Дело № 2а-857/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 19 января 2022 г.
Советский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего – судьи Токаевой З.М.,
при секретаре – Маликовой А.З.,
с участием административного истца Шахмарданова Э.К. и его представителя по доверенности Алигаджиева А.М.,
представителя административного ответчика МКУ «Управление земельных и имущественных отношений города Махачкала» по доверенности Зайналбиевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шахмарданова М к МКУ «Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы» о признании незаконным Уведомления от 08.12.2021г. за №.17.ОГ-12207/2021 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, район ипподрома «Скачки», и обязании МКУ «Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
установил:
Шахмарданов Э.К. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что на основании договора купли-продажи от 22 декабря 2014 года приобрел земельный участок по адресу: г.Махачкала, район ипподрома «Скачки», общей площадью 461 кв.м., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними 03.03.2015 сделана запись, регистрации №. С указанного времени он выплачивает все причитающиеся с него земельные налоги за данный земельный участок и возвел на нем фундамент для строительства жилого дома для дальнейшего проживания в нем со своей семьей. В связи с возникшей необходимостью с соседом по участку, он начал уточнять границы. Оказалось, что его участок «не сидит на своем месте» и в связи с этим пришлось подготовить межевой план на уточнения границ. Согласовав с соседями границы в акте согласования, приложив право подтверждающие документы и межевое дело в электронном виде, он обратился через МФЦ в Управление Росреестра по РД за уточнением границ. Однако получил отказ, что указанный вопрос нужно согласовать с муниципалитетом, то есть с городом Махачкала. Так же, приложив весь пакет необходимых документов, он обратился за муниципальным слугой -утверждением схемы расположения земельного участка, поскольку при уточнении существующего участка кадастровые координаты на кадастровом плане территории менялись. Уведомлением от 08.12.2021г. № 51.17.ОГ-12207/21 в предоставлении указанной услуги ему отказано. В причине отказа указано, что внесение сведений о границах земельного участка носит заявительный характер, то есть собственнику земельного участка необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по РД с приложением право подтверждающего документа и межевого плана в электронном виде. Также, при уточнении границ земельного участка их местоположение регулируется ФЗ от 24.07.2007г. ст. 22 ФЗ от 13.07.2015г № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В судебном заседании административный истец Шахмарданов Э.К. и его представитель Алигаджиев А.М. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить и дали объяснения, в основном аналогичные тексту административного искового заявления.
Представитель административного ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы» по доверенности Зайналбиева Д.С. в судебном заседании требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в оспариваемом уведомлении.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, и
ные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Шахмарданову Э.К. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 22.12.2014 принадлежит земельный участок площадью 461 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов индивидуального жилого микрорайона, с кадастровым номером 05:40:000078:951, расположенный по адресу: г.Махачкала, района ипподрома «Скачки», право собственности на который зарегистрировано 03.05.2015г.
25 ноября 2021 года Шахмарданов Э.К. обратился с заявлением о предоставлении муниципальной услуги - утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане.
Уведомлением МКУ «Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы» от 08.12.2021г. № 51.17.ОГ-12207/21 административному истцу сообщено, что поскольку внесение сведений о границах земельного участка носит заявительный характер собственнику земельного участка необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по РД с приложением право подтверждающего документа и межевого плана в электронном виде. Также, при уточнении границ земельного участка их местоположение регулируются ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границы считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 года до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Таким образом, сведения о земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
В данном случае судом установлено, что Шахмарданову Э.К. со ссылкой на положения статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" разъяснено его право обратится в Управление Росреестра по РД для внесения сведений о границах земельного участка.
Уведомление МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.Махачкалы от 08.12.2021 № 51.17-ОГ-12207/21 не является ответом на заявление об оказании государственной услуги, носит информационный характер, в связи с чем его нельзя квалифицировать как отказ в предоставлении соответствующей государственной услуги.
Таким образом, избранный административным истцом способ восстановления своего предположительно нарушенного права, а именно обязание МКУ «Управление имущественных и земельных отношений г.Махачкалы» устранить допущенное нарушения ее прав, совершив необходимые действия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «Махачкала» не соответствует существу собственно нарушенного права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления Шахмарданова М к МКУ «Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы» о признании незаконным Уведомление от 08.12.2021г. за №51.17.ОГ-12207/2021 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Дагестан, город Махачкала, район ипподрома «Скачки», и обязании МКУ «Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Республика Дагестан, город Махачкала, район ипподрома «Скачки» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме через Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан.
Судья З.М. Токаева
Мотивированное решение суда составлено 01.02.2022г.