Председательствующий: судья Дмитриенко Д.М.
Дело № 33а-1801/2020
УИД 19RS0002-01-2020-002385-90
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Абакан 25 августа 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Вениченко О.В., Паксимади Л.М.,
при ведении протокола помощником судьи Ербягиной М.С.,
с участием прокурора Кузнецовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям Харисова Константина Нурфаязовича к территориальной избирательной комиссии г. Черногорска о признании незаконными и отмене постановлений от 31 июля 2020 г. № 123/635-4 «О регистрации Смышляева Владимира Леонидовича кандидатом на должность Главы муниципального образования город Черногорск, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Хакасия», № 123/636-4 «О регистрации Синькова Петра Васильевича кандидатом на должность Главы муниципального образования город Черногорск, выдвинутого в порядке самовыдвижения», № 123/637-4 «О регистрации Григорьева Евгения Ивановича кандидатом на должность Главы муниципального образования город Черногорск, выдвинутого в порядке самовыдвижения»,
по апелляционным жалобам административного истца Харисова К.Н., заинтересованного лица Григорьева Е.И. на решение Черногорского городского суда от 17 августа 2020 г., которым требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного истца Васильева Н.Е., заинтересованного лица Григорьева Е.И., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, представителя административного ответчика председателя ТИК г. Черногорска Тамонина Ю.Г., заинтересованных лиц Синькова П.В., Смышляева В.Л., выразивших согласие с решением суда, заключение прокурора Кузнецовой Н.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов города Черногорска от 23 июня 2020 г. № 303 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы главы города Черногорска Республики Хакасия.
31 июля 2020 г. территориальной избирательной комиссией г. Черногорска приняты оспариваемые постановления:
№ 123/635-4 «О регистрации Смышляева Владимира Леонидовича кандидатом на должность Главы муниципального образования город Черногорск, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Хакасия»;
№ 123/636-4 «О регистрации Синькова Петра Васильевича кандидатом на должность Главы муниципального образования город Черногорск, выдвинутого в порядке самовыдвижения»;
№ 123/637-4 «О регистрации Григорьева Евгения Ивановича кандидатом на должность Главы муниципального образования город Черногорск, выдвинутого в порядке самовыдвижения».
Харисов К.Н., являясь зарегистрированным кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск, обратился суд с административными исками об отмене указанных постановлений. В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что законных оснований для принятия оспариваемых постановлений у избирательной комиссии не имелось, поскольку Григорьевым Е.И., Синьковым П.В., Смышляевым В.Л. в территориальную избирательную комиссию г. Черногорска не представлены необходимые документы, отвечающие требованиям статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Справки о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, составлены кандидатами с нарушением пункта 3 Указа Президента Российской Федерации 06 июня 2013 № 546. Обратил внимание на то, что подписные листы представлены с нарушением требований, предусмотренных пунктом 9 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, имеют недостаточное количество достоверных подписей избирателей.
Определениями судьи от 17 августа 2020 г. указанные административные дела объединены в одно производство; к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Хакасия.
В судебном заседании административный истец Харисов К.Н., его представитель Васильев Н.Е. заявленные требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в административных исках.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии г. Черногорска Тамонин Ю.Г. административные иски не признал, указывая на законность оспариваемых постановлений, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Заинтересованные лица Смышляев В.Л., Синьков П.В., Григорьев Е.И. возражали против удовлетворения административных исковых заявлений, отметив, что все требования, предъявляемые к документам для регистрации кандидата, были ими соблюдены.
Участвующий в деле прокурор Цицилина О.А. в заключении полагала, что административный иск подлежит удовлетворению в части заявленных требований к Синькову П.В. и Григорьеву Е.И., поскольку указанными кандидатами допущены нарушения в части заполнения справок о доходах и имуществе, им принадлежащем. Также указала на то, что ряд подписей в отношении кандидата Григорьева Е.И. собраны последним с нарушением, установленных законом
требований.
Решением Черногорского городского суда от 17 августа 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено частично.
Суд признал незаконным и отменил постановление территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 31 июля 2020 г. № 123/637-4 «О регистрации Григорьева Евгения Ивановича кандидатом на должность Главы муниципального образования город Черногорск, выдвинутого в порядке самовыдвижения»; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе административный истец Харисов К.Н., выражая несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, просит его отменить и принять новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объеме. Настаивает на том, что при регистрации кандидатов Смышляева В.Л., Синькова П.В. избирательной комиссией допущены существенные нарушения, которые препятствовали вынесению оспариваемых постановлений.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Григорьев Е.И., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить. Ссылаясь на доводы и основания возражений, приведенных в суде первой инстанции, настаивает на законности оспариваемого постановления о регистрации его кандидатом на должность Главы г. Черногорска. Полагает, что Указ Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 г. № 546 определяет порядок проверки данных о кандидате, но не указывает основания для отмены регистрации такого кандидата. Цитируя пункт 18 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, указывает на то, что избирательная комиссия, осуществив проверку документов, представленных кандидатом, в нарушение пункта 1.1 названной статьи не известила заинтересованное лицо о несоблюдении требований при оформлении документов, тем самым, допустила бездействие, которое нарушило пассивное избирательное право кандидата. Обращает внимание, что все сведения, в том числе о месте рождения супруги и его биографические данные имелись у избирательной комиссии. Также указывает на пропуск срока обращения в суд с настоящим административным иском, на нарушение судом принципа состязательности и равноправия сторон, гласности и открытости судебного разбирательства.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор полагал решение суда законным и обоснованным.
Выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 32 закрепляет, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).
Порядок регистрации кандидатов на выборах главы муниципального образования определен региональным законодателем в Законе Республики Хакасия от 08 июля 2011 г. № 65-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 65-ЗРХ).
Из материалов административного дела следует, что 06 июля 2020 г., 08 июля 2020 г., 09 июля 2020 г. территориальная избирательная комиссия г. Черногорска приняла от Григорьева Е.И., Смышляева В.Л., Синькова П.В. документы, представленные ими для регистрации в качестве кандидатов на должность Главы города Черногорска (Григорьев Е.И., Синьков П.В. в порядке самовыдвижения; Смышляев В.Л. в порядке выдвижения региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Республике Хакасия»).
Проверяя порядок и условия выдвижения названных кандидатов, суд первой инстанции установил, что требования, предусмотренные статьями 33, 34, Федерального закона № 67-ФЗ, к форме и содержанию уведомления о выдвижении кандидатами Смышляевым В.Л., Синьковым П.В. и Григорьевым Е.И. соблюдены.
Оснований не согласиться с выводом суда в данной части судебная коллегия не усматривает.
В силу части 4 статьи 29 Закона Республики Хакасия № 65-ЗРХ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Число избирателей на 01 января 2020 г. в г. Черногорске составляло 53 258 человек, следовательно, минимальное количество подписей необходимое для регистрации кандидата на должность главы г. Черногорска - 267.
Материалами административного дела подтверждается, что в поддержку кандидата Синькова П.В. представлено 59 подписных листов, содержащих 293 подписи избирателей; в поддержку кандидата Григорьева Е.И. - 59 подписных
листов, содержащих 295 подписей избирателей.
Суд первой инстанции, исследуя подписные листы, учитывая итоговые протоколы проверки подписных листов, представленных обоими кандидатами, пришел к правильному выводу о том, что из собранных кандидатом Синьковым П.В. подписей действительными являются - 291; кандидатом Григорьевым Е.И. – 273, что больше необходимых для регистрации в качестве кандидата 267 подписей, в связи с чем требования административных исков Харисова К.Н. в указанной части признал необоснованными.
Регистрация Смышляева В.Л. в качестве кандидата на должность Главы г. Черногорска осуществлена оспариваемым постановлением избирательной комиссии с учетом того обстоятельства, что Смышляев В.Л. включен в список кандидатов, выдвинутый региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Республике Хакасия.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 11 октября 2018 г. № 100/657-7 утвержден список политических партий, на которые распространяется действие частей 3, 4 статьи 26(1) Закона Республики Хакасия от 8 июля 2011 года № 65-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» и выдвижение которыми (их региональными отделениями, иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей (прилагается). В поименованном списке под номером 4 указана Политическая партия «Справедливая Россия».
С учетом изложенного, суд первой инстанции исходил из того, что представление подписей избирателей для регистрации кандидатом на должность Главы г. Черногорска Смышляевым В.Л. не требовалось, что и было учтено избирательной комиссией при регистрации его кандидатом.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Порядок проверки сведений, указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, устанавливается Указом Президента Российской Федерации (пункт 3.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ).
Формы справок, а также требования к их заполнению утверждены Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 г. № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».
Пунктом 3 названного Указа установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным настоящим Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Признавая административные требования Харисова К.Н. несостоятельными в отношении кандидатов Смышляева В.Л. Синькова П.В., суд первой инстанции исходил из того, что представленные для регистрации справки по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 06 июня 2013 г. № 546, кандидатами Смышляевым В.Л. (на себя, супругу, несовершеннолетнего ребенка), Синьковым П.В. (на себя, супругу) соответствуют требованиям законодательства к их форме и заполнению, нарушений не установлено.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции основанными на правильном применении положений избирательного законодательства и соответствующими материалам дела.
Вместе с тем, при проверке справки на кандидата Григорьева Е.И., его супругу и несовершеннолетнего ребенка (6 штук) судом установлено следующее: в справке о расходах супруги кандидата в графе 4 раздела 1 не указано место рождения; в справке о принадлежащем супруге недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации не заполнен раздел 4 («Обязательства имущественного характера»).
В справке о расходах самого кандидата Григорьева Е.И. графы со 2 по 7 раздела 1 (дата рождения, место рождения, вид документа, удостоверяющего личность кандидата (серия, номер, дата выдачи), ИНН, адрес регистрации (места жительства) не заполнены; в справке о принадлежащем кандидату Григорьеву Е.И. недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации графы со 2 по 7 раздела 1 (дата рождения, место рождения, вид документа, удостоверяющего личность кандидата (серия, номер, дата выдачи), ИНН, адрес регистрации (места жительства) также не заполнены.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Таким образом, территориальная избирательная комиссия г. Черногорска, рассматривая вопрос о регистрации кандидата Григорьева Е.И. на должность Главы г. Черногорска на заседании 31 июля 2020 г., проверив документы, представленные Григорьевым Е.И., не обратила внимание на указанные выше обстоятельства и в нарушение приведенных законоположений приняла решение о регистрации его кандидатом.
На основании подпункта «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата являются отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Суд первой инстанции, учитывая допущенные нарушения, пришел к выводу о том, что не указание Григорьевым Е.И. названных сведений является нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 Указа Президента РФ от 06 июня 2013 г. № 546, предъявляемых к оформлению документов, при этом влияющих на объем изложенной в них информации, что является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата на основании подпункта «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах, территориальная избирательная комиссия г. Черногорска произвела регистрацию Григорьева Е.И. кандидатом на должность Главы г.Черногорска с нарушением требований избирательного законодательства, что и послужило основанием для удовлетворения судом административных исковых требований Харисова К.Н. об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Григорьева Е.И..
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционных жалоб.
Ссылка Григорьева Е.И. на то, что поскольку он не был уведомлен территориальной избирательной комиссией г. Черногорска об имеющихся нарушениях в оформлении представленных им документов, то допущенные нарушения не могут служить основанием для отмены постановления о его регистрации, основаны на неверном толковании норм избирательного законодательства.
Кандидат вправе сам вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями законодательства, в том числе к их оформлению (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
В связи с изложенным, Григорьев Е.И. имел право и возможность внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем (за исключением подписных листов), представленные в избирательную комиссию, однако таким правом не воспользовался.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что законодатель в подпункте «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ не связывает отсутствие поименованных сведений с причинами – не исполнение избирательной комиссией обязанности уведомить кандидата в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ или не реализацию кандидатом своего права, предусмотренного этой же статьей, на внесения уточнений и дополнений в документы.
Утверждение в апелляционной жалобе Григорьева Е.И. о пропуске, установленного частью 2 статьи 240 КАС РФ, срока обращения в суд является необоснованным.
Согласно правилам исчисления процессуальных сроков, предусмотренным статьями 92, 93 КАС РФ, течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало, соответственно, последним днем подачи административного искового заявления об оспаривании постановления избирательной комиссии от 31 июля 2020 г. является 10 августа 2020 г..
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного постановления.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черногорского городского суда от 17 августа 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы административного истца Харисова К.Н., заинтересованного лица Григорьева Е.И. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Страхова О.А.
Судьи Вениченко О.В.
Паксимади Л.М.