ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-29001/2024
(в суде 1-й инстанции № 2-3843/2024)
УИД 01RS0004-01-2023-006189-31
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 сентября 2024 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А.,
судей Черкасовой Е.В., Донсковой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вожжовой М.В., Ташева Р.В. к администрации муниципального образования «Город Майкоп», Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Российской Федерации о включении в состав наследства денежных средств, выделенных в качестве субсидии на приобретение жилья и взыскании денежных средств,
по кассационной жалобе представителя Вожжовой М.В., Ташева Р.В. – Бабкина С.В. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 20 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 14 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., выслушав объяснения представителя Вожжовой М.В., Ташева Р.В. – Бабкина С.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Вожжова М.В. и Ташев Р.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Майкоп» (далее также - администрация), Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Российской Федерации о включении в состав наследства денежных средств, выделенных в качестве субсидии на приобретение жилья и взыскании денежных средств.
В обоснование исковых требований указано, что на основании распоряжения администрации от 05.07.2021 № ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 1 человек, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как относящийся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц на основании положений Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, включен в список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, а также в список участников ведомственной целевой программы «Оказание государственное поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с 28.06.2021.
В конце апреля 2022 года ФИО7 сообщено о том, что денежные средства в размере 2 350 000 руб., выделенные ему для жилищного сертификата, поступили на счет администрации, предложено предоставить дополнительные документы для получения данного сертификата.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умер.
Вожжова М.В. и Ташев Р.В. являются наследниками умершего ФИО7
Истцами на имя нотариуса ФИО8 подано заявление о вступлении в наследство после смерти ФИО7
Письмом от 30.11.2022 Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея сообщило истцам, что ФИО7 сертификат на приобретение жилого помещения не выдавался, денежные средства не выделялись. При этом, ФИО7 был единственным участником вышеуказанной программы в Республике Адыгея, денежные средства для выдачи жилищного сертификата поступили в бюджет Республики Адыгея.
В связи с получением данного письма о не поступлении бюджетных денежных средств на приобретение жилого помещения, указанная сумма в наследственную массу ФИО7 нотариусом не включена.
Истцы полагают, что не включение указанной выплаты в наследственную массу нарушает их права, как наследников ФИО7
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Вожжова М.В., Ташев Р.В. просили суд признать их право в порядке наследования на денежные средства, выделенные ФИО7 на приобретение жилья в качестве субсидии, взыскать с Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея и Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Российской Федерации стоимость жилищного сертификата на приобретение или строительство жилого помещения, возложить на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея и Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Российской Федерации обязанность перечислить данные денежные средства на депозитный счет нотариуса Майкопского нотариального округа ФИО8, включить в состав наследственного имущества после смерти ФИО7 денежные средства, выделенные в качестве субсидии для приобретения жилья.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 20 ноября 2023 года исковые требования Вожжовой М.В., Ташева Р.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 14 мая 2024 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Вожжовой М.В., Ташева Р.В. – Бабкин С.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 14 мая 2024 года, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, либо отменить судебные акты, приняв новое решение, которым заявленные истцами требования удовлетворить в полном объеме. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов, заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, лица, участвующие в деле, кроме представителя истцов, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При этом информация о движении дела размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, судебная коллегия сочла возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - государственная программа), в состав которой вошла ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
Государственная программа предусматривает предоставление государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат) в том числе гражданам Российской Федерации (далее - граждане), подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненным к ним лицам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14-17, 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон Российской Федерации № 1244-1), Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».
Социальные выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) для указанной категории граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, предоставляются в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее - Правила № 153),
Подпунктом «б» пункта 18 Правил № 153 установлено, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц процессных мероприятий выдача сертификата гражданам, указанным в подпункте «е» пункта 5 Правил № 153, осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 24 Правил № 153 в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году.
Орган местного самоуправления (исполнительный орган субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году, по форме, установленной исполнительным органом субъекта Российской Федерации (для граждан - участников процессных мероприятий, указанных в подпунктах «е»-«и» пункта 5 Правил № 153), отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в подпунктах «е»-«л» Правил № 153, и представляют их в исполнительный орган субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 26 Правил № 153 в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год исполнительный орган субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 Правил № 153, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году (далее - сводный список), утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю государственной программы (пункт 26 Правил № 153).
В силу пунктов 28, 29 Правил № 153 ответственный исполнитель государственной программы с учетом средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам в проекте федерального бюджета на соответствующий год, и на основании сводных списков, полученных от исполнительных органов субъектов Российской Федерации, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые в течение 15 рабочих дней со дня внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке (пункт 48 Правил № 153).
В силу пункта 6 Правил № 153 социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику процессных мероприятий с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи жилого помещения (договору участия в долевом строительстве, договору об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве), представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 Правил № 153.
Таким образом, социальная выплата по сертификату может быть предоставлена только гражданину соответствующей категории, претендующему на нее, и исключительно в порядке, установленном Правилами № 153.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании распоряжения администрации муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея» от 05.07.2021 № ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 1 человек, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как относящийся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц на основании положений Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, включен в список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, а также в список участников ведомственной целевой программы «Оказание государственное поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с 28.06.2021.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умер, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным Отделом ЗАГС г. Майкопа Управления ЗАГС Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ I-АЗ №.
Наследниками умершего ФИО7 по закону являются Вожжова М.В., ФИО9, Боранукова А.В., Ташев Р.В., Якунина Н.В.
Из материалов дела также следует, что Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея письмом от 30.11.2022 № 07-7484 в ответ на обращение истцов разъяснило, что ФИО7 жилищный сертификат на приобретение жилого помещения не выдавался, денежные средства на приобретение жилого помещения также не выделялись в связи со смертью последнего.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права и исходил из того, что ФИО7, претендуя на получение социальной выплаты, не смог реализовать указанное право при жизни, выделенными денежными средствами для приобретения жилья не воспользовался, в связи с чем, не была достигнута цель предоставления ему указанных денежных средств как лицу, имеющему право на жилищный сертификат, и пришел к выводу о том, что требования истцов о включении в состав наследства ФИО10 денежных средств, выделенных в качестве субсидии на приобретение жилья, и взыскании денежных средств не подлежат удовлетворению, поскольку получение данных мер социальной поддержки неразрывно связано с личностью наследодателя.
Проверяя решение в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея согласилась с выводами суда первой инстанции, признав их верными, основанными на законе.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с указанными выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку они мотивированы, постановлены на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, при правильном применении норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что у истцов возникло право на получение субсидии в порядке наследования, после смерти ФИО10, отклоняются судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Право ФИО10 как гражданина, относящегося к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц на основании положений Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на получение социальной выплаты, являлось его личным субъективным правом и принадлежало лишь ФИО10 исключительно в целях улучшения его жилищных условий. В этой связи социальная выплата по сертификату не может быть предоставлена в целях улучшения жилищных условий иных граждан, не состоявших на жилищном учете в составе семьи получателя, в том числе наследников.
В состав наследства входит только то имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства. Возможность перехода в порядке наследования нереализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, неразрывно связанных с личностью наследодателя, законом не предусмотрена.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в рассмотрении дела без участия представителя истцов, просившего отложить судебное разбирательство в связи с необходимостью участия в иных судебных заседаниях, не свидетельствуют о процессуальных нарушениях, влекущих отмену судебных постановлений, поскольку занятость представителя в другом судебном заседании не является безусловным процессуальным основанием для отложения разбирательства дела. Отложение судебного заседания по ходатайству сторон является правом, а не обязанностью суда.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судами доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 20 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 14 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Вожжовой М.В., Ташева Р.В. – Бабкина С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение составлено 25 сентября 2024 года.