Решение по делу № 33-3-5378/2024 от 30.05.2024

Судья Невечеря Е.А. Дело № 33-3-5378/2024

(в суде 1 инст. № 2-6262024)

УИД 26RS0002-01-2024-000084-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 22 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи ФИО9,

судей ФИО8, ФИО10

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – ФИО5

на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 4 марта 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата,

заслушав доклад судьи ФИО8,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, в котором после уточнения исковых требований просила - признать незаконными действия ответчика об отказе ФИО1 в выдаче единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата; признать право ФИО1 на получение единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов; возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанность предоставить ФИО1 единовременную выплату и государственный жилищный сертификат.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 до начала Специальной Военной операции проживала по адресу: <адрес>, .

В связи с проведением СВО ФИО1 вынуждено покинула место постоянного проживания и прибыла на территорию Ставропольского края РФ на постоянное место жительства.

ДД.ММ.ГГГГ в целях получения единовременной выплаты и предоставления государственного жилищного сертификата ФИО1 подано соответствующее заявление.

Решением Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК истцу отказано в осуществлении единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата.

Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 4 марта 2024 годаисковые требования ФИО1 к министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - удовлетворены.

Суд признал незаконным решение об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата ФИО1, включенное в приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02 октября 2023 года .

Признал право ФИО1 на получение государственного жилищного сертификата, являющегося основанием для предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства.

Возложил на министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанность предоставить ФИО1 государственный жилищный сертификат в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N 616-п.

Признал незаконным решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом ФИО1, включенное в приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Признал право ФИО1 на получение единовременной выплаты на обзаведение имуществом, предусмотренное п.13 постановления Правительства Ставроопльского края от 21.10.2022 года №616-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства» и обязать осуществить выплату.

В апелляционной жалобе представитель ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – ФИО11. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального права, неправильно определены юридически значимые обстоятельства дела. Указал, что судом первой инстанции не установлен факт отсутствия регистрации истца по состоянию на 24.02.2022 на иной территории Российской Федерации, а также факт того, что истец ранее не реализовала право на обеспечение её жилым помещением или улучшение жилищных условий.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, не явились. От представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО7 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с положениями части 3, 5 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и представленных на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.

Согласно содержанию паспорта гражданина Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она является уроженкой <адрес>, Украина, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, . Согласно печатям прибытия и убытия в заграничном паспорте гражданина Украины, истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ прибыла в Латвию, и ДД.ММ.ГГГГ через КПП «Лудонка» прибыла на территорию Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получен паспорт гражданина Российской Федерации серии ФИО12 , выдан ФИО13 по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата и единовременной выплаты на обзаведение имуществом в рамках реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства».

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02.10.2023 № 1686 ФИО1 отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата на основании пп. «б» п.4 Постановления Правительства РФ от 21.10.2022 №1876 (п.1.19).

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.10.2023 №1748/1 в вышеуказанный приказ внесены изменения, в качестве основания для отказа в предоставлении ФИО1 государственного жилищного сертификата указан пп. «а» п.2 Постановления Правительства РФ от 21.10.2022 №1876.

03.10.2023 ФИО1 обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлением о получении единовременной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства СК от 21.10.2022 № 616-п.

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.10.2023 №1750 ФИО1 отказано в предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом на основании пп. «а» п.2 Постановления Правительства РФ от 21.10.2022 №1876 (п. 1.11).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 29.09.2022 № 686 «О признании Херсонской области», положениями постановления Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации», постановления Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства», исходил из того, что ФИО1 отвечает совокупности критериев, предусмотренных п.2 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, и Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876, поскольку совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждено, что истец транзитом через Латвию с территории Украины прибыла в Российскую Федерацию, получила гражданство Российской Федерации, в настоящее время проживает на территории Ставропольского края. При этом, сведений о том, что ФИО1 ранее реализовала право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, материалы дела не содержат.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего спорные правоотношения, не установлены юридически значимые обстоятельства дела.

Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 2022 года № 686 признан государственный суверенитет и независимость Херсонской области, а Федеральным конституционным законом от 04 октября 2022 года № 8-ФКЗ Херсонская область принята в Российскую Федерацию и образована в составе Российской Федерации новым субъектом - Херсонской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений – на момент подачи повторного заявления о получении единовременных выплат и получения социальной выплаты (жилищный сертификат) установлены Правила и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.

Согласно указанным Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 (далее - Правила предоставления субсидии), субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения осуществляемых субъектами Российской Федерации мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат.

Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территории иных субъектов Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 (далее Правила) (в редакции пункта от 25.07.2023, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, вынужденно покинувших место постоянного проживания в г.Херсоне и правобережной части Херсонской области и прибывшим на территорию иного субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства, отвечающих совокупности следующих критериев:

а) граждане после 24.02.2022 покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства;

б) граждане до 01.12.2023 (включительно) подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата;

в) граждане по состоянию на 24.02.2022 были зарегистрированы по месту жительства на территории г. Херсона или части Херсонской области, указанной в подпункте «а» настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;

г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;

д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 2 Правил).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2022 № 3099-р г. Херсон входит в перечень населенных пунктов Херсонской области в целях реализации мер поддержки граждан.

В соответствии с п.4 Правил порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 указанных Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

На территории Ставропольского края указанные мероприятия реализуются на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и Правобережной части Херсонской области, вынуждено покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства», которым утверждены: Положение о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, единовременной выплаты на обзаведение имуществом, а также Положение о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата и его погашения.

В соответствии с п.п.5 и 9 Положения о порядке и условиях предоставления жителям г.Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата и его погашения (в редакции от 03.04.2023, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что предоставление сертификата осуществляется гражданам, отвечающим на день обращения за предоставлением сертификата совокупности следующих критериев:

1) граждане покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3099-р) и прибыли на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства;

2) граждане подали заявление на предоставление сертификата (далее - заявление).

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) документы, (в том числе срок действия которых истек), удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина СССР образца 1974 года (для лиц, не имеющих других документов, удостоверяющих личность), вид на жительство лица без гражданства на Украине, временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, выданное лицу, не имеющему других документов, удостоверяющих гражданство и личность гражданина Украины, или иные документы (в том числе срок действия которых истек), удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи, в том числе выданные органами публичной власти Херсонской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние);

2) документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 года, в том числе, выданный компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 года либо компетентным органом Херсонской области, а именно: документ, предусмотренный подпунктом «1» настоящего пункта, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо иной документ, содержащий указанные сведения, либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество в г. Херсоне или части Херсонской области, с приложением объяснения гражданина, подтверждающего факт постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, в случае если у такого гражданина документ, удостоверяющий факт его постоянного проживания на указанных территориях, отсутствует (местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей).

В соответствии с п. 14 Положения о предоставлении сертификата уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней, а в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящего Положения, в течение 20 рабочих дней со дня поступления от гражданина (законного представителя или доверенного лица гражданина) заявления и документов рассматривает их и принимает решение о предоставлении сертификата либо об отказе в предоставлении сертификата.

Согласно п. 15 Положения о предоставление сертификата решение об отказе в предоставлении сертификата принимается уполномоченным органом в случае несоответствия гражданина и (или) представленных им документов требованиям настоящего Положения.

Выдача сертификата гражданину (законному представителю или доверенному лицу гражданина) осуществляется в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении сертификата (пункт 19 Положения о предоставление сертификата).

Таким образом, при соблюдении требований, установленных вышеупомянутыми нормативными правовыми актами, гражданам, покинувшим место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области и прибывшим на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, могут быть предоставлены соответствующе меры поддержки.

Однако, относимых и допустимых доказательств, бесспорно подтверждающих факт убытия истца ФИО1 с территории Херсонской области на постоянное место жительства в Ставропольский край, как того требуют положения постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 и постановления Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п материалы дела не содержат.

Так, с целью проверки доводов апелляционной жалобы, а также доводов искового заявления ФИО1 о том, что она прибыла Ставропольский край на постоянное место проживания и в настоящее время проживает и работает на территории Ставропольского края, судебной коллегией в Пограничную службу ФСБ России был направлен запрос о предоставлении информации о пересечении государственной границы Российской Федерации, в том числе с новыми субъектами, вошедшими в состав Российской Федерации с 30 сентября 2022 года, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с августа 2023 года по настоящее время.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , за подписью начальника отряда пограничного контроля ФСБ РФ в международном аэропорту «Шереметьево» ФИО6, гражданка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, убыла ДД.ММ.ГГГГ из Российской Федерации через пункт пропуска Колотиловка и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Российскую Федерацию не возвращалась.

Из материалов настоящего дела также следует, что настоящее исковое заявление, подписанное от имени ФИО1 13.12.2023, отправлено через почтовое отделение Почты России г.Пятигорска 15.12.2023 в адрес Ленинского районного суда г.Ставрополя, куда поступило и зарегистрировано 10.01.2024, было подано в отсутствие самой ФИО1, убывшей за пределы территории Российской Федерации 05.12.2023. При этом в самом исковом заявлении ФИО1 не был указан адрес её проживания на территории Ставропольского края (л.д.5).

Из имеющихся в материалах дела протоколов предварительного судебного заседания от 06.02.2024 (л.д. 75-77) и судебного заседания от 04.03.2024 (л.д. 90-92) следует, что истец ФИО1 ни в одном судебном заседании по настоящему делу не принимала участие.

Учитывая вышеизложенное, обоснованность выводов суда о том, что истец ФИО1 с места постоянного жительства по адресу: Херсонская область, с.Каховка, ул.Пушкина, №36, прибыла в экстренном порядке на территорию Российской Федерации на постоянное место жительство в Ставропольском крае, вызывает сомнения, правовая оценка указанному обстоятельству, имеющему значение для разрешения данного спора, судом не дана.

Кроме того, в ответ на запрос судебной коллегии ни истцом ФИО1, ни её представителем ФИО7 не представлены сведения о месте фактического проживания ФИО1 – временной регистрации по месту пребывания на территории Ставропольского края, о месте работы на территории Ставропольского края за период с августа 2023 года по настоящее время.

Учитывая вышеизложенное, решение ответчика об отказе ФИО1 в предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом от 13.10.2023 №1750, и решение ответчика об отказе в предоставлении ФИО1 государственного жилищного сертификата, оформленное от 02.10.2023 № 1686, мотивированные несоответствием приложенных ею к заявлению документов требованиям подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876, являются правомерными, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании указанных решений незаконными, признании права ФИО1 на получение единовременной выплаты на обзаведение имуществом и на получение государственного жилищного сертификата, являющегося основанием для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как лицу, покинувшему в экстренном порядке место постоянного проживания в Херсонской области, и прибывшему на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, у суда не имелось.

При таком положении решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 4 марта 2024 года – отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконными действий Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края об отказе ФИО1 в выдаче единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата, признании права ФИО1 на получение единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанности предоставить ФИО1 единовременную выплату и государственный жилищный сертификат – отказать.

Апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края ФИО5 -удовлетворить.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 23.08.2024.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Невечеря Е.А. Дело № 33-3-5378/2024

(в суде 1 инст. № 2-6262024)

УИД 26RS0002-01-2024-000084-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 22 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи ФИО9,

судей ФИО8, ФИО10

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – ФИО5

на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 4 марта 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата,

заслушав доклад судьи ФИО8,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, в котором после уточнения исковых требований просила - признать незаконными действия ответчика об отказе ФИО1 в выдаче единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата; признать право ФИО1 на получение единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов; возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанность предоставить ФИО1 единовременную выплату и государственный жилищный сертификат.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 до начала Специальной Военной операции проживала по адресу: <адрес>, .

В связи с проведением СВО ФИО1 вынуждено покинула место постоянного проживания и прибыла на территорию Ставропольского края РФ на постоянное место жительства.

ДД.ММ.ГГГГ в целях получения единовременной выплаты и предоставления государственного жилищного сертификата ФИО1 подано соответствующее заявление.

Решением Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК истцу отказано в осуществлении единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата.

Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 4 марта 2024 годаисковые требования ФИО1 к министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - удовлетворены.

Суд признал незаконным решение об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата ФИО1, включенное в приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02 октября 2023 года .

Признал право ФИО1 на получение государственного жилищного сертификата, являющегося основанием для предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства.

Возложил на министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанность предоставить ФИО1 государственный жилищный сертификат в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N 616-п.

Признал незаконным решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом ФИО1, включенное в приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Признал право ФИО1 на получение единовременной выплаты на обзаведение имуществом, предусмотренное п.13 постановления Правительства Ставроопльского края от 21.10.2022 года №616-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства» и обязать осуществить выплату.

В апелляционной жалобе представитель ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – ФИО11. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального права, неправильно определены юридически значимые обстоятельства дела. Указал, что судом первой инстанции не установлен факт отсутствия регистрации истца по состоянию на 24.02.2022 на иной территории Российской Федерации, а также факт того, что истец ранее не реализовала право на обеспечение её жилым помещением или улучшение жилищных условий.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, не явились. От представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО7 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с положениями части 3, 5 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и представленных на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.

Согласно содержанию паспорта гражданина Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она является уроженкой <адрес>, Украина, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, . Согласно печатям прибытия и убытия в заграничном паспорте гражданина Украины, истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ прибыла в Латвию, и ДД.ММ.ГГГГ через КПП «Лудонка» прибыла на территорию Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получен паспорт гражданина Российской Федерации серии ФИО12 , выдан ФИО13 по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата и единовременной выплаты на обзаведение имуществом в рамках реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства».

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02.10.2023 № 1686 ФИО1 отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата на основании пп. «б» п.4 Постановления Правительства РФ от 21.10.2022 №1876 (п.1.19).

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.10.2023 №1748/1 в вышеуказанный приказ внесены изменения, в качестве основания для отказа в предоставлении ФИО1 государственного жилищного сертификата указан пп. «а» п.2 Постановления Правительства РФ от 21.10.2022 №1876.

03.10.2023 ФИО1 обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлением о получении единовременной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства СК от 21.10.2022 № 616-п.

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.10.2023 №1750 ФИО1 отказано в предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом на основании пп. «а» п.2 Постановления Правительства РФ от 21.10.2022 №1876 (п. 1.11).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 29.09.2022 № 686 «О признании Херсонской области», положениями постановления Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации», постановления Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства», исходил из того, что ФИО1 отвечает совокупности критериев, предусмотренных п.2 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, и Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876, поскольку совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждено, что истец транзитом через Латвию с территории Украины прибыла в Российскую Федерацию, получила гражданство Российской Федерации, в настоящее время проживает на территории Ставропольского края. При этом, сведений о том, что ФИО1 ранее реализовала право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, материалы дела не содержат.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего спорные правоотношения, не установлены юридически значимые обстоятельства дела.

Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 2022 года № 686 признан государственный суверенитет и независимость Херсонской области, а Федеральным конституционным законом от 04 октября 2022 года № 8-ФКЗ Херсонская область принята в Российскую Федерацию и образована в составе Российской Федерации новым субъектом - Херсонской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений – на момент подачи повторного заявления о получении единовременных выплат и получения социальной выплаты (жилищный сертификат) установлены Правила и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.

Согласно указанным Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 (далее - Правила предоставления субсидии), субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения осуществляемых субъектами Российской Федерации мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат.

Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территории иных субъектов Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 (далее Правила) (в редакции пункта от 25.07.2023, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, вынужденно покинувших место постоянного проживания в г.Херсоне и правобережной части Херсонской области и прибывшим на территорию иного субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства, отвечающих совокупности следующих критериев:

а) граждане после 24.02.2022 покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства;

б) граждане до 01.12.2023 (включительно) подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата;

в) граждане по состоянию на 24.02.2022 были зарегистрированы по месту жительства на территории г. Херсона или части Херсонской области, указанной в подпункте «а» настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;

г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;

д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 2 Правил).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2022 № 3099-р г. Херсон входит в перечень населенных пунктов Херсонской области в целях реализации мер поддержки граждан.

В соответствии с п.4 Правил порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 указанных Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

На территории Ставропольского края указанные мероприятия реализуются на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п «О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и Правобережной части Херсонской области, вынуждено покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства», которым утверждены: Положение о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, единовременной выплаты на обзаведение имуществом, а также Положение о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата и его погашения.

В соответствии с п.п.5 и 9 Положения о порядке и условиях предоставления жителям г.Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата и его погашения (в редакции от 03.04.2023, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что предоставление сертификата осуществляется гражданам, отвечающим на день обращения за предоставлением сертификата совокупности следующих критериев:

1) граждане покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3099-р) и прибыли на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства;

2) граждане подали заявление на предоставление сертификата (далее - заявление).

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) документы, (в том числе срок действия которых истек), удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина СССР образца 1974 года (для лиц, не имеющих других документов, удостоверяющих личность), вид на жительство лица без гражданства на Украине, временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, выданное лицу, не имеющему других документов, удостоверяющих гражданство и личность гражданина Украины, или иные документы (в том числе срок действия которых истек), удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи, в том числе выданные органами публичной власти Херсонской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние);

2) документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 года, в том числе, выданный компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 года либо компетентным органом Херсонской области, а именно: документ, предусмотренный подпунктом «1» настоящего пункта, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо иной документ, содержащий указанные сведения, либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество в г. Херсоне или части Херсонской области, с приложением объяснения гражданина, подтверждающего факт постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, в случае если у такого гражданина документ, удостоверяющий факт его постоянного проживания на указанных территориях, отсутствует (местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей).

В соответствии с п. 14 Положения о предоставлении сертификата уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней, а в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящего Положения, в течение 20 рабочих дней со дня поступления от гражданина (законного представителя или доверенного лица гражданина) заявления и документов рассматривает их и принимает решение о предоставлении сертификата либо об отказе в предоставлении сертификата.

Согласно п. 15 Положения о предоставление сертификата решение об отказе в предоставлении сертификата принимается уполномоченным органом в случае несоответствия гражданина и (или) представленных им документов требованиям настоящего Положения.

Выдача сертификата гражданину (законному представителю или доверенному лицу гражданина) осуществляется в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении сертификата (пункт 19 Положения о предоставление сертификата).

Таким образом, при соблюдении требований, установленных вышеупомянутыми нормативными правовыми актами, гражданам, покинувшим место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области и прибывшим на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, могут быть предоставлены соответствующе меры поддержки.

Однако, относимых и допустимых доказательств, бесспорно подтверждающих факт убытия истца ФИО1 с территории Херсонской области на постоянное место жительства в Ставропольский край, как того требуют положения постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876 и постановления Правительства Ставропольского края от 21.10.2022 № 616-п материалы дела не содержат.

Так, с целью проверки доводов апелляционной жалобы, а также доводов искового заявления ФИО1 о том, что она прибыла Ставропольский край на постоянное место проживания и в настоящее время проживает и работает на территории Ставропольского края, судебной коллегией в Пограничную службу ФСБ России был направлен запрос о предоставлении информации о пересечении государственной границы Российской Федерации, в том числе с новыми субъектами, вошедшими в состав Российской Федерации с 30 сентября 2022 года, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с августа 2023 года по настоящее время.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , за подписью начальника отряда пограничного контроля ФСБ РФ в международном аэропорту «Шереметьево» ФИО6, гражданка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, убыла ДД.ММ.ГГГГ из Российской Федерации через пункт пропуска Колотиловка и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Российскую Федерацию не возвращалась.

Из материалов настоящего дела также следует, что настоящее исковое заявление, подписанное от имени ФИО1 13.12.2023, отправлено через почтовое отделение Почты России г.Пятигорска 15.12.2023 в адрес Ленинского районного суда г.Ставрополя, куда поступило и зарегистрировано 10.01.2024, было подано в отсутствие самой ФИО1, убывшей за пределы территории Российской Федерации 05.12.2023. При этом в самом исковом заявлении ФИО1 не был указан адрес её проживания на территории Ставропольского края (л.д.5).

Из имеющихся в материалах дела протоколов предварительного судебного заседания от 06.02.2024 (л.д. 75-77) и судебного заседания от 04.03.2024 (л.д. 90-92) следует, что истец ФИО1 ни в одном судебном заседании по настоящему делу не принимала участие.

Учитывая вышеизложенное, обоснованность выводов суда о том, что истец ФИО1 с места постоянного жительства по адресу: Херсонская область, с.Каховка, ул.Пушкина, №36, прибыла в экстренном порядке на территорию Российской Федерации на постоянное место жительство в Ставропольском крае, вызывает сомнения, правовая оценка указанному обстоятельству, имеющему значение для разрешения данного спора, судом не дана.

Кроме того, в ответ на запрос судебной коллегии ни истцом ФИО1, ни её представителем ФИО7 не представлены сведения о месте фактического проживания ФИО1 – временной регистрации по месту пребывания на территории Ставропольского края, о месте работы на территории Ставропольского края за период с августа 2023 года по настоящее время.

Учитывая вышеизложенное, решение ответчика об отказе ФИО1 в предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом от 13.10.2023 №1750, и решение ответчика об отказе в предоставлении ФИО1 государственного жилищного сертификата, оформленное от 02.10.2023 № 1686, мотивированные несоответствием приложенных ею к заявлению документов требованиям подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876, являются правомерными, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании указанных решений незаконными, признании права ФИО1 на получение единовременной выплаты на обзаведение имуществом и на получение государственного жилищного сертификата, являющегося основанием для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как лицу, покинувшему в экстренном порядке место постоянного проживания в Херсонской области, и прибывшему на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства, у суда не имелось.

При таком положении решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 4 марта 2024 года – отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконными действий Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края об отказе ФИО1 в выдаче единовременной выплаты и предоставлении государственного жилищного сертификата, признании права ФИО1 на получение единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанности предоставить ФИО1 единовременную выплату и государственный жилищный сертификат – отказать.

Апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края ФИО5 -удовлетворить.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 23.08.2024.

Председательствующий:

Судьи:

33-3-5378/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Таган Тахмина Юрьевна
Ответчики
Министерство ЖКХ Ставропольского края
Другие
Тимошенко Александр Мхайлович
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
30.05.2024Передача дела судье
04.07.2024Судебное заседание
22.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2024Передано в экспедицию
22.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее