Решение по делу № 2а-9595/2022 от 02.09.2022

Дело № 2а-9595/2022

УИД: 11RS0010-01-2020-002794-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сыктывкар 11 октября 2022 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,

при секретаре Крутикове П.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Узлова Петра Владимировича к Российской Федерации в лице ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

установил:

Узлов П.В. обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда за причинение вреда здоровью и ненадлежащее оказание медицинской помощи за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 1000000 руб. В обоснование заявленных требований указал, что страдает .... Несмотря на данные заболевания истец был помещён в камеру на 4 этаже, что препятствовало ему осуществлять прогулки, соблюдать гигиену – мыться в бане. Узлов П.В. испытывал боли в ногах. При обращении к врачам должной медицинской помощи не получал.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице ФСИН России, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования - УФСИН России по Республике Коми.

Определением от ** ** ** суд перешёл к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Стороны участия в судебном заседании не приняли, извещены надлежаще.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ** ** ** приказом ФСИН России №... образовано ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, приказом от ** ** ** утверждены положения о 12 медицинских частях, больнице, центре медицинской и социальной реабилитации и 2 военно-врачебных комиссиях. Медицинские части осуществляют медицинское обслуживание колоний, следственных изоляторов и других учреждений по месту их дислокации по Республике Коми.

Медицинскую помощь на территории ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК осуществляет «Медицинская часть № 1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСН России.

Узлов П.В., ** ** ** года рождения, содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми с ** ** ** по ** ** **.

Как следует из материалов дела и данных медицинской карты, Узлов П.В. находился под наблюдением медицинских работников МЧ-1 с ** ** **. Состоял на диспансерном учете с диагнозом «.... Узлову П.В. регулярно оказывалась медицинская помощь по имеющимся заболеваниям, он проходил амбулаторное и стационарное лечение.

По сведениями ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми истец содержался в период с ** ** ** по ** ** ** в камере №... – 4 этаж, с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по ** ** ** в камере №... – 4 этаж, с ** ** ** по ** ** ** в камере №... – 1 этаж, с ** ** ** по ** ** ** в камере №... – 3 этаж, с ** ** ** по ** ** ** в камерах на 4 этаже, с ** ** ** по ** ** ** в камере №... – 3 этаж.

Из медицинской документации истца и заключений судебной экспертизы следует, что Узлову П.В. была установлена вторая группа инвалидности впервые ** ** **, продлена ** ** ** на год и ** ** ** продлена до ** ** **.

Для проверки доводов истца о ненадлежащем качестве медицинской помощи по делу проведена судебная экспертиза.

Из заключения экспертизы следует, что у Узлова П.В. имеются следующие заболевания:

...

...

...

Наличие заболевания «...» у истца по представленной медицинской документации не подтверждено.

Истец неоднократно обращался в ФКУЗ МСЧ-11 с жалобами на тяжесть в ногах, боли в ногах, .... Также изредка обращался с жалобами на головную боль.

Медицинская помощь истцу в период с ** ** ** по ** ** ** по его заболеванию «.... При этом со стороны истца, согласно представленной медицинской документации, зафиксированы отказы от получения медицинской помощи ** ** **, ** ** **, ** ** **. В нарушение санитарно-эпидемиологических правил, не было проведено ПЦР-исследование для подтверждения или исключения наличия ....

Медицинская помощь по заболеванию «...» в период с ** ** ** по ** ** ** оказывалась в соответствии со Стандартом, при этом дефект оказания медицинской помощи (...) был допущен до ** ** **, при первичном установлении данного диагноза в период стационарного лечения с ** ** ** по ** ** **.

По заболеванию «...» медицинская помощь была оказана своевременно, в полном объеме, что подтверждается отсутствием прогрессирования данного заболевания по результатам осмотров с ** ** ** по ** ** **, отсутствием ....

.... Таким образом, установленные дефекты оказания медицинской помощи не подлежит квалификации по степени тяжести вреда, причиненного здоровью, ввиду отсутствия причинно-следственной связи между выявленными дефектами и ухудшением состояния здоровья истца.

Каких-либо медицинских стандартов или рекомендаций по вопросу этажности размещения пациентов с ..., а также по необходимости в дополнительном одеяле или белье, в доступных литературных источниках не имеется. Согласно представленному делу МСЭ, истцу была установлена ..., что соответствует способности к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств (...). Таким образом, истец мог и может самостоятельно передвигаться (в том числе по лестницам) и не нуждается в частичной или постоянной помощи других лиц. Вопрос о наличии или отсутствии нарушения каких-либо приказов в части содержания и размещения инвалидов в камерах на этаже выше первого является организационным и не содержит судебно-медицинской составляющей. Медицинские ограничения для содержания в камере на этаже выше первого у Узлова П.В. отсутствуют, обеспечение каких-либо специальных условий проживания (содержания) в связи с имеющимися заболеваниями и установленной инвалидностью истцу не требуется.

Оснований не доверять заключению экспертов не имеется. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Выводы экспертов какими-либо доказательствами не опровергнуты.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от ** ** ** N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4).

Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу пункта 21 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 26 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).

При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (часть 3).

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).

В силу статьи 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (часть 1).

Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 2).

При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи (часть 4).

В соответствии с частью 7 статьи 26 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьей 101 УИК РФ приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Пунктом 2 вышеприведенного Порядка предусмотрено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за ненадлежащее оказание медицинской помощи.

В соответствии со ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Как следует из медицинской документации, подробно проанализированной судебно-медицинским экспертом, при содержании под стражей Узлову П.В. оказывалась необходимая медицинская помощь и лечение, регулярно производились осмотры и наблюдение врачей, обеспечен прием лекарственных препаратов, однако, ему не назначены препараты группы ..., не было проведено ПЦР-исследование для подтверждения или исключения наличия ..., что свидетельствует о дефектах оказания ему медицинской помощи, отнесенных действующим законодательством к нарушениям условий содержания под стражей в период с ** ** ** по ** ** **.

Принимая во внимание продолжительность нарушений, обстоятельства, при которых допускались нарушения, их последствия для административного истца, который претерпевает нравственные страдания, выражающиеся в чувстве несправедливости и незащищенности от неправомерных действий, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу Узлова П.В. с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в период с ** ** ** по ** ** **, в размере 15 000 рублей.

Оснований для признания незаконными действий ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, выразившихся в необеспечении вторым одеялом и размещения в камерах, расположенных выше первого этажа, и нарушения в связи с этим права на ежедневную прогулку, не имеется.

В силу положений ч. 1 ст. 33 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости.

При поступлении в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми Узлов П.В. ограничений физических возможностей не имел, в связи с чем не был помещен в камеру для лиц с ограниченными возможностями. Судебным экспертом не установлено медицинских ограничений для содержания в камере на этаже выше первого у Узлова П.В. и обеспечения ему каких-либо специальных условий проживания (содержания) в связи с ....

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.

Исковые требования к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России удовлетворению не подлежат.

С учётом изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Узлова Петра Владимировича компенсацию за нарушение условий содержания в размере 15000 (пятнадцати тысяч) руб.

В удовлетворении административного иска к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России отказать.

Реквизиты для перечисления компенсации:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

...

Судья - Н.Е. Колосова

2а-9595/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Узлов Петр Владимирович
Ответчики
РФ в лице ФСИН России
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
Другие
ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК
УФСИН России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Колосова Надежда Егоровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
02.09.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
05.09.2022Передача материалов судье
07.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2022Судебное заседание
11.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее