Решение по делу № 2-1338/2024 от 14.02.2024

Дело № 2-1338/2024

24RS0028-01-2024-000794-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красноярск                                                                                           13 июня 2024 года

Кировский районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Вдовина И.Н.,

при секретаре Остер К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороновой Любови Васильевны к администрации г. Красноярска, администрации Кировского района в г. Красноярске о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и признании права собственности в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Воронова Л.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации г. Красноярска, администрации Кировского района в г. Красноярске

о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> ссылаясь на то, что ВНВ как работнику ЖЭУ 5, и членам его семьи (жене Вороновой Л.В. и сыну ВВН на основании служебного ордера от 24.12.2004 была предоставлена квартира <адрес> для проживания. ВВН выехал из спорного жилого помещения в другое жилое помещение для постоянного проживания, в связи с чем снят с регистрационного учета 22.10.2010. Истец другого жилья не имеет, постоянно проживает в спорном жилом помещении. ВНВ умер ДД.ММ.ГГГГ. Спорное жилое помещение принадлежит Муниципальному образованию г. Красноярск, право собственности которого зарегистрировано 22.08.2019. Ответчик отказал в заключении с истцом договора социального найма спорного жилого помещения. Однако, при переходе спорного жилого помещения из хозяйственного ведения МП 4 ЖК в муниципальную казну оно утратило статус служебного, в связи с чем к отношениям по пользованию этим жилым помещением подлежат применению нормы о договоре социального найма.

Истец Воронова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила.

Представители ответчиков администрации Кировского района в г. Красноярске, администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, последним представлен отзыв на иск, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле (третьи лица департамент муниципального имущества и земельный отношений администрации г. Красноярска, Управление Росреестра по Красноярскому краю, МКУ г. Красноярска «Центр недвижимости», ООО УК «СуперСтрой», ВВН извещены о времени и месте рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрении дела не ходатайствовали.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 ГПК РФ, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно п. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Статьей 42 ЖК РФ (действовавшей на момент вселения и выдачи ордера) предусматривалось, что жилые помещения предоставляются гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов.

В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Согласно положениям статей 51, 52, 53 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Предметом договора найма может быть лишь изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат.

В части предоставления и пользования служебными жилыми помещениями нормы статей 101, 105, 106, 107 ЖК РСФСР предусматривали, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 ЖК РСФСР.

Рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

Форма ордера на служебное жилое помещение в соответствующий период времени была утверждена Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР».

В соответствие с ч. 1 ст. 60 действующего ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

На основании ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Статьей 93 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Применение положений статьи 7 названного выше Закона возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.

Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил следующее: факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

Из положений п. 1 ст. 217 ГК РФ следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц, в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

На основании ст. 4 указанного Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со статьей 8 указанного закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд. Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 25-П от 03.11.1998 по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Определении № 441-О от 21.12.2004, установление круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Из материалов дела следует, что 24.12.2004 ВНВ и членам его семьи – Вороновой Л.В. (жена) и ВВН (сын) выдан служебный ордер на право занятия <адрес>.

На момент вселения ВНВ. и членов его семьи в спорное жилое помещение, последний являлся работником ООО «Жилищная эксплуатационная организация №5», что следует из его трудовой книжки.

ВВН умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из домовой книги, в спорном жилом помещении значатся зарегистрированными: истец Воронова Л.В. с 31.12.2010 по настоящее время. Иные лица в данной квартире на регистрационном учете не состоят.

Согласно данным департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, <адрес> числится в реестре муниципального имущества с 27.12.1996, право муниципальной собственности зарегистрировано 22.08.2019. При этом, основанием для внесения указанного жилого помещения в реестр муниципального жилищного фонда явилось решение малого городского Совета народных депутатов г. Красноярска от 08.07.1993 «О включении в состав муниципальной собственности предприятий, организаций и структурных подразделений МП «Горжилкомхоз».

Распоряжением администрации г. Красноярска от 05.05.2004 спорное жилое помещение включено в число служебных и закреплено за муниципальным предприятием «Производственный жилищный ремонтно- эксплуатационный трест №4».

В соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 24.12.2007 , <адрес> передана из хозяйственного ведения муниципального предприятия «Производственный жилищный ремонтно- эксплуатационный трест №4» в городскую казну.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что спорное жилое помещение на момент его предоставления семье истца было закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, а в последующем передано в казну муниципального образования, оно утратило статус служебного жилого помещения и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому истец, который занимает данное жилое помещение, проживает в нем на условиях договора социального найма и вправе приобрести его в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Как видно из материалов дела, истец был вселен в спорное жилое помещение до передачи данной квартиры из хозяйственного ведения муниципального предприятия «Производственный жилищный ремонтно- эксплуатационный трест №4» в городскую казну.

Согласно данным Управления Росреестра по Красноярскому краю <адрес> зарегистрирована на праве собственности за МО г. Красноярск с 22.08.2019.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец проживает в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, а, соответственно, может быть приватизировано.

Спорное жилое помещение представляется собой отдельную квартиру площадью <данные изъяты> кв.м, имеет кадастровый номер .

Согласно сведениям МБУ «Центр недвижимости», истец участие в приватизации на территории г. Красноярска не принимал.

Из согласия ВВН удостоверенного 05.06.2024 нотариусом, последний отказался от приватизации <адрес>.

При таких обстоятельствах, учитывая, что спорное жилое помещение соответствует требованиям, установленным законодательством для возможной приватизации: является изолированным, с отдельным входом, пригодно для постоянного проживания, суд приходит к выводу, что истец имеет право приобрести данное жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Однако, истец лишен возможности реализовать его, поскольку органом, уполномоченным заключать от имени муниципального образования договоры на передачу жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, - отказано в приватизации спорного жилого помещения.

Суд исходит из того, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке, которое должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

Удовлетворяя заявленные требования, суд основывается на том, что государство, устанавливая в законе право гражданина на получение жилья в собственность, должно обеспечить и возможность реализации этого права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Вороновой Любовью Васильевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.

Признать за Вороновой Любовью Васильевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                 И.Н. Вдовин

Мотивированное решение составлено 13.06.2024

2-1338/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Воронова Любовь Васильевна
Ответчики
Администрация Кировского района, г. Красноярска
Администрация г. Красноярска
Суд
Кировский районный суд г. Красноярск
Судья
Вдовин И.Н.
Дело на сайте суда
kirovsk.krk.sudrf.ru
14.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2024Передача материалов судье
21.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2024Подготовка дела (собеседование)
22.04.2024Подготовка дела (собеседование)
22.05.2024Подготовка дела (собеседование)
22.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее