Судья: Болохова О.В. гр. дело: 33 - 13080/2015
Апелляционное определение
17 ноября 2015 года г. Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Самодуровой Н.Н., Набок Л.А.,
с участием прокурора Хлебниковой Е.В., помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Некрасова К.В.
при секретере Устяк Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Ставропольского района Самарской области на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 09 сентября 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований прокурора Ставропольского района к Администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области о возложении обязанностей организовать водоснабжение и водоотведение в жилом массиве <данные изъяты> – отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самодуровой Н.Н., заключение прокурора Хлебниковой Е.В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, объяснения помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Некрасова К.В. в поддержание доводов апелляционного представления, возражения представителя администрации с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области Шаревой О.В. суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ставропольского района Самарской области обратился в суд с иском к Администрации сельского поседения Ягодное о возложении обязанности организовать водоснабжение, и водоотведение просил обязать администрацию сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области организовать водоснабжение жилого массива <данные изъяты>, обязать администрацию сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский организовать водоотведение в жилом массиве <данные изъяты>
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурором Ставропольского района Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением N 83 от 13.02.2006 г. утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Данные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления, технических условии, а также критерии определения возможности подключения.
В силу п. 7 Правил, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения - на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 83 от 13.02.2006 г. предусмотрено, что лицо, собирающееся подключиться, обращается за разрешением технических условий к лицу, осуществляющему обслуживание того участка сети, к которому намереваются выполнить подключение.
В п. 7 данного Постановления Правительства РФ указано о наличии у собственника земельного участка обязанности по выполнению за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 516-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ставропольского района Самарской области проведена выездная проверка в микрорайон <данные изъяты> по вопросу отсутствия водоснабжения и по иным вопросам.
В ходе проверки произведен осмотр домов № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>
В ходе проверки установлено, что в доме № по <адрес>, в доме № по <адрес> отсутствует водоснабжение.
В связи с отсутствием круглогодичного обеспечения водоснабжения жители жилого массива <данные изъяты> не могут в полной мере осуществлять свои права, а именно, пользоваться водой для личных и хозяйственных нужд.
Судом установлено, что микрорайон <данные изъяты>» входит в границы села Ягодное Ставропольского района Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> с целью осуществления малоэтажной жилой застройки на территории этого микрорайона и строительства коммуникаций (газопровода, внутренних сетей линий электропередач, системы разводки центральной канализации, сетей водопровода со скважиной водозаборного отбора питьевой воды, сетей водоснабжения поливной водой, автомобильной дороги) был создан Потребительский кооператив «<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> создан Жилищно-строительный кооператив <данные изъяты>
Данный кооператив производил аккумулирование денежных средств, внесенных физическими лицами на участие в строительстве инженерных сетей (газ, вода, электричество, канализация).
В ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок ФИО1, площадью 56001,00 кв.м., кадастровый номер № и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок ФИО2, площадью 56002,00 кв.м., кадастровый номер № включены в границы <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> был создан Потребительский эксплуатационный кооператив <данные изъяты> который производил сбор целевых денежных средств на строительство коммуникаций от физических лиц, приобретающих земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в микрорайоне «<данные изъяты>».
Все земельные участки на данной территории находятся в собственности граждан и юридических лиц, земли находящейся в муниципальной собственности в микрорайоне «<данные изъяты>» - нет.
Водопотребление микрорайона <данные изъяты> производится от артезианской скважины, находящейся на балансе Потребительского кооператива «<данные изъяты>».
ПК «<данные изъяты> осуществляет водоподготовку артезианской воды до норм СанПиН2.1.4.1074-01, (НРБ) СП2.6.1.758-99 и имеет договор с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Самарской области в г. Тольятти».
ПК «<данные изъяты>» имеет лицензию на пользование недрами СМР № 01532 ВР от ДД.ММ.ГГГГ По данной скважине производятся все виды необходимых мониторинговых работ, как по качеству воды, так и по объему потребления, что подтверждается справкой ПК «<данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ
Водоотведение микрорайона <данные изъяты> производится на основе временного соглашения на подачу холодной (питьевой) воды и прием суточных вод через сети ОАО «<данные изъяты>» из КНС (канализационная насосная станция), находящейся на балансе потребительского кооператива «<данные изъяты>» № № от ДД.ММ.ГГГГ
Данное обстоятельство подтверждается сообщением ПК «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Ранее водоснабжение домов № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> в которых проживают семья ФИО3, семья ФИО4, семья ФИО5 осуществилось через водопроводную трубу, которая была запитана к скважине, расположенной на земельном участке по адресу: <адрес> – колодец.
ДД.ММ.ГГГГ между ПК «<данные изъяты>» (поставщиком) и ООО УК «<данные изъяты>» (покупателем) заключен договор поставки и возмещения эксплуатационных и коммунальных расходов.
В силу п. 1.1. Договора, поставщик по настоящему договору оказывает техническое обслуживание инженерных сетей водоснабжения, водоотведения, производит подачу через присоединенную сеть и газопровод электроэнергии, газа и питьевой воды, производит содержание земельных участков под указанными инженерными сетями, а покупатель принимает на себя обязанность по оплате поставщику затрат, связанных с эксплуатацией коммуникаций, передачей электроэнергии, газа и питьевой воды, содержанием и обслуживанием земельных участков.
Согласно п. 2.1.1. Договора, поставщик обязуется осуществлять техническое обслуживание и санитарное содержание инженерных сетей и коммуникаций в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации.
В соответствии с п. 2.1.2. Договора, по заявке покупателя обеспечить доставку в помещения покупателя коммунальных услуг, а именно, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение.
ПК «<данные изъяты> является собственником 10.3 сооружения канализации, назначение: нежилое, протяженностью 832 м. по адресу: <адрес> земельный участок ФИО2
Право собственности у ПК «<данные изъяты>» на объект права возникло на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № №
Право собственности ПК «<данные изъяты>» на сооружение зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права (серии № № от ДД.ММ.ГГГГ г.).
Из справки ПЭК «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ДД.ММ.ГГГГ в составе членов ПЭК «<данные изъяты>» состояло 100 человек. Размеры целевых взносов по подводу коммунальных сетей к земельным участкам членов кооператива в ДД.ММ.ГГГГ составляли: водоснабжения - <данные изъяты> рублей, канализационных - <данные изъяты> рублей.
Согласно сообщению ОАО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение одного из собственников домов данного микрорайона, в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения договор водоотведения заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим объектом недвижимого имущества, находящимся в зоне централизованного водоснабжения, отведенной в схеме водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Мэрии г. Тольятти ОАО «<данные изъяты>» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Автозаводского района г. Тольятти.
Микрорайон <данные изъяты> относится к Ставропольскому району, на территории которого существует иная организация ВКХ - ПК <данные изъяты>».
В связи с тем, что жилой объект находится в зоне эксплуатационной деятельности ПК «<данные изъяты>» и не имеет технологического присоединения к сетям ОАО «<данные изъяты>», рекомендовано за заключением договора водоотведения, обратиться в ПК «<данные изъяты>», с которым у ОАО «<данные изъяты>» заключен договор водоотведения в интересах всех собственников коттеджного массива <данные изъяты>
Прокурор Ставропольского района Самарской области просит обязать администрацию сельского поселения Ягодное организовать водоснабжение микрорайона «<данные изъяты>
Однако прокурор не указывает, каким образом необходимо организовать водоснабжение, а так же не представил суду доказательств того, что имеется техническая возможность подключения к сетям водоснабжения и водоотведения указанных домов.
Также прокурор Ставропольского района Самарской области не представил суду доказательств того, что объекты капитального строительства в указанном микрорайоне, завершены строительством, введены в эксплуатацию в установленном порядке, и могут быть в установленном порядке присоединены к сетям водоснабжения и водоотведения, так же не представил суду экономического обоснования строительства новой системы водоснабжения и водоотведения при наличии возведенной за счет общих средств собственников жилья.
Суд первой инстанции правильно признал, что земельный участок, имеющий разрешенное использование «для строительства дороги и коммуникаций» находится в частной собственности ООО УК «<данные изъяты> и муниципальному образованию не принадлежит.
Таким образом, на муниципальное образование не может быть возложена обязанность по возведению скважины или прокладке коммуникаций по земельному участку, находящемуся в частной собственности.
То обстоятельство, что ПК «<данные изъяты>», будучи правообладателем коммуникаций, препятствует собственникам жилых домов микрорайона <данные изъяты>» в пользовании этими объектами путем их отключения от поставляемого ресурса, не является предметом данного спора.
Ссылка прокурора Ставропольского района Самарской области о возможности возложения в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, суд правильно не принял во внимание, поскольку противоречит положениям Федерального закона № 131 – ФЗ от 06.10.03 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, суд правильно отказал истцу в возложении обязанности на администрацию сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области организовать водоснабжение и водоотведение в жилом массиве <данные изъяты>
Решение суда является законным и обоснованным и не имеется правовых оснований для его отмены, так как судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка и спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы апелляционного представления прокурора Ставропольского района Самарской области направленные на переоценку имеющимся в деле доказательствам, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 09 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ставропольского района Самарской области - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи: