Дело №33-564/2018 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Лукьянченко Р.В.
судей: Тарасовой А.А., Железовского С.И.
при секретаре: Евсеевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 января 2018 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску прокурора Краснофлотского района города Хабаровска в интересах Ли С.Ч к государственному учреждению – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, государственному учреждению – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал № 7 о возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, по апелляционной жалобе государственного учреждения – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 20 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения представителя прокуратуры Лазаревой Н.А., истца Ли С.Ч, представителя ответчика Щепкиной А.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах Ли С.Ч обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу №7 Государственного учреждения – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендациями лечащего врача.
В обоснование заявленных требований указал, что Ли С.Ч является инвалидом первой группы. На учете в ГУ – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ состоит с 2005 года. Ли С.Ч. имеет право на бесплатное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний, в том числе, имеет право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте. Поскольку ответчик в добровольном порядке не обеспечил истца путевкой на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендациями лечащего врача, прокурор, считая права Ли С.Ч. нарушенными, был вынужден обратиться в суд в его интересах.
Просит суд возложить на ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ- Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 7 обязанность в срок до 01.12.2017 по обеспечению Ли С.Ч (В.Н.) путевкой на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендациями лечащего врача.
Решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 20 ноября 2017 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил:
Обязать Государственное учреждение – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в течение 10 дней, со дня вступления в законную силу решения суда, предоставить Ли С.Ч путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендациями лечащего врача.
В удовлетворении исковых требований прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска в интересах Ли С.Ч к филиалу №7 Государственного учреждения – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендациями лечащего врача – отказать.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Выражает несогласие с решением суда, считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Ставит под сомнение выводы суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется в строгом соответствии с очередностью, установленной системой «Электронная очередь на санаторно-курортное лечение». Внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из льготных категорий граждан Закон № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» не предусматривает. Считает, что предоставление в приоритетном порядке (вне очереди) путевки федеральному льготнику, относящемуся к одной из категорий, установленных ст. 6.1. Закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», не принимая во внимание ранее зарегистрированные заявления других граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, является грубым нарушением их прав на получение государственной социальной помощи. Полагает, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, в связи с чем решение является необоснованным.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела, выслушав представителя прокуратуры Лазареву Н.А., истца Ли С.Ч, представителя ответчика Щепкину А.А., проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда указанным требованиям закона не отвечает.
Как установлено судом и следует из материалов дела: Ли С.Ч, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом первой группы бессрочно (справка серия МСЭ-2011 №, выданная ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю» от 18.10.2011 года).
25.08.2016 года Ли С.Ч обратился в ГУ – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с письменным заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с ст. 6.2 Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ, в 2017 году.
Необходимость получения путевки на санаторно-курортное лечение была подтверждена справкой № от 24.08.2016 года КГБУ «Городская больница №».
Удовлетворяя заявленные прокурором в интересах Ли С.Ч требования к государственному учреждению – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и исходил из того, что Ли С.Ч, являясь инвалидом первой группы, имеет медицинские показания для санаторно-курортного лечения. От получения социальных услуг в порядке, предусмотренном ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Ли С.Ч не отказывался, в установленном Законом порядке выразил желание быть обеспеченным путевкой на санаторно-курортное лечение. Оснований для отказа в назначении, а также прекращении оказания государственной социальной помощи не установлено.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что независимо от очередности предоставления путевок, ответчик обязан обеспечить Ли С.Ч путевкой на санаторно-курортное лечение в течение года, в том числе и во второй раз.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о нарушении права Ли С.Ч на получение путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендациями лечащего врача ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно пп. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г. Срок действия справки - 12 месяцев.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление Ли С.Ч региональным отделением Фонда социального страхования РФ путевки на санаторно-курортное лечение следует расценивать как нарушение принадлежащего ему в соответствии с законом права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Принимая решение, обязывающее ГУ - Хабаровское региональное отделение ФСС РФ предоставить Ли С.Ч путевку на санаторно-курортное лечение, судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Хабаровскому краю, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Ли С.Ч в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Заявление Ли С.Ч от 25.08.2016 о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение было рассмотрено ГУ - Хабаровским региональным отделением ФСС РФ в установленном законом порядке и он был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением (очередность на предоставление путевки - №).
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Ли С.Ч исходя из последовательности, определяемой датой регистрации указанного заявления и номером очереди.
На основании изложенного, оценив доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
В связи с чем, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, на основании ст. 328 ГПК РФ подлежит отмене, с принятием нового решения, поскольку выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права (пункты 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 20 ноября 2017 года по делу по иску прокурора Краснофлотского района города Хабаровска в интересах Ли С.Ч к государственному учреждению – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, государственному учреждению – Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал № 7 о возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение –отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Председательствующий: Р.В. Лукьянченко
Судьи: А.А. Тарасова
С.И. Железовский