Дело № 3а-794/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Брянск 28 августа 2020 года
Брянский областной суд в составе:
судьи Зубковой Т.И.,
при секретаре Казачкиной Н.В.,,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельниченко Григория Григорьевича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Мельниченко Г.Г. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Истец просил установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном ФИО10 в соответствии с которым рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере <данные изъяты> рублей.
В письменном отзыве на иск представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности – Ребеко О.Е., указывает, что Управление по существу возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Вместе с тем Управление не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (л.д.110).
В возражениях на иск представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Богушевская Н.С. указывает, что Управление как регистрирующий орган, права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает его право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости и представленный им отчет. Полагает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу. По существу заявленных требований не возражает (л.д.131-134).
В письменном отзыве на иск представитель Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» по доверенности – Ребеко О.Е., просит отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что указанный в представленном административным истцом Отчете результат рыночной оценки объекта недвижимости не соответствует действительности, т.к. объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости (л.д.153).
В письменном отзыве на иск представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестр по Брянской области Жензирова О.В. указывает, что Филиал не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (л.д.135-136).
Административный истец Мельниченко Г.Г. и его представитель по доверенности - Дурница В.С., в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В письменном ходатайстве от 27 августа 2020 года представитель Мельниченко Г.Г. – Дурница В.С., заявленные исковые требования поддерживает, просит провести судебное заседание без его участия.
В судебное заседание не явились представители административных ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», представители заинтересованных лиц филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, Дятьковской районной администрации, Комитета по управлению муниципальным имуществом и архитектуры Дятьковского района Брянской области, ФИО11, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представители административных ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, в письменных ходатайствах просят о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ходатайств об отложении слушания дела не поступило.
С учетом требований ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о слушании дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно ч.ч. 1 и 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения, и законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из материалов дела, согласно Выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 5 февраля 2020 года Мельниченко Г.Г. с 24 апреля 2014 года на праве собственности принадлежит спорный объект недвижимости - нежилое помещение, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> / (л.д.13-17).
В соответствии с приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22.11.2019 N 1498 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области" кадастровая стоимость спорного объекта по состоянию на 01 января 2019 г. составляет – <данные изъяты> <данные изъяты> рублей (л.д.111-112).
Данные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости 23 января 2020 г. и содержатся в Выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 февраля 2020 года (л.д.18).
В силу статьи 400, части 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатом определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В сведениях ЕГРН в отношении спорного объекта содержится актуальная запись о том, что на данный объект зарегистрирован договор аренды нежилых помещений от 22 сентября 2014 года в пользу АО ФИО11
Из представленного договора аренды следует, что арендная плата по договору аренды для ФИО11 установлена в твердом размере и не зависит от кадастровой стоимости объекта (л.д.113-119).
В соответствии со статьей 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно разъяснениям в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
На территории Брянской области результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22.11.2019 № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области».
Государственная кадастровая оценка на территории Брянской области проводилась ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которому бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 7).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Принимая во внимание, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.03.2009 № 409-р находится в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, суд полагает, что данный орган является заинтересованным лицом по делу, а надлежащими административными ответчиками по делу являются Управление имущественных отношений Брянской области, Управление Росреестра по Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация».
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Административный истец в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной представил отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ФИО10 в соответствии с которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, определена в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 20 Постановления Пленума от 30.06.2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с существенной разницей между кадастровой и рыночной стоимостью объекта оценки, в целях проверки доводов сторон и установления юридически значимых обстоятельств, по ходатайству Комитета по управлению муниципальным имуществом и архитектуре администрации Дятьковского района Брянской области по делу была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО8 На разрешение эксперта были поставлены вопросы о соответствии представленного административным истцом отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и определении итоговой величины рыночной стоимости объекта.
Согласно заключению эксперта ИП ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №, в представленном административным истцом отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном ФИО10 были выявлены нарушения, которые повлияли на итоговое значение (величину) рыночной стоимости оцениваемого объекта. Рыночная стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года составляет – <данные изъяты> рубля (л.д.170 -227).
В письменном ходатайстве представитель административного истца Мельниченко Г.Г. по доверенности - Дурница В.С., указал, что с результатами судебной экспертизы согласен, установленную кадастровую стоимость не оспаривает.
Лицами, участвующими в рассмотрении дела, заключение эксперта не оспаривается и суд принимает его в качестве доказательства по делу, учитывая, что заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное образование, длительный стаж работы.
С учетом экспертного заключения суд находит, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, заключение базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, экспертом проанализирован рынок объекта оценки, необходимые факторы, оказывающие влияние на его рыночную стоимость.
Каких-либо сомнений в обоснованности экспертного заключения и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки, с учетом исследованных материалов дела, у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Мельниченко Г.Г.и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере <данные изъяты> рубля.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Согласно материалам дела Мельниченко Г.Г. направил административное исковое заявление в суд 5 мая 2020 года, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Мельниченко Григория Григорьевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: нежилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере <данные изъяты> рубля.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 5 мая 2020 года - дату подачи заявления в суд.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанных объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 2 сентября 2020 года.
Судья Брянского областного суда Т.И. Зубкова