Дело №
91RS0№-07
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
19 июля 2021 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего – судьи Охоты Я.В., при ведении протокола помощником судьи – ФИО3, с участием представителя истца – ФИО4, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУП РК «Крымэнерго» и Сакскому РЭС ГУП РК «Крымэнерго», о взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда и обязательстве осуществить определенные действия, –
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику в котором, просил обязать ГУП РК «КРЫМЭНЕРГО» исполнить в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №/С/58836/19 от 20.02.2019г., а именно, осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям электроустановки на землях сельскохозяйственного назначения для размещения дачных домов и садовых домов по адресу: РК, <адрес>, Лесновский сельский совет, взыскать с ответчика в свою пользу в размере 12 003,74 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 8 501,87 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен договор №/С/58836/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно условиям которого ответчик обязался выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств истца к своей электронной сети напряжением 0,38 кВ. Истцом выполнены взятые на себя обязательства по договору, плата за технологическое присоединение, в размере 13 412,76 рублей, внесена ДД.ММ.ГГГГ, при этом до настоящего времени технологическое присоединение ГУП РК «Крымэнерго» не выполнено. Истец неоднократно обращался к ответчику с претензиями о нарушении срока, на что получал ответы о задержке и переносе срока выполнения работ.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании против иска возражала по основаниям, изложенным возражениях. Кроме того, при определении размера подлежащей ко взысканию неустойки, представитель ответчика просила применить положения статьи 333 ГК РФ.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлены следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен договор №/С/58836/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно договору, ответчик обязался осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств истца, расположенных по адресу: <адрес>, Лесновский сельский совет за границами населенного пункта, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ, согласно содержащейся в материалах дела квитанции (л.д. 15), истец оплатил на счет ответчика стоимость технологического присоединения в размере 13 412,76 руб., согласно условиям договора.
В соответствии со ст. 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об Энергетике», технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимися к ней лицом. Указанный договор является публичным. Аналогичные положения содержатся и в пункте 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В пункте 7 Правил N861 установлена процедура технологического присоединения, в соответствии с которой завершающим этапом этой процедуры является составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
При этом, согласно п.12 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс мероприятий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
Согласно п.14 вышеуказанных правил, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, физических лиц, по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
В договоре и указанными нормативными актами определен порядок действий сетевой организации по осуществлению технологического присоединения, включающий в себя помимо прочего, подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование; разработку сетевой организацией проектной документации; выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств.
По договору об осуществлении технологического присоединения к электрической сети одна сторона (сетевая организация) обязуется в установленный действующими правилами порядке присоединить по заявке другой стороны (абонента) принадлежащие ему ЭПУ к электрической сети сетевой организации, а абонент обязуется оплатить мероприятия по технологическому присоединению.
Предметом договора об осуществлении технологического присоединения выступают мероприятия по технологическому присоединению, представляющие собой систему действий, осуществляемых сторонами при участии уполномоченного органа государственной власти.
Мероприятия по технологическому присоединению относятся к существенным условиям договора технологического присоединения и включают в себя, в том числе подготовку сетевой организацией технических условий, фактические действия по присоединению и обеспечению работы ЭПУ в электрической сети.
По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения (пункт 19 Правил N 861).
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу пункта 8.1 Договора, истец обязался надлежащим образом и своевременно исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
В соответствии с пунктом 8.2 Договора, после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий и представить копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной).
Данные требования были выполнены истцом надлежащим образом, что подтверждается техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 6.2 Договора, ответчик обязался в течение 10 рабочих дней со дня уведомления истцом ответчика о выполнении технических условий осуществить проверку их выполнения, провести с участием истца осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 6.3 Договора, не позднее 15 рабочих дней со дня проведения осмотра, указанного в пункте 6.2 Договора, с соблюдением срока, установленного пунктом 5 Договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств истицы к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии истца акт об осуществлении технологического присоединения и направить его истцу.
Однако, на момент обращения в суд с исковым заявлением, а также в период рассмотрения дела судом, ответчиком не исполнены взятые им по договору обязательства, технологическое присоединение не произведено.
Истцом в лице представителя по доверенности ДД.ММ.ГГГГ в адрес Сакского РЭС ГУП РК «Крымэнерго», была направлена претензия по вопросу необходимости исполнения вышеуказанного договора и уплате неустойки за нарушение исполнения договора технологического присоединения.
Так же в рамках досудебного порядка истцом в адрес ГУП РК «Крымэнерго», была направлена досудебная претензия с требованием осуществить исполнение договора от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако материалы дела не содержат ответа ответчика по указанным претензиям направленных в их адрес.
Вместе с тем, как следует из возражений на исковое заявление ответчика, ГУП РК «Крымэнерго», заключил договор подряда с ООО «Руди ТЭС» (переименованное в ООО «СК Наследие»), согласно которому подрядчик выполняет комплекс проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы в районе <адрес>. Так же как следует из возражений ответчика, выполнение технологических условий по подлючению к электрическим сетям имеет трудоёмкий комплекс работ, невозможность своевременного исполнения взятых по договору обязательств вызвана тем, что объект входит в зону групповой застройки, в связи с большим объемом работ принято решение о выполнении проектно-изыскательных и строительно – монтажных работ силами подрядной организации.
В силу статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В процессе рассмотрения дела стороной ответчика не опровергался факт исполнения истцом договора. При этом, ГУП РК «Крымэнерго» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить условия Договора, а обоснование невозможности своевременного исполнения взятых на себя обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения ввиду высокой степени изношенности электрических сетей, а также большого объема выполнения ремонтно-восстановительных и строительно-монтажных работ в населенных пунктах <адрес> договором от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено не было, не отнесено действующим гражданским законодательством к числу обстоятельств непреодолимой силы, при возникновении которых, в силу п. 19 заключенного между сторонами договора, гражданско-правовая ответственность у сторон не возникает.
В соответствии со ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу того, что отношения, возникающие между потребителем электрической энергии и сетевой организацией при осуществлении ею технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя-физического лица, являются предметом правового регулирования Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей», то в силу пункта 1 статьи 28 указанного закона, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы - сроки начала и (или) окончания выполнения работы и (или) промежуточные сроки выполнения работы или во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
В силу статьи 12 ГК РФ, к способам защиты гражданских прав, в числе прочего, отнесено присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Ввиду изложенного, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о возложении обязанности на ГУП РК «Крымэнерго» исполнить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №/С/58836/19 года от ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, осуществив выполнение условий, предусмотренных пунктом 6.1 договора о технологическом присоединении и пунктом 10 технических условий, в т.ч. осуществить проектирование и монтаж ЛЭП до границ земель сельскохозяйственного назначения для размещения домов и садовых домов по адресу: <адрес>, Лесновский сельский совет за пределами границ населенного пункта с кадастровый №.
В силу части 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно абз. 2 пункта 17 договора от ДД.ММ.ГГГГ, сторона договора, нарушившая срок осуществления мероприятий по технологическом присоединению, предусмотренный договором, в случае, если плата за технологическое присоединение по договору превышает 550 рублей, обязана уплатить другой стороне неустойку, равную 0,25 процентам от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки. При этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенной в предусмотренном настоящим абзаце за год просрочки.
Расчет неустойки должен быть следующим: 33,5 руб. (0,25% от 13412,76 рублей) * 358 дней (количество дней просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = 12 003,74 рублей.
Согласно ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу указания пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
При определении размера компенсации морального вреда суд, учитывает требования разумности и справедливости, степень вины ответчика, характер причиненных истцам нравственных страданий, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 2 000 рублей. Также на основании положений п.6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», с истца подлежит взысканию сумма штрафа исходя из расчета 12003,74 рублей + 2000 * 50% = 7 001,87 рублей.
При этом, учтивая длительнее нарушение прав истца в части неисполнения ответчиком договора о технологическом присоединении, суд не находит оснований для применения ст. 333 ГК РФ и снижения размера неустойки и штрафа.
В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 830,17 рублей.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 321 ГПК РФ, –
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго» (ОГРН 1149102003423; ИНН 9102002878) в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить технологическое присоединение электроустановки на землях сельскохозяйственного назначения для размещения дачных домов и садовых домов по адресу: <адрес>, Лесновский сельский совет, в соответствии с условиями договора №/С/58836/19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» в пользу ФИО1 неустойку за нарушение срока исполнения обязательства по договору в сумме 12003,74 рублей, денежную сумму в счет компенсации морального вреда в размере 2 000 рублей, штраф в размере 7 001,87 рублей, а всего взыскать – 21 005 (двадцать оду тысячу пять) рублей 61 коп.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» в доход государства 830,17 рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Я.В. Охота
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Я.В. Охота