Решение по делу № 33-12897/2023 от 11.10.2023

судья Житникова Л.В.

№ 33-12897/2023

УИД 24RS005201-2023-000202-32

2.211г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красноярск

23 октября 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Кучеровой С.М.,

судей: Михайлинского О.Н., Медведева И.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болеловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михайлинского О.Н. гражданское дело по иску прокурора Туруханского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Бахтинская средняя школа», администрации Туруханского района о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе главы Туруханского района Шереметьева О.И.,

на решение Туруханского районного суда Красноярского края от 1 августа 2023г., которым постановлено:

исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Бахтинская средняя школа», администрации Туруханского района о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать администрацию Туруханского района выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Бахтинская средняя школа» в целях совершения действий и работ по заключению МКОУ «Бахтинская средняя школа» соответствующего муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Обязать МКОУ «Бахтинская средняя школа» заключить соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования для заключения соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.

Взыскать с МКОУ «Бахтинская средняя школа» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Туруханского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ «Бахтинская средняя школа», администрации Туруханского района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Туруханского района проведена проверка исполнения МКОУ «Бахтинская средняя школа» законодательства в сфере пожарной безопасности и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, установлено, что в нарушение требований Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, директором МКОУ «Бахтинская средняя школа» не исполнены требования пожарной безопасности. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания ответчика по классу функциональной пожарной безопасности относятся к категории Ф 4.1 (здание общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций). В здании школы система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи о пожаре. В настоящее время не заключен контракт (договор) на оказание услуг по техническому обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации и радиосистемы передачи извещений о пожаре, что подтверждает фактическое отсутствие автоматического дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес директора МКОУ «Бахтинская средняя школа» 22 мая 2023 г. внесено представление №7-01-82-2023 об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены, дан формальный ответ о невозможности устранить выявленные нарушения в связи с отсутствием денежных средств. До настоящего времени законные требования прокурора не выполнены. Несоблюдение требований законодательства в сфере пожарной безопасности влечет негативные последствия в форме нарушения прав несовершеннолетних на охрану здоровья и безопасные условия нахождения и обучения в МКОУ «Бахтинская средняя школа», не соблюдение прав граждан на гарантированное обеспечение пожарной безопасности.

Прокурор, уточнив исковые требования, просил обязать МКОУ «Бахтинская средняя школа» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по устранению допущенных нарушений действующего законодательства, а именно заключить соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации; обязать администрацию Туруханского района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, выделить необходимую сумму денежных средств для МКОУ «Бахтинская средняя школа» в целях совершения действий и работ по заключению МКОУ «Бахтинская средняя школа» соответствующего муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава Туруханского района Шереметьев О.И. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что в силу требований пункта 2 статьи 21, 38.1, подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства на выполнение мероприятий по пожарной безопасности объектов образования могут быть выделены из бюджета Туруханского района только главному распорядителю бюджетных средств в сфере образования - Управлению образования администрации Туруханского района, а не на каждого получателя бюджетных средств, которыми в данном случае являются муниципальные образовательные учреждения. Кроме того, администрация Туруханского района полагает незаконным решение суда в части обязания МКОУ «Бахтинская СШ» заключить муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, поскольку по смыслу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» понуждение заказчика к заключению контракта с исполнителем не допустимо, решением суда на МКОУ «Бахтинская средняя школа» могла быть возложена обязанность лишь принять меры к заключению муниципального контракта.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе главы Туруханского района Шереметьева О.И. доводов исполняющим обязанности руководителя Управления образования администрации Туруханского района Давыдовым Р.М. представлен отзыв, в котором выражает согласие с доводами апелляционной жалобы, а прокурором Туруханского района Сайфулиным Р.Ф. представлены возражения, в котором выражено согласие с постановленным по делу решением суда, изложена просьба об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор Дозорцева М.В.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом и заблаговременно извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, обеспечено их право участвовать в судебном разбирательстве при рассмотрении апелляционной жалобы, однако, они не явились в судебное заседание, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, явку представителей не обеспечили.

На основании статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, и их представителей, не явившихся в судебное заседание.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений, выслушав объяснения прокурора Дозорцевой М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда исходя из следующего.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Статьей 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важных и необходимых условий физического и психического развития детей.

Согласно требованиям пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.

В пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из положений части 7 статьи 28 названного Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (статьи 32, 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится, в том числе, создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относятся в том числе: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.

В соответствии подпунктом «а» пункта 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1

В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Согласно пункту 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.

Перевод систем противопожарной защиты с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты запрещается, за исключением случаев, установленных пунктом 458 настоящих Правил, а также работ по техническому обслуживанию или ремонту систем противопожарной защиты (п. 55 Правила противопожарного режима).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, установлено в суде апелляционной инстанции, решением и.о. заместителя прокурора Туруханского района от 15 мая 2023 г. №102 назначена проверка МКОУ «Бахтинская средняя школа» на предмет соблюдения прав несовершеннолетних и иных граждан; исполнения требований пожарного законодательства (л.д. 17), о чем МКОУ «Бахтинская средняя школа» проинформировано 16 мая 2023 г. (л.д. 18).

4 мая 2023г. за № исорг20040041-77-23/20040041 в рамках проводимой проверки прокурором Туруханского района из Управления образования администрации Туруханского района истребованы письменная информация и документы (л.д. 8).

Согласно представленной информации от 12 мая 2023г. №01-21/1142 МКОУ «Бахтинская средняя школа» расположена по адресу: Туруханский район с. Бахта, ул. Школьная 8. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС посредством организации и проведения проверок должностными лицами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. МКОУ «Бахтинская средняя школа» оборудована пожарной сигнализацией «Грани 8», которая не обслуживается организацией (л.д.10-16).

16 мая 2023г. за № исорг20040041-77-23/20040041 в рамках проводимой проверки прокурором Туруханского района у ответчика МКОУ «Бахтинская средняя школа» истребованы письменная информация и документы (л.д. 20).

Согласно представленной на запрос информации от 18 мая 2023г. №882 в МКОУ «Бахтинская средняя школа» в здании школы имеется ППКОП «Гранит-8», который не обслуживается соответствующими специалистами в связи с отдаленностью населенного пункта, в настоящее время автоматическое дублирование сигналов охраны в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре не ведется. В настоящее время школа готовится к капитальному ремонту, ранее ремонт был назначен на 2022 г., но в связи с проведением аукционов и рассмотрением заявок сроки сдвинулись на 2023 г., уже приобретен пиломатериал и другое необходимое оборудование. На основании данных факторов установка АПС в 2022 г. в здании школы была бы нецелесообразна, так как в этом году был необходим демонтаж оборудования (л.д. 21-22).

И.о. заместителя прокурора Туруханского района – старшим помощником прокурора Котягиным В.И. 22 мая 2023 г. в адрес МКОУ «Бахтинская средняя школа» внесено представление №7-01-85-2023 об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних (л.д. 23-24).МКОУ «Бахтинская средняя школа» представление и.о. заместителя прокурора Туруханского района рассмотрено, 26 июня 2023 г. дан ответ о том, что с информацией, изложенной в представлении, согласны. В ходе ведомственной проверки установлено, что ответственным лицом – заместителем директора по ВР Мальцевой О.В. не отработано в полном объеме и не сообщено директору о необходимости: в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 – с дублированием этих сигнал на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.4, Ф 4.2 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. В настоящее время в МКОУ «Бахтинская СШ» происходит капитальный ремонт, после окончания ремонта будет заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию системы автоматической сигнализации. По результатам проверки нарушения не устранены, к ответственному лицу – Мальцевой О.В. применена мера дисциплинарного взыскания, а также указано на недопустимость рассматриваемых нарушений впредь (л.д. 26).

Также установлено, что между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района и ООО «БайкитСтрой» заключен муниципальный контракт № 50 на проведения капитального ремонта МКОУ «Бахтинская средняя школа», срок выполнения работ: начало 01 августа 2022 г. окончание 21 августа 2023 г. (л.д.86-160)

Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции, правильно применив вышеприведенные нормы материального права, регулирующие возникшие отношения, исходил из того, что здание МКОУ «Бахтинская средняя школа» относится к объектам, прямо указанным в части 7 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в отношении которого обязательным является осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, необходимость их осуществления обусловлена особым статусом учреждения, противопожарная безопасность учреждения надлежащим образом не обеспечивается, неустранение нарушений в данной сфере противоречит действующему законодательству, указанные нарушения являются недопустимыми, приводят к нарушению прав и законных интересов обучающихся, воспитанников, сотрудников образовательной организации и иных лиц на безопасность их жизни и здоровья.

Учитывая, что выявленные в ходе прокурорской проверки и установленные в суде нарушения требований к пожарной безопасности объекта не устранены до настоящего времени, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд пришел к соответствующим установленным обстоятельствам дела выводам об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на МКОУ «Бахтинская средняя школа» обязанность устранить выявленные нарушения и осуществить мероприятия по заключению соответствующий муниципальный контракт на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования для заключения муниципального контракта на оказание услуг по мониторингу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, в течение трех месяцев со дня финансирования.

Принимая во внимание, что исполнение требований нормативных правовых актов по созданию безопасных условий обучения в образовательном учреждении является обязанностью не только муниципального образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления, установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение соответствующих требований, суд первой инстанции возложил на администрацию Туруханского района обязанность обеспечить финансирование проведения МКОУ «Бахтинская средняя школа» указанных мероприятий в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

При этом суд проверил и отклонил доводы администрации Туруханского района о том, что администрация не может являться ответчиком по данному делу, обоснованно указав, что именно муниципальное образование Туруханский район в лице администрации Туруханского района, а не Управление образования администрации Туруханского района, являясь Учредителем МКОУ «Бахтинская средняя школа» осуществляют полномочия собственника имущества, переданного в оперативное управление МКОУ «Бахтинская средняя школа», и обязаны нести бремя содержания имущества образовательного учреждения, в том числе, обеспечивать финансирование содержания данного имущества.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Суд обосновано исходил из того, что в данном случае невыполнение обязательных мероприятий, предусмотренных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности объекта (территории) муниципального казенного учреждения образования создает реальную угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга граждан на жизнь и здоровье, надлежащее обеспечение безопасности работников, обучающихся детей и посетителей школы, является приоритетным и безотлагательным, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности должны быть профинансированы и исполнены, однако на момент рассмотрения дела судом таких обстоятельств надлежащего исполнения требований законодательства о пожарной безопасности не установлено.

Напротив, материалами дела достоверно установлено, что нарушения требований законодательства о пожарной безопасности ответчиками не устранены. Ответчиками не оспаривалось, что причиной невыполнения требований представления и.о. заместителя прокурора Туруханского района от 22 мая 2023 г. № 7-01-85-2023 МКОУ «Бахтинская средняя школа» об устранении установленных нарушений явилось проведение капитального ремонта здания школы и отсутствие финансирования со стороны учредителя.

Доводы апелляционной жалобы Главы Туруханского района подлежат отклонению.

Предметом требований по иску прокурора являются защита прав неопределенного круга работников, обучающихся детей и посетителей МКОУ «Бахтинская средняя школа» на надлежащее обеспечение пожарной безопасности объекта (территории) образовательного учреждения, реализация данных прав не может быть обусловлена наличием денежных средств.

Отсутствие в образовательном учреждении системы дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.

Школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан).

Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Из представленного Устава следует, что МКОУ «Бахтинская средняя школа» является по своей организационно-правовой форме казенным образовательным учреждением, учредителем школы является муниципальное образование Туруханский район (пункты 1.1 и 1.7 Устава).

Согласно пунктам 4.1 и 4.2 Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Туруханского района, в том числе осуществляет финансовое обеспечение Школы, согласовывает в установленном порядке распоряжение движимым и недвижимым имуществом Школы.

Как следует из пункта 7.1 Устава имущество Школы является собственностью муниципального образования Туруханский район и закрепляется Учредителем за школой на праве оперативного управления в установленном порядке (л.д.28-38).

Согласно Положению об Управлении образования администрации Туруханского района – управление образования администрации Туруханского района является отраслевым (функциональным) органом администрации Туруханского района; в своей деятельности подотчетно Главе Туруханского района и заместителю Главы Туруханского района, в ведении которого вопросы образования. Руководитель Управления распоряжается финансовыми средствами Управления, в порядке, установленном действующим законодательством (пунктй 1.1 и 1.3. Положения) (л.д. 53-64).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Структуру органов местного самоуправления, согласно части 1 статьи 34 названного федерального закона, составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

На основании части 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ представительный орган местного самоуправления по представлению главы местной администрации утверждает структуру местной администрации, в которую могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации могут действовать как юридические лица, если по представлению главы местной администрации представительный орган муниципального образования принял решение об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утвердил положение о нем (часть 3 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ).

Администрация Туруханского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Туруханский района.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу статей 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 123.21 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

В соответствии со статьей 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В данном случае, Управление образования администрации Туруханского района входит в структуру местной администрации, положением об Управлении образования установлены не собственные полномочия отраслевого органа администрации, а определены его функции в сфере образования от имени исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, при этом администрация Туруханского района является органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя Управление образования, осуществляет финансирование за счет бюджета района по утвержденной смете, которое недостаточно для финансирования надлежащего обеспечения пожарной безопасности объекта (территории) МКОУ «Бахтинская средняя школа».

При таких обстоятельствах, полное финансирование расходов муниципального казенного учреждения образования на реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности объектов (территорий) МКОУ «Бахтинская средняя школа» должно быть возложено на администрацию Туруханского района как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, реализующий соответствующие полномочия в пределах своей компетенции, определенной действующим законодательством.

Спорные отношения возникли не в связи с денежными обязательствами МКОУ «Бахтинская средняя школа» либо в связи с возмещением ущерба, а основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению реализации прав неопределенного круга работников, обучающихся детей и посетителей МКОУ «Бахтинская средняя школа» на надлежащее обеспечение пожарной безопасности объекта (территории) общеобразовательного учреждения.

Таким образом, вывод суда о необходимости возложения обязанности на администрацию Туруханского района по обеспечению финансирования расходов МКОУ «Бахтинская средняя школа» по оснащению системами охранно-пожарной сигнализации с соблюдением требований части 7 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» основан на правильном применении норм материального права, соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, поскольку соответствующее финансирование муниципальной образовательной организации не предоставлено, именно администрация Туруханского района обладает необходимыми, в том числе бюджетными, полномочиями и обязана обеспечить решение вопросов местного значения, независимо от распределения функций между входящими в структуру администрации района подразделениями, в связи с чем иск прокурора правомерно предъявлен также непосредственно к администрации района как исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы о неправомерном возложении обязанности по заключению муниципального контракта, тогда как возможно только принять меры к его заключению, несостоятельны и не освобождают орган местного самоуправления как собственника, на которого законом возложена обязанность по организации безопасности в образовательном учреждении, от исполнения возложенных на него обязанностей.

Судебная коллегия с выводами суда об удовлетворении исковых требований прокурора соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Суд с достаточной полнотой исследовал юридически значимые обстоятельства дела, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства исследованы в объеме, который позволил суду правильно разрешить спор.

Доводы апелляционной жалобы не содержат подтвержденных доказательствами обстоятельств, которые опровергают выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене принятого по делу решения суда.

Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Туруханского районного суда Красноярского края от 1 августа 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Туруханского района Шереметьева О.И. - без удовлетворения.

Председательствующий:                            С.М. Кучерова

Судьи:                                    О.Н. Михайлинский

                                        И.Г. Медведев

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 октября 2023 г.

33-12897/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Туруханского района
Ответчики
Администрация Туруханского района
Бахтинская СШ
Другие
Управление образования администрации Туруханского района
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Михайлинский Олег Николаевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
23.10.2023Судебное заседание
22.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2023Передано в экспедицию
23.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее