение составлено 16.02.2022 г.

33-584/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Ульянов Василий Алексеевич
Ответчики
Администрация МО гусь-Хрустальный район Владимирской области
Другие
Администрация Демидовского сельского поселения
Администрация Владимирской области
Управление образования Администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области
Департмент образования Владимрской области
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Глебова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
20.01.2022Передача дела судье
09.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2022Передано в экспедицию
09.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее