Дело № 2-1301/2020
18RS 0009 01-2020-001851-85
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2020 года г. Воткинск
Воткинский районный суд УР в составе судьи Акуловой Е.А.,
при секретаре Суворовой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации города Воткинска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества в виде жилого помещения (комнаты), площадью <***> кадастровый номер №***, по адресу: <*****>
установил:
Администрация МО «Город Воткинск» обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества в виде жилого помещения по адресу <*****> мотивируя свои требования тем, что <дата> органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, объект недвижимого имущества, а именно жилое помещение (комната), площадью <***> кадастровый номер №***, расположенное по адресу: <*****>, был принят на учет под номером №*** как бесхозяйный. Фактически объектом недвижимого имущества владела Красноперова А.Д. Однако, <дата> в адрес Главы МО «Город Воткинск» поступило заявление об отказе от права собственности на вышеуказанный объект недвижимости. Оснований для признания его прав собственности на объект нет. Объект недвижимого имущества был признан бесхозяйным постановлением Администрации города Воткинска <дата> №*** иные собственники неизвестны. В течение года с момента постановки объекта на учет, как бесхозяйного, никто своих прав на данный объект не заявил. Спор о праве отсутствует.
В судебном заседании представитель заявителя Администрации МО «Город Воткинск» Медведева С.С., действующая на основании доверенности от <дата> со сроком действия по <дата> (копия в деле), исковые требования поддержала по основаниям, изложенным выше, дополнительных пояснений не дала.
Заинтересованное лицо Красноперова А.Д. в судебном заседании не присутствовала, извещена о дне и времени слушания дела надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, представила в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия, с исковыми требованиями согласна, не возражает против их удовлетворения.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица Красноперовой А.Д. на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно статье 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту.
В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 225 ГК РФ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию. Для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
В силу п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.
В заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника (ч. 2 ст. 291 ГПК РФ).
В силу части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 ГК РФ).
По смыслу приведенных положений закон, для принятия вещи в муниципальную собственность, как бесхозяйной, необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
Из представленных заявителем доказательств судом установлено следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 51 Устава МО «Город Воткинск» к полномочиям Администрации г. Воткинска относится от имени МО «Город Воткинск» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности.
Согласно п. 1.5 постановления Администрации МО «Город Воткинск» от <дата> №*** Воткинска «О бесхозяйном объекте недвижимости по адресу <*****> (копия на л.д. №***), объект недвижимого имущества в виде жилого помещения (комнаты) площадью <***>, кадастровый номер №*** по адресу: <*****>, признан бесхозяйным.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости от <дата> (копия на л.д. №***), выданной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (копия на л.д. №***), правообладателем жилого помещения (комнаты), площадью <***>, кадастровый номер №***, по адресу: <*****> является Красноперова А.Д., ? доля в праве на которое ею приобретена <дата> вторая половина доли – <дата>
Согласно имеющемуся в материалах дела заявлению Красноперовой А.Д. от <дата> (копия на л.д. №***), последняя отказалась от права собственности на квартиру по вышеуказанному адресу, просила признать ее бесхозяйной недвижимой вещью.
Согласно Уведомлению Росреестра по УР от <дата> о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (копия на л.д. №***), в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о принятии <дата> на учет вышеуказанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Согласно вышеуказанной выписке из единого государственного реестра недвижимости от <дата>., в отношении вышеуказанного объекта недвижимого имущества в виде жилого помещения (комнаты), площадью <***> кв.м., кадастровый номер №***, по адресу: <*****>, зарегистрировано иное право <дата> что соответствует дате принятия на учет вышеуказанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.
Вышеуказанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Таким образом, судом установлено, что объект недвижимости в виде
жилого помещения (комнаты), площадью <***> кв.м, кадастровый номер №***, по адресу: <*****> является бесхозяйным с момента его постановки на учет в качестве такового (<дата>.), поскольку собственник от права собственности на него отказалась в <дата>.
Как установлено судом, впоследствии свой отказ от права собственности на вышеуказанную квартиру Красноперова А.Д. не отзывала, правопритязаний на данный объект не заявляла, каких-либо возражений по заявленному требованию в суд не направила.
Спора о праве судом не установлено.
При этом, судом иные лица, заявляющие свои права на жилое помещение по адресу: <*****>, не установлены.
Администрация МО «Город Воткинск», являясь органом уполномоченным управлять муниципальным имуществом, обратилась в суд с заявлением в порядке статьи 290 ГПК РФ о признании права муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества <дата>., то есть по истечении более полутора лет с момента принятия Управлением Росреестра по Удмуртской Республике объекта недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного (<дата>.).
В силу части 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен.
В соответствии с п. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, поскольку в настоящее время каких-либо сведений о лицах, претендующих на вышеуказанный объект недвижимости, за исключением Администрации МО «Город Воткинск», судом не установлено, а также, принимая во внимание то, что указанный объект недвижимого имущества в соответствии с законом подлежит учету, требует принятия мер по его сохранности, учитывая отсутствие возражений со стороны заинтересованного лица, суд приходит к выводу о том, что требование Администрации МО «Город Воткинск» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества в виде жилого помещения (комнаты), площадью <***> кв.м, кадастровый номер №***, по адресу: <*****> является законным, обоснованным и, соответственно, подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Администрации города Воткинска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества в виде жилого помещения (комнаты), площадью 18.1 кв.м, кадастровый номер №***, по адресу: <*****> - удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования «Город Воткинск» на бесхозяйный объект недвижимого имущества в виде жилого помещения (комнаты), площадью 18.1 кв.м, кадастровый номер №***, по адресу: <*****>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его объявления путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 ноября 2020 года.
Судья Е.А. Акулова