Дело №2а-17/2020
УИД 58RS0024-01-2019-000582-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2020 года с. Неверкино
Неверкинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Улбутовой М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области к администрации Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, а также о понуждении к выполнению данной обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с административным иском, в котором просит:
Признать незаконным бездействия административного ответчика – Администрации Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, выразившегося в не разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в селе Бикмурзино на территории администрации Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области
Обязать административного ответчика – Администрацию Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в селе Бикмурзино на территории администрации Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области.
В административном иске Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области ссылается на факт проведения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в г. Кузнецке, Кузнецком, Сосновоборском, Никольском, Неверкинском, Лопатинском, Камешкирском, Городищенском районах планового мероприятия по контролю в отношении Администрации Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, в ходе которого выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства (п.п. 1.4, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02), а именно для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения: каптажа родника, расположенного по адресу: <адрес> проекты зон их санитарной охраны не разработаны. Данные нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц.
В суд поступили ходатайства административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области и административного ответчика Администрация Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик, заявив данное ходатайство, отразил о признании административным ответчиком административного иска в полном объеме, ему разъяснены и понятны нормы, содержащиеся в ст. 291-294 КАС РФ.
Определением суда от 15.01.2020 постановлено рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 21.05.2012 г. №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Пензенской области (далее – Управление) – территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Полномочия Управления утверждены приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 г. № 731.
Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусматривает, в том числе обращение в суд с исками в случае нарушения санитарного законодательства.
Главные Государственные санитарные врачи уполномочены и вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 11 данного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Администрация Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области – административный ответчик является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Согласно п.п.1,2 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». СанПиН 2.1.4.1110-02 (далее – СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
В соответствии с р. III СанПиН 2.1.4.1110-02 целью указанных мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения, максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды источников водоснабжения, позволяющее при современной технологии обработки обеспечивать получение воды питьевого качества.
В ходе проверки, проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в г. Кузнецке, Кузнецком, Сосновоборском, Никольском, Неверкинском, Лопатинском, Камешкирском, Городищенском районах в августе 2018 года, установлено, что администрацией Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, в нарушение санитарных и экологических требований, для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения: каптажа родника, расположенного по адресу: Пензенская область, Неверкинский район, с. Бикмурзино, на расстоянии 1,0км. от дома №112 по ул. Центральная на северо-восток; артскважины, расположенной по адресу: Пензенская область, Неверкинский район, с. Бикмурзино, ул. Полевая, 9, проекты зон их санитарной охраны не разработаны (л.д.56,58).
В силу пп. 3, 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 г. № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» к вопросам местного значения поселения относится в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения и осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления, согласно пп. 4.3 п. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 2 ст. 23 данного Федерального закона органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с п.3 ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится в том числе осуществление мер по охране таких водных объектов.
Вопрос осуществления в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов закреплен за ответчиком также и п. 30 ст. 4 Устава Администрация Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области (л.д.8-47).
Таким образом, ответчик при реализации функций и полномочий органа местного самоуправления обязан осуществлять деятельность по выполнению требований санитарного законодательства, в том числе деятельность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Данные права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обеспечение населения качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства, должно быть одним из главных приоритетов в деятельности органа местного самоуправления.
Неисполнение требований указанных норм законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории муниципального образования.
В статье 12 ГК РФ определены способы защиты гражданских прав, среди которых признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом вышеизложенного, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению заявленный Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области административный иск о признании незаконным бездействия администрации Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, по непринятию мер к разработке зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения находящихся в селе Бикмурзино на территории администрации Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд считает необходимым, с учетом требований разумности, установить административному ответчику срок – два месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу для исполнения возложенной на него обязанности по разработке в соответствии с 2.1.4.1110-02 проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения: каптажа родника, расположенного по адресу: <адрес>
При вынесении решения суд учитывает, что административный ответчик согласен с заявленным административным иском.
В суд не представлено доказательств, подтверждающих законность бездействия органа местного самоуправления, а также опровергающих обоснованность административного иска.
На основании п.10 ст. 227 КАС РФ суд считает правильным обязать административного ответчика опубликовать решение суда в печатном издании, в котором публикуются правовые акты органа местного самоуправления – администрации Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, установив для этого конкретный срок исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области к администрации Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, а также о понуждении к выполнению данной обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер к разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения: каптажа родника, расположенного по адресу: Пензенская область, Неверкинский район, с. Бикмурзино, на расстоянии 1,0км. от дома №112 по ул. Центральная на северо-восток; артезианской скважины, расположенной по адресу: Пензенская область, Неверкинский район, с. Бикмурзино, ул. Полевая, 9.
Обязать администрацию Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района разработать в соответствии с 2.1.4.1110-02 проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения: каптажа родника, расположенного по адресу: <адрес>, в срок - два месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Обязать администрацию Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области опубликовать решение суда в печатном издании, в котором публикуются правовые акты органа местного самоуправления – администрации Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Об исполнении решения суда администрация Бикмурзинского сельсовета Неверкинского района Пензенской области обязана сообщить в суд, вынесший решение, в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного решением суда для исполнения обязанностей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Неверкинский районный суд Пензенской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья М.В. Улбутова