Решение по делу № 33-160/2024 (33-4827/2023;) от 01.12.2023

    Председательствующий по делу                                                      дело (33-4827/2023)

    судья Сергеева Д.П.                                                   номер дела в суде первой инстанции 2-3897/2023

                                                                                                              УИД 75RS0-14

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

    председательствующего судьи Алёкминской Е.А.,

судей Куклиной И.В., Трифонова В.А.,

    при секретаре Вашуриной О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 01 февраля 2024 года гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах Овчинниковой Елены Николаевны к <адрес> о возложении обязанности включить многоквартирный дом в Региональную адресную программу <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

по апелляционной жалобе представителя ответчика Лыткиной А.С.

на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:

исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах Овчинниковой Елены Николаевны к <адрес> о признании многоквартирного жилого дома аварийным до <Дата>, удовлетворить.

Обязать <адрес> включить многоквартирный <адрес> в Региональную адресную программу <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением <адрес> от <Дата> .

    Заслушав доклад судьи <адрес>вого суда Алёкминской Е.А., судебная коллегия

    установила:

    заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с настоящим иском в интересах Овчинниковой Е.Н., ссылаясь на следующие обстоятельства. <адрес> проведена проверка по обращению Овчинниковой Е.Н. по вопросу расселения аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Согласно акту обследования КГУ «Забайкальское БТИ» от <Дата> физический износ здания составляет 81%, степень повреждения конструктивных элементов здания составляет 81%. Согласно акту обследования жилого дома от <Дата>, проведенного межведомственной комиссией администрации городского округа «<адрес>», в жилом доме имеются сквозные трещины в цоколе, неравномерная осадка здания, деформация деревянных стен, значительные прогибы деревянных перекрытий, значительные уклоны полов, поражения гнилью и истирание отдельных досок, перекосы оконных и деревянных блоков, многочисленные трещины и истирание отдельных досок, перекосы оконных и деревянных блоков, многочисленные трещины штукатурного слоя стен и потолков; отопительные печи и электропроводка в неудовлетворительном состоянии. Межведомственной комиссией администрации городского округа «<адрес>» <Дата> по результатам обследования жилого <адрес> принято решение о признании помещений многоквартирного дома по <адрес> непригодными для проживания в связи с физическим износом здания в целом (заключение от <Дата> ). Указанное решение межведомственной комиссии утверждено распоряжением руководителя администрации городского округа «<адрес>» <Дата> -<адрес> значение физического износа здания дома и его отдельных элементов в 2016 году могло являться основанием для признания межведомственной комиссией <Дата> многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу, назначения дополнительных обследований и испытаний. Администрацией городского округа «<адрес>» несмотря на то, что в жилом <адрес> имеются 3 муниципальные квартиры, не приняты меры по проведению строительно-технической экспертизы. Экспертиза проведена жильцами жилого <адрес> в мае 2016 года. <Дата> генеральным директором ООО «Забайкальская консалтинговая строй группа» утверждено экспертное заключение по результатам обследования технического состояния указанного жилого дома. Физический износ здания составил - 81%. Согласно заключению межведомственной комиссии администрации городского округа городского округа «<адрес>» от <Дата> многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Решение межведомственной комиссии утверждено распоряжением руководителя администрации городского округа «<адрес>» от <Дата> . Указанное привело к невозможности включения дома в Региональную адресную программу <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением <адрес> от <Дата> . При этом многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения от <Дата> , при наличии обращения жильцов жилого дома, заключения экспертизы, администрацией городского округа «<адрес>» своевременно не приняты меры по признанию многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу. <Дата> произошел пожар в <адрес> жилого <адрес>, что подтверждается ответом начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> Афониным С.Г., данным на заявление Львовой Н.В., являющейся жительницей <адрес>, в результате чего имеет место опасность обрушения жилого дома, влекущая угрозу жизни и здоровью проживающих в них граждан. В результате бездействия администрации городского округа «<адрес>», выразившегося в несвоевременном признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, собственники и наниматели жилых помещений дома лишены возможности в полном объёме реализовать свои жилищные права и права выбора способа обеспечения своих жилищных прав, поскольку многоквартирный <адрес> края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. С учетом уточненных требований, просил суд обязать <адрес> включить многоквартирный <адрес> в Региональную адресную программу <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением <адрес> от <Дата> (л.д. 6-8).

<Дата> определением суда производство по гражданскому делу в части требований к администрации городского округа «<адрес>» прекращено в связи с отказом истца от требований (л.д. 148).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 151-153).

В апелляционной жалобе представитель ответчика <адрес> Лыткина А.С. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на следующее. Постановлением <адрес> от <Дата> (далее - Постановление ) утверждена Региональная адресная программа <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы. В соответствии с нормами ФЗ - 185 от <Дата> «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФЗ - 185) в рамках Региональной программы проводятся мероприятия по расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <Дата> в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Соответствующий Реестр домов составлен, утверждён и профинансирован государственной корпорацией Фондом содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства. В соответствии с разделом 5 Постановления муниципальные образования формируют и предоставляют в Министерство утвержденные сведения об общей площади жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с изменениями, внесенными <Дата> распоряжением администрации ГО «<адрес>» в распоряжение от <Дата> -р жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу <Дата>. Считает, что данное действие никак не может повлиять на проведенные действия в 2017 году в части формирования программы и планирование лимитов бюджетных ассигнований. Тот факт, что на <Дата> дом не был признан аварийным и соответственно не подлежал включению в действующую Региональную программу и не подлежал расселению Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> - исполнителем программы, является неоспоримым. Во исполнение пунктов 13-1 и 13-2 комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата> -р, Министерством формируется реестр аварийных многоквартирных домов (далее - Реестр), признанных таковыми после <Дата>, и подлежащих сносу/реконструкции и списки граждан, подлежащих переселению. Указанный дом внесен в данный Реестр для получения финансирования мероприятий по переселению граждан в плановом режиме. Считает необходимым обратить внимание суда на то, что государственным заказчиком программы и ее исполнителем на уровне субъекта является - Министерство. В соответствии с разделом 5 Постановления муниципальные образования формируют и предоставляют в Министерство утвержденные сведения об общей площади жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу. Принятие решения о включении жилых домов в программу не осуществляется <адрес> единолично. В соответствии с <адрес> от <Дата> -ЗЗК «О нормативных правовых актах <адрес>» для внесения изменений в утвержденную программу необходимо создать, согласовать с профильными органами исполнительной власти и утвердить проект постановления <адрес> «О внесении изменений в Региональную адресную программу <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», что предполагает определённый временной промежуток, не менее 3 месяцев. Данные задачи выполняет исполнитель программы - Министерство. Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ -185 срок действия программы - <Дата> Пункт 11 этой же статьи устанавливает, что этапы региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется по этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, - не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Финансовое обеспечение этапов программы 2019-2025 года осуществлено и увеличение финансирование Фондом производится не будет. В настоящее время Министерством на основании Реестра формируется новая программа, ориентировочно на период 2025-2030 г. для расселения домов, признанных аварийными после <Дата> Именно на нее и формируется в настоящее время объем финансирования, куда и будут включены в том числе расходы по жилому дому, расположенного по адресу: <адрес>. Доходы субъекта не обеспечивают проведение внепланового расселения домов за счет его бюджета в ущерб иным запланированным социальным обязательствам. Удовлетворение исковых требований по настоящему делу делает судебное решение изначально не исполнимым фактически, т.е. расселить граждан в срок и дискредитирует ответчика при исполнении им текущих социальных задач как исполнительный орган власти. Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> проводится работа по досрочному завершению Региональной Программы с открытием финансирования в 2024 году и прорабатывается вопрос с федеральными органами исполнительной власти о досрочном расселении жилищного фонда, не вошедшего в мероприятия Региональной программы. Одним из критериев очередности переселения граждан из многоквартирных домов при формировании следующей региональной программы является наличие угрозы обрушения домов. В связи с наличием угрозы жизни и здоровью граждан многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит включению в формируемую региональную программу в первоочередном порядке. Считает неправомерным возложение на <адрес> обязанности, установленной в решении суда первой инстанции. В связи с тем, что <адрес> является коллегиальным органом, издание проекта постановления по определенному направлению деятельности, осуществляется уполномоченным исполнительным органом власти - по настоящему делу Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> (л.д. 155-156).

Изучив материалы дела, выслушав мнение представителя процессуального истца – прокурора Цырендоржиевой И.Ж., не возражавшей относительно перехода к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (абзац четвертый пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата> «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное) является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не избранная лицом форма обращения в суд.

Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. При этом суд может самостоятельно определить вид судопроизводства, в котором подлежит разрешению заявление.

Прокурором заявлены требования в интересах Овчинниковой Е.Н. к <адрес> о возложении обязанности включить многоквартирный дом в Региональную адресную программу <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

Поскольку с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведенных в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», дела, связанные с оспариванием действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, обозначенные требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

С учетом изложенного, необходимо осуществить переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

перейти к рассмотрению гражданского дела по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах Овчинниковой Елены Николаевны к <адрес> о возложении обязанности включить многоквартирный дом в Региональную адресную программу <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по правилам административного судопроизводства.

Дело передать для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда.

    Председательствующий

    Судьи

33-160/2024 (33-4827/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Ингодинского района г. Читы
Овчинникова Елена Николаевна
Ответчики
Правительство Забайкальского края
Другие
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта
Комитет городского хозяйства Администрации ГО Чита
Комитет градостроительной политики Администрации ГО Чита
Администрация ГО "Город Чита"
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Алёкминская Елена Александровна
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
01.12.2023Передача дела судье
26.12.2023Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
06.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2024Передано в экспедицию
01.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее