Дело № 2а-7944/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Тухбатуллиной Л.Х.,
с участием прокурора Петровой Р.В.,
при секретаре Сунагатовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по РБ Аристова Е.В. об установлении административного надзора в отношении Качкаева Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
установил:
ФКУ ИК-13 УФСИН России по РБ обратилось с административным исковым заявлением к Качкаеву Р.С. об установлении административного надзора.
В обоснование иска указано, что Качкаев Р.С. имеет непогашенную судимость: ДД.ММ.ГГГГ осужден Калининским районным судом г. Уфы РБ за совершение преступления предусмотренного ст. 30 ч. 3-228.1 ч. 4 п. «г» УК РФ к 4 годам 3 мес. лишения свободы. На основании ст. 69 ч. 5 УК РФ частично сложено наказание по приговору Калининского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ (ст. 30 ч. 3-228.1 ч. 4 пункта «г», 88 УК РФ к 4 одам лишения свободы в ИК общего режима, на основании ст. 72 ч. 3.1 «б» УК РФ зачтен срок отбывания наказания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Калининского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ внесено уточнение, указав зачет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и определено 4 года 6 месяцев лишения свободы в ИК общего режима. Зачтен срок из расчета 1 день за 1,5 время с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления приговором в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 72 ч. 3.1 «б» УК РФ, с учетом положения ст. 72 ч. 3.3 УК РФ ИК общего режима.
Приговор изменен Калининским районным судом г. Уфы РБ, внесены уточнения в приговор Калининского районного суда <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 72 ч. 3.1 п. «б» УК РФ период содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтено в срок отбывания наказания из расчета 1 день за 1,5 дня. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ, конец срока ДД.ММ.ГГГГ. В ФКУ ИК-13 содержится с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ Качкаев Р.С. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Административный истец просит суд установить в отношении Качкаева Р.С. административный надзор сроком на три года со следующими ограничениями:
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение выезда за пределы территории по месту жительства (регистрации, пребывания).
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-13 УФСИН России по РБ Исмагилов Э.Р. административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заедании (посредством видеоконференц связи) административный ответчик Качкаев Р.С. не возражал относительно требований административного истца.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Согласно ст. 1 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. ст. 3 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Судом установлено, что Качкаев Р.С. имеет непогашенную судимость: ДД.ММ.ГГГГ осужден Калининским районным судом <адрес> РБ за совершение преступления предусмотренного ст. 30 ч. 3-228.1 ч. 4 п. «г» УК РФ к 4 годам 3 мес. лишения свободы.
На основании ст. 69 ч. 5 УК РФ частично сложено наказание по приговору Калининского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ (ст. 30 ч. 3-228.1 ч. 4 пункта «г», 88 УК РФ к 4 одам лишения свободы в ИК общего режима, на основании ст. 72 ч. 3.1 «б» УК РФ зачтен срок отбывания наказания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Калининского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ внесено уточнение, указав зачет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и определено 4 года 6 месяцев лишения свободы в ИК общего режима. Зачтен срок из расчета 1 день за 1,5 время с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления приговором в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 72 ч. 3.1 «б» УК РФ, с учетом положения ст. 72 ч. 3.3 УК РФ ИК общего режима.
Приговор изменен Калининским районным судом г. Уфы РБ, внесены уточнения в приговор Калининского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 72 ч. 3.1 п. «б» УК РФ период содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтено в срок отбывания наказания из расчета 1 день за 1,5 дня. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ, конец срока ДД.ММ.ГГГГ. В ФКУ ИК-13 содержится с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ Качкаев Р.С. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно представленной ФКУ ИК-13 характеристики, Качкаев Р.С. характеризуется отрицательно, имеет взыскания.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При выборе административных ограничений суд принимает во внимание обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, характеризующие административного ответчика данные, подтвержденные материалами личного дела осужденного, и полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Так, определяя периодичность явки Качкаев Р.С. для регистрации в орган, осуществляющий административный надзор, учитывая характеристику административного ответчика, суд находит, что для целей применения административного надзора соразмерным, разумным и достаточным будет установление административного ограничения в виде обязательной явки для регистрации два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Применение в иске административных ограничений признается судом необходимым и достаточным для достижения целей административного надзора, направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия и обусловлено интересами общественной безопасности. Установление административного надзора не является повторным наказанием за одно и то же преступление, а устанавливается в целях предупреждения совершения лицами, указанными в законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Учитывая, что положения п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» носят императивный характер и не предусматривают возможность установления административного надзора в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на иной срок, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, срок административного надзора в отношении Качкаева Р.С. не может быть ниже одного года, который необходимо исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь статьями 270-273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 06.04.20211 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
решил:
административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по Республики Башкортостан Аристова Е.В., удовлетворить.
Установить в отношении Качкаева Р.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор сроком на три года, исчисляемый со дня постановки его на учет по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, с возложением на него следующих административных ограничений:
обязать Качкаева Р.С., являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 (два) раза в месяц;
запретить Качкаеву Р.С. выезд за пределы города Благовещенска Республики Башкортостан без разрешения органа внутренних дел.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней через Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Л.Х. Тухбатуллина