Решение по делу № 9а-16/2022 от 05.05.2022

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2022 года город Липецк

Судья Липецкого областного суда Амбарцумян Н.В., рассмотрев административное исковое заявление Стрельникова Сергея Николаевича, Максимова Олега Витальевича, Ларионова Олега Николаевича, Ларионовой Ольги Петровны, Герасимова Романа Викторовича, Поповой Ольги Алексеевны, Пестриковой Любовь Владимировны, Цыхач Агаты Владимировны, Комова Владимира Ивановича, Вебер Андреаса к Совету депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, председателю Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Ефремову О.В., главе администрации сельского поселения Стебаевский Сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Русанову А.В. об оспаривании Решения № 79 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум на территории сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 7 Закона Липецкой области от 02 июля 2004 года № 113-ОЗ «О местном референдуме в Липецкой области»,

установил:

Стрельников Сергей Николаевич, Максимов Олег Витальевич, Ларионов Олег Николаевич, Ларионова Ольга Петровна, Герасимов Роман Викторович, Попова Ольга Алексеевна, Пестрикова Любовь Владимировна, Цыхач Агата Владимировна, Комов Владимир Иванович, Вебер Андреас обратились в Липецкий областной суд с административным иском к Совету депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, председателю Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Ефремову О.В., главе администрации сельского поселения Стебаевский Сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Русанову А.В. об оспаривании Решения № 79 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум на территории сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 7 Закона Липецкой области от 02 июля 2004 года № 113-ОЗ «О местном референдуме в Липецкой области».

Данное исковое заявление не может быть принято к производству Липецкого областного суда по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Статьей 47 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

КАС РФ закрепляет такую задачу административного судопроизводства как обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3) и гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4).

В целях реализации указанного права во второй главе КАС РФ закреплена подсудность административных дел судам.

Согласно ст. 19 КАС РФ, подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст. ст. 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Так, подсудность дел, подлежащих рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областным судом, определена в статье 20 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Конституционный Суд Российской Федерации определил нормативный правовой акт как акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановление от 31 марта 2015 года N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть").

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы.

Как усматривается из административного искового заявления, административные истцы просили признать незаконными решение Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум на территории сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 7 Закона Липецкой области от 02 июля 2004 года № 113-ОЗ «О местном референдуме в Липецкой области».

В силу ст. 36 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": 1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

5. Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный орган субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

6. Законодательный орган субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

7. Законодательный орган субъекта Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

8. Если законодательный орган субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным органом субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.

9. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации и которое выдается инициативной группе по проведению референдума, действительно в течение срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

10. В случае возникновения спора о компетенции в связи с выдвижением инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе предложить органу, признавшему, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, создать согласительную комиссию. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации. На время работы согласительной комиссии течение срока, указанного в пункте 8 настоящей статьи, приостанавливается.

11. Если законодательный орган субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

12. В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа.

13. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 10 Закона Липецкой области от 02 июля 2004 года № 113-ОЗ «О местном референдуме в Липецкой области»: 1. Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве, определенном уставом муниципального образования, но не менее 10 человек, имеющих право на участие в местном референдуме.

2. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации инициативной группы.

3. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на местный референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории муниципального образования. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения местного референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его местного отделения или иного структурного подразделения, поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума.

Если в качестве инициативной группы по проведению местного референдума действует руководящий орган общественного объединения либо руководящий орган регионального отделения или иного структурного подразделения, к ходатайству должны быть приложены протокол заседания указанных органов, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума, и документы, подтверждающие их право на выдвижение инициативы проведения местного референдума (выписка из устава, копия регистрационного свидетельства).

5. Комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов обязана рассмотреть ходатайство и принять решение:

в случае соответствия указанных документов и ходатайства требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

6. Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 7 настоящего Закона в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов в порядке, установленном настоящим Законом.

7. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, отвечает требованиям статьи 7 настоящего Закона, комиссия муниципального образования осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям статьи 7 настоящего Закона.

8. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией Липецкой области и которое выдается комиссией муниципального образования инициативной группе по проведению местного референдума, действительно в течение срока, установленного уставом муниципального образования.

9. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, не отвечает требованиям статьи 7 настоящего Закона, комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации.

10. В случае отказа инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации ей выдается решение комиссии муниципального образования, в котором указываются основания отказа.

11. Основанием отказа инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава области, законов области, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Как следует из административного искового заявления Совет депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, в соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона Липецкой области от 02 июля 2004 года № 113-ОЗ «О местном референдуме в Липецкой области» признал вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум на территории сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 7 Закона Липецкой области от 02 июля 2004 года № 113-ОЗ «О местном референдуме в Липецкой области».

Таким образом, оспариваемое решение принято в соответствии с процедурой, регламентируемой ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Липецкой области от 02 июля 2004 года № 113-ОЗ «О местном референдуме в Липецкой области», является одним из этапов по реализации гражданами своего права на проведение местного референдума, не содержит правил поведения, не рассчитано на неоднократное применение, а носит разовый характер, признаками нормативного правового акта не обладает и не имеет нормативных свойств, в связи с чем не является нормативно-правовым актом.

Подпунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.

Так как данное административное исковое заявление неподсудно Липецкому областному суду, то его надлежит возвратить административному истцу.

Административный истец вправе реализовать свое право на обращение в суд в соответствии с приведенными нормами закона, с учетом положений ч. 9 ст. 10 Закона Липецкой области от 02 июля 2004 года № 113-ОЗ «О местном референдуме в Липецкой области».

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 129 КАС РФ, судья

О П Р Е Д Е Л И Л :

Административное исковое заявление Стрельникова Сергея Николаевича, Максимова Олега Витальевича, Ларионова Олега Николаевича, Ларионовой Ольги Петровны, Герасимова Романа Викторовича, Поповой Ольги Алексеевны, Пестриковой Любовь Владимировны, Цыхач Агаты Владимировны, Комова Владимира Ивановича, Вебер Андреаса к Совету депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, председателю Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Ефремову О.В., главе администрации сельского поселения Стебаевский Сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Русанову А.В. об оспаривании Решения № 79 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум на территории сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 7 Закона Липецкой области от 02 июля 2004 года № 113-ОЗ «О местном референдуме в Липецкой области» возвратить истцам в связи с неподсудностью требований Липецкому областному суду.

Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в течение 15 дней со дня его вынесения.

Судья Амбарцумян Н.В.


9а-16/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
Истцы
Ларионов Олег Николаевич
Цыхач Агата Владимировна
Максимов Олег Витальевич
Комов Владимир Иванович
Вебер Андреас
Пестрикова Любовь Владимировна
Попова Ольга Алексеевна
Стрельников Сергей Николаевич
Герасимов Роман Викторович
Ларионова Ольга Петровна
Ответчики
Председатель Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Ефремова О.В.
Совет депутатов Сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Амбарцумян Н.В.
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
05.05.2022Регистрация административного искового заявления
05.05.2022Передача материалов судье
12.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее