Решение по делу № 2а-3186/2021 от 06.04.2021

Дело № 2а-3186/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2021 года                                                      г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Данилиной И.А.,

с участием представителя административного истца помощника Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Ескиной А.Г.,

представителя административного ответчика Аристова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства Камчатского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожаров, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденным административным регламентом, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Камчатский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Агентству лесного хозяйства Камчатского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожаров, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденным административным регламентом, возложении обязанности не позднее четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в соответствии со статьями 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожаров, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении на основании разработанных и утвержденных административных регламентов. В обоснование иска указано на то, что Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законодательства в сфере лесопользования, в ходе которой установлено неисполнение Агентством лесного хозяйства Камчатского края (далее – Агентство) законодательства в области лесных отношений, а именно Агентством не предоставляются государственные услуги, в том числе в электронной форме, по приему отчетов об охране лесов от пожаров, о защите лесов, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, о воспроизводстве лесов и лесоразведении. В связи с выявленными нарушениями, 25 февраля 2021 года в Агентство внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено 09 марта 2021 года. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены, возможность получения государственных услуг по предоставлению отчета об охране лесов от пожаров, о защите лесов, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе в сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами не обеспечена. Указанное бездействие продолжается длительное время, затрагивает и нарушает права и интересы заинтересованных лиц, препятствует реализации указанными лицами прав, гарантированных государством.

Представитель административного истца Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Ескина А.Г. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала по основаниям, в нем изложенным.

Представитель административного ответчика Агентства лесного хозяйства Камчатского края Аристов С.Н. требования административного иска не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на иск. Пояснил, что на данный момент административные регламенты предоставления государственных услуг по приему органами исполнительной власти субъектов РФ отчетов об охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении уполномоченными федеральными органами государственной власти не утверждены. Предоставление отчетов, предусмотренных статьями 60, 60.11 и 66 Лесного кодекса Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг не предусмотрено. Полномочиями по размещению сведений о государственной услуге на Едином портале и утверждению соответствующих электронных форм обладает Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. С 01 июня 2021 года Агентство начнет принимать отчеты, предусмотренные статьями 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации, в электронном виде.

Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Учитывая, что административным истцом оспаривается длящееся бездействие, выразившееся в непредоставлении государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожаров, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденным административным регламентом, при этом у административного ответчика сохраняется обязанность совершить указанное действие, срок обращения в суд с настоящим иском административным истцом не пропущен.

Как следует из статей 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов, предоставляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, отчеты об охране лесов от пожаров, о защите лесов, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно приложению №1 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2016 №641, предоставление государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов осуществляется в Камчатском крае Агентством лесного хозяйства Камчатского края.

В соответствии с частью 1.1 Положения об Агентстве лесного хозяйства Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 28.04.2011 №165-П (далее – Положение), Агентство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим в Камчатском крае реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и функции по реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю (надзору), по предоставлению государственных услуг, а также иные правоприменительные функции в области лесных отношений на территории Камчатского края.

В силу указанных норм, предоставление государственной услуги по приему отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, возложено на Агентство лесного хозяйства Камчатского края.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга - деятельность по реализации функций, в том числе, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон №210-ФЗ) предусмотрено, что предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона №210-ФЗ к числу основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона №210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Статьей 6 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона №210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Частью 1 статьи 13 того же Федерального закона определено, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Как следует из материалов дела, Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Агентством законодательства в области лесных отношений.

10 февраля 2021 года Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой в Агентстве запрошены сведения о предоставляемых государственных услугах.

В ответе на требование от 17 февраля 2021 года Агентство сообщило перечень предоставляемых услуг, в том числе в п.7 указана услуга «Прием деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов». Одновременно указано, что предоставление данной услуги в электронном виде посредством Портала государственных и муниципальных услуг Камчатского края не предусмотрено Регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2016 № 641.

25 февраля 2021 года Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Агентства вынесено представление об устранении нарушений закона, предписано обеспечить возможность предоставления отчетов об охране лесов от пожаров, о защите лесов, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, в том числе в форме электронного документооборота.

Представление Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры Агентством было рассмотрено, 26 марта 2021 года дан ответ, согласно которому Агентством подготавливаются обращения в органы государственной власти, уполномоченные на формирование сведений об услугах и ведение соответствующих информационных систем, в целях разъяснения порядка размещения Агентством на портале государственных и муниципальных услуг сведений о государственных услугах по приему отчетов, предусмотренных статьями 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации, а также взаимодействия Агентства с данными органами по предоставлению государственных услуг и осуществлению административных процедур, связанных с приемкой отчетов, возложенных на Агентство. Параллельно осуществляется разработка проектов административных регламентов предоставления государственных услуг по приему Агентством отчетов об охране лесов от пожаров, о защите лесов, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, о воспроизводстве лесов и лесоразведении. Разработанные проекты административных регламентов после проведения оценки регулирующего воздействия и получения положительных заключений, антикоррупционной экспертизы, согласования заинтересованными лицами, в порядке, установленном соглашением о взаимодействии в сфере нормотворческой деятельности от 12 января 2021 года, будут направлены на правовую экспертизу в прокуратуру Камчатского края. На совещании начальников профильных отделов Агентства указано на совершение действий, способствующих сокращению сроков по разработке проектов административных регламентов и принятия полного комплекса мер, обеспечивающих разработку административных регламентов.

Из представленных документов, пояснений представителя административного ответчика следует, что Агентством не утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожаров, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Указанные государственные услуги с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, не предоставляются.

При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами. Обязанность по утверждению административных регламентов предоставления государственных услуг возложена на Агентство лесного хозяйства Камчатского края.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что в нарушение статей 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации, основных принципов оказания государственных и муниципальных услуг, установленных статьей 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Агентством не утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг по приему отчетов, не предоставляются государственные услуги по приему отчета об охране лесов от пожара, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

С учетом того, что обязанность по организации в соответствии со статьями 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации предоставления государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожаров, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг на основании разработанных и утвержденных административных регламентов возложена на Агентство, а непредставление указанных государственных услуг нарушает права заявителей на получение надлежащей государственной услуги, суд приходит к выводу о том, что Агентством допущено незаконное бездействие.

На основании пункта 1 части 3, части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации способом восстановления права в данном случае будет являться возложение на Агентство обязанности в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в соответствии со статьями 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожара, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении на основании разработанных и утвержденных административных регламентов.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства Камчатского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Агентства лесного хозяйства Камчатского края, выразившееся в непредоставлении государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожаров, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденным административным регламентом.

Возложить на Агентство лесного хозяйства Камчатского края обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в соответствии со статьями 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление государственных услуг по приему отчета об охране лесов от пожара, отчета о защите лесов, отчета об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении на основании разработанных и утвержденных административных регламентов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                         Ю.Н. Степанова

Мотивированное решение составлено 17 мая 2021 года

УИД 41RS0001-01-2021-003838-03

2а-3186/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Камчатский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Агентство лесного хозяйства Камчатского края
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Степанова Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
06.04.2021Регистрация административного искового заявления
07.04.2021Передача материалов судье
07.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2021Судебное заседание
17.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2021Дело оформлено
22.06.2021Дело передано в архив
29.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее