Дело № 2-1159/2015
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
03 марта 2015 года г.Миасс
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Подрябинкиной Ю.В.,
при секретаре Бобковой Т.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Миасса в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 30» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Миасса обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 30» (далее – МКОУ «СОШ №30») о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Миасса была проведена проверка соблюдения МКОУ «СОШ №30» требований пожарной безопасности. По результатам проверки установлено, что школа не оснащена системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (беспроводной пожарной сигнализацией). Согласно Уставу МКОУ «СОШ №30» школа является муниципальным казенным учреждением, осуществляющим оказание муниципальных услуг в целях обеспечения прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования. В силу ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Прокурор г. Миасса в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в части возложения на МКОУ «СОШ № 30» обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Представитель ответчика МКОУ «СОШ № 30» Белая М.Ф. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась частично, не согласна с с требованиями в части срока устранения нарушений.
Представитель третьего лица МКУ Миасского городского округа «Образование» Чеснокова А.О. суду пояснила, что с заявленными исковыми требованиями согласна частично, просит установить срок устранения нарушений до 01 сентября 2015 года.
Представители третьих лиц администрации Миасского городского округа Челябинской области, Отдела надзорной деятельности № 5 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области в суд не явился, извещены о времени и месте судебного разбирательства дела надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав все материалы дела, суд приходит выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Судом установолено, что ответчик МКОУ «СОШ № 30» является некоммерческой организацией. Собственником имущества учреждения является Миасский городской округ. МКОУ «СОШ № 30» является юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств (л.д. 6-8).
На основании пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательного учреждения, в том числе, относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного Закона, следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 32 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлена классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, где к классу Ф1.1 - отнесены здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, а к классу Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.
Из положений п. 14.4 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, следует, что на объектах класса функциональной опасности Ф1.1 и Ф4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009.
Как следует из пояснений сторон и подтверждается материалами дела, МКОУ «СОШ №30» не оснащена системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы ( л.д. 9,10.11).
Положениями ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Учитывая что представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании факт выявленных нарушений не оспаривали, исковые требований прокурора г. Миасса в интересах неопределенного круга лиц о возложении на МКОУ «СОШ № 30» обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании школы в части создания условий передачи извещения о пожаре в подразделение пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объекта и любых организаций, транслирующих эти сигналы подлежат удовлетворению.
С учетом даты рассмотрения настоящего дела судом, срок устранения нарушений до ДАТА является неисполнимым в связи с чем, суд считает правильным в удовлетворении исковых требований Прокурора г.Миасса в указанной части - отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Миасса в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30» в части создания условий передачи извещения о пожаре в подразделение пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объекта и любых организаций, транслирующих эти сигналы.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору города Миасса в интересах неопределенного круга лиц – отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий