Решение по делу № 2а-178/2020 от 03.06.2020

Дело №2а-178/2020 (12RS0009-01-2020-000466-25)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 июля 2020 года

Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.,

при секретаре Русовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт.Морки

административное дело по административному исковому заявлению Пименова Г.И. к Муниципальному учреждению «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить действия,

установил:

Пименов Г.И. обратился в суд с административным иском к Муниципальному учреждению «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» (далее Отдел образования) об оспаривании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В обоснование административного иска Пименов Г.И. указал, что он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В марте 2020 года он обратился в Отдел образования с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа для обеспечения его жилым помещением. Решением от дата за №… ему отказали в связи достижением возраста 28 лет. С отказом он не согласен, считает его незаконным, полагая, что имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В судебном заседании административный истец Пименов Г.И. и его представитель В.Е.Н., действующая на основании доверенности от дата, административное исковое заявление поддержали, дали пояснения соответственно вышеизложенному.

Представитель административного ответчика Крылова Е.В., действующая на основании доверенности №… от дата, с требованиями административного иска не согласилась, считая, что Пименов Г.И. в связи с достижением возраста 23 лет утратил право на включение в список для получения жилого помещения по категории детей, оставшихся без попечения родителей, и получение вне очереди жилого помещения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административный истец Пименов Г.И. родился дата.

Решением Моркинского районного суда Республики Марий Эл от дата родители Пименова Г.И. – отец П. и мать П. лишены родительских прав.

Согласно сведениям из ЕГРН в собственности какого-либо жилого помещения административный истце Пименов Г.И. не имеет.

дата Пименов Г.И. обратился в администрацию муниципального образования «Моркинский муниципальный район» с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решением комиссии по установлению факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях от дата №… Пименову Г.И. отказано во включении в список в связи с достижением возраста 28 лет.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон №159-ФЗ) детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.

В соответствии со ст. 8 Закона №159-ФЗ детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ст. 2 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года N 79-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным комиссией по установлению факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, создаваемой органом местного самоуправления, если это противоречит интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу положений ст. 5 указанного закона орган местного самоуправления формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, по муниципальному образованию.

Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года N 397 установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно п. 3 указанного Постановления в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Следовательно, в список подлежат включению, в том числе, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений до достижения возраста 23 лет.

Административный истец Пименов Г.И., родители которого были лишены родительских прав, относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Однако на учете как лицо, оставшееся без попечения родителей и нуждающееся в жилом помещении, он не состоял. Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и подлежит реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

С дата Пименов Г.И. обучался в И. институте …... С дата проходил военную службу по контракту.

Из пояснений свидетеля П. и представителя административного ответчика Крыловой Е.В. следует, что Пименов Г. после окончания обучения летом 2016 года обращался в отдел образования, но ему в устной форме отказали, ссылаясь на достижение возраста 23 лет. Предложили собрать документы. Повторно обратился только в этом году.

Следовательно, после достижения 18-летнего возраста с дата Пименов Г.И. какие-либо действия по вопросу включения его в список детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилым помещением, не предпринимал. Право состоять на учете ограничено достижением 23-летнего возраста. Наличие уважительных причин, в силу которых он своевременно не обратился с заявлением о включении в соответствующий список, судом не установлено. Ссылка административного истца на необходимость сбора документов для обращения в компетентный орган носят субъективный характер, так как зависели исключительно от воли административного истца. Факт бездействия со стороны административных органов, в том числе в период нахождения административного истца под опекой, судом не выявлен. Принимая во внимание, что постановка на учет носит заявительный характер, она могла быть реализована заинтересованным лицом и в течение 5 лет после достижения совершеннолетия.

С дата, то есть с момента рождения, Пименов Г.И. зарегистрирован по адресу: …..

Указанное жилое помещение сохранено за Пименовым Г.И. на основании постановления главы администрации поселка Морки №…от дата, то есть истец был обеспечен жилым помещением.

В силу п. 4 ст. 8 Закона №159-ФЗ проживание детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе, проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ) (п. п. 1); жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (п. п. 2); общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. п. 3).

Доказательств того, что указанный жилой дом, в котором Пименов Г.И. зарегистрирован, не пригоден для проживания, не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, суду не представлено. Факт невозможности проживания административного истца с родителями, лишенными родительских прав, не установлен. Сведениями о наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ суд не располагает.

Поскольку на момент обращения Пименова Г.И. в дата в орган местного самоуправления с заявлением о включении его в список для обеспечения жилым помещением его возраст превышал 23-летний, каких-либо сведений о том, что до достижения указанного возраста истец по месту своего жительства не мог встать (не был поставлен) на учет по уважительным причинам суду не представлено, оснований для признания решения №… от дата незаконным и возложении на административного ответчика обязанности включить административного истца в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд не находит. Решение №… от дата принято административным ответчиком в установленном порядке и пределах представленных ему законодательством об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полномочий.

Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Пименова Г.И. к МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» о признании незаконным решения №… от дата и возложении обязанности совершить действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме через Моркинский районный суд.

Председательствующий судья Э.Ш.Харисова

Решение в окончательной форме вынесено 9 июля 2020 года.

2а-178/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Пименов Григорий Игоревич
Ответчики
МУ "Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО "Моркинский муниципальный район"
Другие
Васенина Елена Николаевна
Суд
Моркинский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Харисова Эльвира Шамилевна 73
Дело на странице суда
morkinsky.mari.sudrf.ru
03.06.2020Регистрация административного искового заявления
03.06.2020Передача материалов судье
04.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее