№ 33-3008/2024
№ 2-5225/2023
Судья Манько А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 19 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Высочанской О.Ю.,
судей Безматерных О.В., Орловой А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Габдулзяновой Анны Васильевны к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 декабря 2023 года,
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Безматерных О.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Габдулзянова А.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить на территории г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее всем санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения за счет субвенций, передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми. Истец достигла возраста 18 лет, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Истец имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда в соответствии с Законом Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 12 декабря 2023 года требования Габдулзяновой А.В. удовлетворены. На администрацию города Перми возложена обязанность предоставить истцу на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, общей площадью не менее 28 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Перми просит решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 декабря 2023 года отменить, указав, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет и в пределах средств бюджета Пермского края в форме субвенций, ответчик полагает, что недостаточность соответствующих субвенций сделает решение суда неисполнимым. Выделение требуемых субвенций осуществляет Правительство Пермского края.
Истец, ответчик – администрация города Перми и третье лицо – Управление жилищных отношений администрации города Перми в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).
Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 г. № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Постановлением Правительства Пермского края от 19 июля 2017 года № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №1939-419) в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения. Жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Габдулзянова А.В., ** года рождения (л.д.6,65) относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители (Г1., Д1.) лишены родительских прав решением Октябрьского районного суда Пермской области от 03 апреля 2006 года (л.д. 7-8,61-64).
Д1. умер 22 февраля 2013 года (л.д. 11).
Постановлением главы администрации Октябрьского района Пермской области от 29 мая 2006 года № 117 несовершеннолетние дети Д2.,, Габдулзянова А.В., Г2. переданы на воспитание в приёмную семью Л1. и Л2. (л.д. 9,60).
Решением комиссии по опеке и попечительству Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края от 20 августа 2013 года Габдулзянова А.В. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 10,54).
Распоряжением заместителя главы Октябрьского муниципального района, начальника Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района от 29 сентября 2019 года № 95 на основании ч. 6.9 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Габдулзянова А.В. исключена из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 10 оборот, 28-29).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 29 мая 2019 года № 680 Габдулзянова А.В., ** года рождения включена с 20 августа 2013 года в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Перми (л.д. 12).
Согласно ответу Управления жилищных отношений администрации г. Перми по состоянию на 29 ноября 2023 года порядковый номер Габдулзяновой А.В. в списке на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения – 140 (л.д. 21), на 12 декабря 2023 года – 130 (л.д. 79).
Жилых помещений на праве собственности Габдулзянова А.В. не имеет, что подтверждается сведениями, предоставленными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии» (л.д.23, 51, 55, 83), доказательств обратного ответчиком не представлено.
Согласно паспортным данным истец имеет регистрацию по адресу **** (л.д. 34-35).
Из справки отдела надзорной деятельности по Октябрьскому муниципальному району от 01 октября 2014 года следует, что дом по адресу д. Гольцево, Октябрьского муниципального района Пермского края принадлежит Д1., 23.05.2006 произошел пожар, в результате пожара огнем уничтожен жилой дом и надворные постройки (л.д. 53).
Из свидетельства о регистрации по месту пребывания следует, что с 15 февраля 2019 года по 13 июня 2019 года истец была зарегистрирована по адресу: **** (л.д.49).
Местом жительства Габдулзяновой А.В. в силу статьи 20 Гражданского кодекса РФ фактически является город Пермь. Доказательств ее согласия на предоставление жилого помещения в другом муниципальном образовании не имеется.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Габдулзянова А.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечена, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.
При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Истец, относящаяся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.
Ссылки администрации г. Перми на то, что денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), недостаточно, не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.
Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений. Реализация прав истца не может и не должна быть поставлена в зависимость от объемов денежных средств, выделяемых на эти цели.
Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджету муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, однако в настоящее время реализовать данное право не имеет возможности ввиду ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Поскольку по иным основаниям решение суда первой инстанции сторонами настоящего спора не обжалуется, судебная коллегия в силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правовую оценку иным выводам суда не дает.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 марта 2024 года.