УИД - 39RS0002-01-2022-005246-60
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-18863/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 23 октября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В.,
судей Сенчуковой Е.В., Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-112/2023 по иску Бекасова Михаила Юрьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о перерасчете страховой пенсии по старости по кассационной жалобе Бекасова М.Ю. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 19 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 3 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бекасов М.Ю. обратился в суд с иском Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области, просил назначить страховую пенсию по старости с 26 октября 2020 г., произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с момента возникновения права, изменить вид стажа «временное отстранение от должности (работы) лиц, необоснованно привлечённых к уголовной ответственности» на «отстранение от работы (недопущение к работе) не по вине работника».
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 19 января 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 3 мая 2023 г., исковые требования Бекасов М.Ю. удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность внести изменения в индивидуальные данные Бекасова М.Ю., указав классификацию периода с 3 июля 2020 г. по 12 июля 2020 г. как «отстранение от работы (недопущение к работе) не по вине работника».
В кассационной жалобе Бекасова М.Ю. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс) в отсутствие не явившихся лиц. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 3797 Гражданского процессуального кодекса.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Бекасов М.Ю. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
26 октября 2020 г. Бекасов М.Ю. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Решением от 14 декабря 2020 г. истцу с 4 декабря 2020 г. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (без учёта фиксированной выплаты) за работу в лётном составе.
12 апреля 2011 г. Бекасов Ю.М. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
В период с 5 августа 1982 г. по 5 марта 2011 г. Бекасов Ю.М. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, с 3 августа 2011 г. по 3 декабря 2020 г. работал в ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» в должности второго пилота самолета А320 с декабря 2012 г. по февраль 2020 г.
Специальный стаж Бекасова Ю.М. согласно расчёту пенсионного органа, исчисленный исходя из налёта часов (5 952 час. 51 мин.) за период работы в должности второго пилота, для определения права на досрочную пенсию составляет 24 года 9 месяцев 19 дней.
Заключением врачебно-лётной экспертной комиссии от 2 июля 2020 г. Бекасов Ю.М. признан негодным к лётной работе линейным пилотом.
Приказом от 29 июля 2020 г. № 10566/л Бекасов М.Ю. с 3 июля 2020 г. отстранён от работы до постоянного перевода на работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, либо прекращения трудового договора.
Приказом от 3 декабря 2020 г. № 15878/к Бекасов М.Ю. уволен с занимаемой должности второго пилота авиационной эскадрильи воздушных судов А320 № 5 в связи с отказом работника от перевода на другую работу, в соответствии с медицинским заключением, согласно пункту 8 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 1, 32 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – Воздушный кодекс), пунктом 1 статьи 3, пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, частями 1, 2 статьи 32 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ), Правилами исчисления периодов работы, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537, Правилами медицинского освидетельствования лётного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации, утверждёнными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 50, Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой выплаты, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н, исходил из того, что назначение досрочной страховой пенсии по старости при оставлении лётной работы по состоянию здоровья предусмотрено в случае прекращения трудового договора с работником полностью неспособным к осуществлению данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным компетентным органом в порядке, установленным законом.
Исправляя сведения индивидуальных данных истца за период с 3 июля 2020 г. по 12 июля 2020 г., суд первой инстанции указал, что сведения о спорном периоде представлены кодом «ОТСТРАН», который используется при указании периода отстранения от работы не по вине работника.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда указала, что Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ вступил в силу с 1 января 2015 г. соответственно увеличение периода ожидаемой выплаты происходило с 1 января 2013 г. по 1 января 2015 г., то есть с 2013 года по 2015 год период ожидаемой выплаты увеличился с 228 месяцев до 252 для лиц, досрочной выходивших на пенсию, в связи с чем ожидаемый период выплаты пенсии истцу составляет 252 месяца.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях судов первой и апелляционной инстанций, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, вышеуказанным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (статья 1).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Пунктом 13 части 1 статьи 30 поименованного закона предусмотрено назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в лётном составе гражданской авиации, а при оставлении лётной работы по состоянию здоровья – мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Согласно Федеральным авиационным правилам «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утверждённым приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 50, в целях определения годности по состоянию здоровья к лётной работе, управлению воздушным движением, выявления ранних форм заболеваний, факторов риска и функциональных отклонений в состоянии здоровья с целью назначения оздоровительных мероприятий члены лётного экипажа подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию, по результатам которого выдается медицинское заключение, имеющее срок действия в зависимости от класса. Сроки действия медицинских заключений могут быть сокращены врачебно-лётной экспертной комиссией гражданской авиации при наличии медицинских показаний. Обоснование изменения срока действия медицинского заключения должно быть отражено в медицинском экспертном заключении.
Пунктом 7 Правил установлено, что авиационный персонал без медицинского заключения или с истекшим сроком действия медицинского заключения к выполнению профессиональных обязанностей не допускается.
В соответствии с пунктом 31 статьи 52 Воздушного кодекса лица из числа специалистов авиационного персонала проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Требования к специалистам авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 1 статьи 52 Воздушного кодекса).
Из анализа приведённых выше положений закона следует, что назначение досрочной страховой пенсии по старости при оставлении лётной работы по состоянию здоровья предусмотрено в случае прекращения трудового договора с работником полностью неспособным к осуществлению данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным компетентным органом в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили доводы истца о назначении пенсии по старости с момента вынесения заключения врачебно-лётной экспертной комиссии 2 июля 2020 г. и даты обращения в пенсионный орган с 26 октября 2020 г., как основанные на неверном толковании норм материального права. Вследствие чего аналогичные доводы кассационной жалобы признаются несостоятельными.
Довод кассационной жалобы о неверном расчёте индивидуального пенсионного коэффициента за период до 2015 года признаётся несостоятельным, основан на неправильном применении части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, корреспондирующей к частям 1, 2 статьи 32 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.
Поскольку Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ вступил в силу с 1 января 2015 г., увеличение периода ожидаемой выплаты происходило с 1 января 2013 г. по 1 января 2015 г. Следовательно, с 2013 г. по 2015 г. период ожидаемой выплаты увеличился с228 месяцев до 252 для лиц, досрочно выходивших на пенсию, поэтому ожидаемый период выплаты пенсии истцу 252 месяца пенсионным органом рассчитан правильно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 19 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 3 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бекасова Михаила Юрьевича – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи