Решение по делу № 2а-210/2021 от 20.10.2021

Дело № 2а-210/2021

УИД 17RS0011-01-2021-000387-47

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года с. Самагалтай

Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Шавыраа Б.К., при секретаре Соян Б.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тес-Хемского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившееся в непредоставлении государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронной форме и о возложении обязанности в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оказание предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тес-Хемского района Республики Тыва обратилась в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тес-Хемского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившееся в непредоставлении государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронной форме и о возложении обязанности в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оказание предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В обоснование административного иска указано на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Тес-Хемского района законодательства о государственных и муниципальных услугах. Проверкой установлено, что в нарушение требований п. 6 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 мая 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» администрацией Тес-Хемского района предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме не осуществляется. Возможность получения гражданами оказываемых государственных и муниципальных услуг в электронной форме не обеспечена. Кроме того, 30 июня 2021 года прокуратурой района в адрес администрации Тес-Хемского района по выявленным нарушениям внесено преставление, ответ на который по состоянию на 15 сентября 2021 года не поступил. Бездействием администрации Тес-Хемского района нарушается, закрепленное п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ, право граждан на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Просит суд признать незаконным бездействия администрации Тес-Хемского района Республики Тыва, выразившееся в непредоставлении государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронной форме и о возложении обязанности на администрации Тес-Хемского района Республики Тыва в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оказание предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель административного ответчика - администрации Тес-Хемского района Республики Тыва, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, каких-либо заявлений и ходатайств от него в суд не поступало.

Административное дело в отношении не явившихся лиц, рассматривается в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

При этом, согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка всудебноезаседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и местесудебногозаседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, еслисуднепризналих явку обязательной.

При таких обстоятельствах,судприходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

На основании ст.46 КонституцииРоссийской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст.130 КонституцииРоссийской Федерации местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В силу ст.11 ГК РФсуд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Действующее законодательство презюмирует разумность и добросовестность действий участников гражданского оборота.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФв случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

В силу требований ст. 62 КАС РФлица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 11 ст.226 КАС РФобязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч. 1 ст.39 КАС РФ прокурорвправе обратиться в суд с административнымисковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административноеисковое заявлениев защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокуроромтолько в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ч. 4 ст. 39 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд с административнымисковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В силу разъяснений, данных в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи226 КАС РФпри рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административномисковомзаявлении.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлениемгосударственных и муниципальных услугсоответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местнымиадминистрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года за № 210-ФЗ, нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Принципы предоставлениягосударственных и муниципальных услугизложены в ст.4Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, одним из которых является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В п.п. 1, 2 ч. 1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющиегосударственные услуги, и органы, предоставляющиемуниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (п.1), обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п.2).

Правительство Российской Федерации вправе определить требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона (включая требования к автоматизированной проверке информации, содержащейся в заявлениях и иных документах, предоставляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе услуг, указанных в части 3 настоящей статьи, и требования к форматам таких заявлений и иных документов), и установить порядок определения требований к форматам таких заявлений и иных документов (ч. 2 ст. 10 приведенного Федерального закона).

Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органамигосударственныхвнебюджетных фондов, а также органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

При этом, указанными Требованиями (п. 2 Требований) предусмотрено, что предоставление услугв электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственнойинформационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услугах (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Переход на предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, согласно п. 1 ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органомгосударственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В соответствии с этапом № 5, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услугив электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных(функций), если это не запрещено федеральным законом.

Этим же распоряжением рекомендовано органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электроном виде, предусмотренных приложением № 1 и 1 (1) руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно Приложения № 2 распоряжения Правительства РФ N 1993-р от 17 декабря 2009 года.

Постановлением администрации Тес-Хемского района Республики Тыва от 25 апреля 2016 года за № 424 утвержден перечень муниципальных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Тес-Хемского района.

Из требования прокурора от 24 августа 2021 года № 7/04-2021 к исполняющему обязанности председателя администрации Тес-Хемского района следует, что прокуратурой района во исполнение решения коллегии прокуратуры республики от 28 июня 2021 года «О состоянии законности и результатах прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, о предоставлении государственных и муниципальных услуг» проводится проверка исполнения законодательства в указанной сфере, в связи с чем просит в срок до 26 августа 2021 года предоставить: 1. утвержденный реестр муниципальных услуг, оказываемых администрацией Тес-Хемского района, его структурными подразделениями и подведомственным учреждениями в актуальной редакции, 2. источник информационного опубликования данного реестра муниципальных услуг в сети «Интернет», 3. указать официальный источник опубликования в сети «Интернет», в котором опубликованы все указанные регламенты об оказании муниципальных услуг, 4. предоставить в электронном и печатном виде копии всех действующих муниципальных нормативно-правовых актов об утверждении административных регламентов.

Из ответа от 26 августа 2021 года № 4385 на требование от 24 августа 2021 года № 7/04-2021 следует, что постановлением администрации Тес-Хемского района № 424 от 25 апреля 2016 года утвержден перечень муниципальных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Тес-Хемского района. Данное постановление и административные регламенты предоставлены в прокуратуру. Перечень рекомендуемых услуг утвержден распоряжением Правительства Республики Тыва № 384-р от 23 августа 2021 года. Во исполнения данного распоряжения новый перечень муниципальных услуг, в том числе перечень социально значимых услуг будет утвержден до 8 сентября 2021 года. В связи с изложенным, просит продлить исполнение требования прокурора до 10 сентября 2021 года.

Распоряжением Правительства Республики Тыва от 23 августа 2021 года № 384-р утвержден перечень массовых социально-значимых государственных и муниципальных услуг, оказываемые органами исполнительной власти Республики Тыва и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва юридическим и физическим лицам.

Из скриншотов ведения раздела «Муниципальныеуслуги» на официальном сайте администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун» Республики Тыва следует, что государственные и муниципальные услуги в электронной форме осуществляется не в полном объеме.

Из представления об устранении нарушений федерального законодательства от 30 июня 2021 года, адресованному председателю администрации Тес-Хемского района следует, что постановлением администрации Тес-Хемского района Республики Тыва от 25 апреля 2016 года за № 424 утверждены 63 административных регламентов, в результате мониторинга установлено, что в электронном виде предоставляется только 3 услуги из 42, в связи с чем прокурор района требует безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять меры по устранению нарушений федерального законодательства и недопущению их впредь; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный законом месячный срок.

Административный ответчик своих возражений против заявленных административных исковых требований прокурора района суду не представил.

Как установлено в судебном заседании, каких-либо данных свидетельствующих о пропускеадминистративным истцом срока обращения в суд не имеется.

Таким образом, суд установил, что административным ответчиком, предусмотренные федеральным законодательством, осуществляются с его нарушением. Бездействием администрации Тес-Хемского района, выразившимся в обеспечении государственными и муниципальными услугами в электронной форме не в полном объеме, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на обращение и получение соответствующейгосударственной и муниципальной услуги в электронной форме.

С учетом изложенного, приведенных выше норм материального права и позиции административных истца и ответчика суд находит административные исковые требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Также суд полагает, что требования прокурора района не ущемляет самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поскольку выбор способа исполнения указанной обязанности орган местного самоуправления осуществляет самостоятельно по своему усмотрению. При выборе способа исполнения орган местного самоуправления вправе учесть экономическую целесообразность и выбрать наименее обременительный для казны муниципального образования.

При этом, предложенный административным истцом срок, в течение которогоадминистративному ответчику необходимо обеспечить оказание предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу), принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, суд находит разумным и подлежащим установлению в соответствии со ст.187 КАС РФ с учетом того, что о необходимости выполнения требований законодательства в сфере оказания государственных и муниципальных услуг административный ответчик был проинформирован административным истцом уже 30 июня 2021 года.

С учетом того, что доказательств выполнения административный ответчиком требований вышеуказанных нормативных актов в судебное заседание не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокуора района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФпрокурори органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тес-Хемского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившееся в непредоставлении государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронной форме и о возложении обязанности в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оказание предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Тес-Хемского района Республики Тыва, выразившееся в непредоставлении государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронной форме.

Возложить на администрацию Тес-Хемского района Республики Тыва обязанность обеспечить оказание предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва.

Председательствующий Б.К. Шавыраа

2а-210/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тес-Хемского района Республики Тыва Ондар А.О.
Ответчики
Администрация Тес-Хемского района Республики Тыва
Суд
Тес-Хемский районный суд Республики Тыва
Судья
Шавыраа Борбаанай Кан-ооловна
Дело на сайте суда
tes-hemskiy.tva.sudrf.ru
20.10.2021Регистрация административного искового заявления
20.10.2021Передача материалов судье
22.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2021Судебное заседание
16.12.2021Судебное заседание
16.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее