Дело №2-160/2018
Мотивированное решение
изготовлено 30 мая 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мантурово 25 мая 2018 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Громовой С.А.,
при секретаре Смирновой А.Б.,
с участием прокурора Ларионовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа город Мантурово Костромской области к Дрожжиной Анне Владимировне о выселении нанимателя и проживающих с ним членов семьи из аварийного жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Мантуровский районный суд обратился комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа г.Мантурово с иском к Дрожжиной А.В. о выселении из аварийного жилого дома с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, ссылаясь на п.1 и п.3 ст. 85 ЖК РФ, ст.86 ЖК РФ. Свои требования истец мотивировал тем, что Дрожжина А.В. и ее несовершеннолетний брат, С.А., [Дата] года рождения, постоянно зарегистрированы в муниципальной квартире, расположенной по адресу: [адрес]. Заключением межведомственной комиссии от [Дата]г. [№] данный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежит сносу. Согласно утвержденной постановлением администрации городского округа город Мантурово от 24 ноября 2016 года №327 муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования малоэтажного строительства на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2015,2016 годы» восьмиквартирный [адрес] подлежит переселению. Постановлением администрации городского округа город Мантурово от 06 февраля 2017 года № 31 утверждено решение жилищной комиссии администрации городского округа город Мантурово от 06 февраля 2017 года №31 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Дрожжиной Анне Владимировне, расположенного по адресу: [адрес]. Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В силу ч.1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Дрожжина А.В. была уведомлена по месту фактического проживания заказным письмом Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами с просьбой явиться в Комитет для подписания и получения договора социального найма жилого помещения, расположенного помещения: [адрес]. Письмо было получено адресатом. Наличие регистрации ответчиков в аварийном жилье препятствует выполнению Муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа города Мантурово Костромской области» на 2015-2016 годы, а именно в части сноса аварийного дома.
Определением суда от 22 мая 2018 года в качестве соответчика привлечен С.А., [Дата] года рождения, законным представителем которого является Смирнов А.Ю. (л.д.71,80).
В судебном заседании представитель истца Борш М.А. (действующая на основании доверенности [№] от [Дата]) исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Дрожжина А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что согласна принять участие в программе переселения, однако предоставляемое жилье не отвечает установленным требованиям, по естественному освещению, поскольку в квартире, куда ей предлагают переселиться вместе с братом, на кухне отсутствует окно, отсутствует возможность проветривания. В ванной комнате и в комнате трещины по углам, стекло одного из окон в комнате треснуло. Сам дом тоже имеет трещины.
Смирнов А.Ю. - законный представитель соответчика по делу С.А., в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив суду, что его сын, С.А., зарегистрирован в [адрес], данный дом признан аварийным, соответственно сыну совместно с Дрожжиной А.В. должна быть предоставлена квартира. Для переселения его сыну С.А. и Дрожжиной А.В. истец предложил жилое помещение по адресу: [адрес]. Он видел, что стены дома, в который С.А. предлагают переселиться имеют трещины, в подъезде так же везде трещины, стены потрескались. В квартире он не был, но со слов Дрожжиной А.В. ему известно, что на кухне квартиры отсутствует окно, а в комнате окно с трещиной, трещины имеются по стенам комнаты и в ванной. Просил суд в иске отказать.
Выслушав представителя истца, ответчика, законного представителя соответчика, исследовав материалы дела, получив заключение прокурора, полагавшего, что иск удовлетворению не подлежит, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту - Федеральный закон № 185-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года. Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 185-ФЗ).
Постановлением администрации Костромской области от 02.05.2013 года № 200-а утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы».
Согласно паспорту региональной программы ее целями и задачами являются финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники жилых помещений в которых приняли единогласное решение участвовать в региональной программе по переселению граждан, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, снос до апреля 31.08.2017 года 8305,25 кв. м аварийного жилищного фонда. Указанной программой установлены сроки переселения жильцов аварийных домов.
В перечень аварийных многоквартирных домов, переселяемых в рамках мероприятий 2013-2015 годов, приведенный в приложении № 1 к региональной программе, включен [адрес], снос которого запланирован до апреля 2016 года, до этого же срока запланировано окончание переселения жильцов указанного аварийного дома.
В соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ, постановлением администрации городского округа город Мантурово от 24 ноября 2016 года № 327 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования малоэтажного строительства на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2015,2016 годы». Основными целями и задачами указанной программы в числе прочих отражены финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли единогласное решение участвовать в муниципальной адресной программе по переселению граждан, создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан(л.д.26,27-35).
Постановлением администрации городского округа город Мантурово от 27.04.2017г. № 105 внесены изменения в постановление администрации городского округа город Мантурово от 24.11.2016г. № 3217 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования малоэтажного строительства на территории городского округа город Мантурово Костромской области на 2015,2016 годы». [адрес] с учетом внесенных изменений остался в перечне многоквартирных домов, в отношении которых планировалось переселение граждан в реестре аварийных многоквартирных домов со способом переселения в виде приобретения жилых помещений у застройщиков (л.д. 36, 36-40).
Частью 3 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: [адрес], находится в муниципальной собственности городского округа город Мантурово (л.д.19).
Согласно поквартирной карточке в [адрес]. 60 по [адрес] зарегистрированы Дрожжина Анна Владимировна, С.А. (л.д.20).
Из технического паспорта [адрес] следует, что [адрес] состоит из одной жилой комнаты площадью [данные изъяты] и кухни [данные изъяты] общая площадь жилого помещения [данные изъяты] (л.д. 23-24,82).
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости [№] так же подтверждает, что жилое помещение, по адресу: [адрес], кадастровый [№] имеет площадь [данные изъяты].(л.д.21-22).
Согласно акта обследования помещения [№] от 09.06.2011 года, межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы городского округа город Мантурово от [Дата] [№], произвела обследование жилых помещений по адресу: [адрес] кв.[адрес] и дала рекомендации, из которых следует, что восстановление жилого дома экономически нецелесообразно (л.д.18).
Заключением межведомственной комиссии [№] от [Дата], многоквартирный [адрес] по адресу: [адрес], признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу (л.д.17).
В соответствии с п. 2.4 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05 ноября 1985 г. N 529, непригодным для постоянного проживания жилым помещениям следует относить, в том числе, жилые помещения в жилых домах, признанных непригодными для проживания.
Жилое помещение, расположенное по адресу: Костромская область [адрес] принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию городской округ город Мантурово, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 44-АБ [№] от [Дата] (л.д. 25).
Указанное свидетельство выдано на основании муниципального контракта от [Дата] [№] на приобретение жилого помещения для переселения граждан, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от [Дата] [№] и акта приема-передачи объекта долевого строительства от [Дата].
Согласно Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от [Дата] [№] администрация городского округа город Мантурово Костромской области разрешила ввод в эксплуатацию вновь выстроенного 3-х этажного 30-ти квартирного жилого дома по адресу: [адрес] (л.д.46-47).
Из справки о данных технической инвентаризации от 19.11.2014г. жилого дома по адресу: [адрес], составленного Шарьинским межрайонным филиалом Мантуровским отделением ГП «Костромаоблтехинвентаризация» следует, что многоквартирный трехэтажный, двух подъездный дом построен в 2014 году. В доме имеется центральное отопление, электричество, водопровод от городской центральной сети, центральная канализация, горячее водоснабжение, напольные электроплиты. Согласно прилагаемых к техническому паспорту поэтажного плана и экспликации к поэтажному плану, [адрес] указанного многоквартирного дома имеет общую площадь [данные изъяты] состоит из одной комнаты, кухни и санузла, расположена в черте города Мантурово. При этом в кухне отсутствует окно (л.д. 13-16).
Согласно данных ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области от 08.05.2015г. трехэтажный многоквартирный дом, кадастровый [№], год ввода в эксплуатацию 2014, расположен по адресу: [адрес](л.д.48-49).
Согласно пояснений, данных в суде, ответчиком Дрожжиной А.В. и законным представителем ответчика С.А. они не согласны на переселение в предоставленную им квартиру в связи с тем, что в данной квартире отсутствует естественное освещение на кухне.
Из информационного письма администрации городского округа город Мантурово применительно к городскому округу город Мантурово благоустроенное жилое помещение – это жилье, оборудованное в совокупности централизованным водоснабжением (горячее, холодное), централизованным отоплением, газовым или электроплитами, электроснабжением, централизованным водоотведением(канализацией). Многоквартирный дом по [адрес] по степени благоустройства отвечает вышеуказанным характеристикам (л.д.50).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Выселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, носит компенсационный характер, гарантирует им равнозначные условия проживания, которые при этом, не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Из материалов дела следует, что в предоставляемом ответчику жилом помещении кухня квартиры не имеет естественного освещения.
Данный довод, являлся предметом оценки в ранее вынесенных судебных решениях по указанному жилому помещению. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда №33-1304 от 29 июня 2016 года отменено решение Мантуровского районного суда от 06 апреля 2016 года о предоставлении благоустроенного жилого помещения по адресу: [адрес] [адрес] [адрес] со ссылкой на разъяснениям, данные в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», по делам о выселении граждан в другое жилое благоустроенное помещение по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить, в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение. Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Данные требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. В соответствии с п. 25 данного Положения комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение. Естественного освещения могут не иметь другие помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (коридоры, вестибюли, холлы и др.) (л.д.84-90).
Указанные выводы апелляционной инстанции, имеют для рассмотрения настоящего дела преюдициальное значение, установленные судом обстоятельства не подлежат повторному доказыванию и оспариванию.
Представитель истца в судебном заседании суду пояснила, что после вынесения апелляционного определения Костромским областным судом никаких качественных изменений в жилом помещении, по адресу: [адрес] [адрес] [адрес], не производилось. Перепланировка жилого помещения не осуществлялась. Естественное освещение на кухне указанной квартиры отсутствует.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предоставляемое ответчикам для вселения жилое помещение по адресу: [адрес] не соответствует установленным требованиям по естественному освещению, в связи с чем не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (СНиП 2.08.01.-89 Жилые помещения), что противоречит нормам ст. 89 ЖК РФ, а вселение ответчиков в указанное жилое помещение нарушит их права, предусмотренные гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городской округ город Мантурово Костромской области отсутствуют.
При этом в силу положений ст. 89 ЖК РФ в связи спризнанием дома по [адрес] аварийным и подлежащим сносу, Дрожжиной А.В. и С.А. должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования городского округа город Мантурово Костромской области к Дрожжиной Анне Владимировне о выселении нанимателя и проживающих с ним членов семьи из аварийного жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Громова