УИД: 66RS0057-01-2023-000199-84
дело №2-336/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2023 года г.Талица
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Жерновниковой С.А.,
с участием помощника прокурора Талицкого района Алимовой А.Ю.
при секретаре Братановой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №9 об обязании организовать диспансеризацию государственных служащих,
у с т а н о в и л:
Прокурор Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №9 об обязании организовать диспансеризацию государственных служащих.
В обоснование требований истец указал, что Прокуратурой района в рамках осуществления возложенных на органы прокуратуры функций проведен анализ законодательства о государственной службе.
В силу ч. 4 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из положений ч. 4 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 6,7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными. Порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 984н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения (далее по тексту - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно- поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика».
Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований, объем которых определен в п. 4 Порядка.
В соответствии с пунктами 5, 6 Порядка диспансеризация гражданских служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком.
В силу пункта 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма № 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением № 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.
Согласно сведениям, представленным Управлением социальной политики № 9, диспансеризация государственных служащих Управления социальной политики в период с 2020 год по 2022 год не проводилась, поскольку бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на указанные цели не предусматривались.
В соответствии с п. 1 Положения о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Управлении социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 9, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 23.04.2020 № 274-ПП (далее по тексту - Положение), Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 9 (далее - Управление) является территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение государственной политики в сферах социальной защиты населения, социального обслуживания граждан, опеки и попечительства на территории Талицкого и Тугулымского районов.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Управление обладает правами юридического лица, имеет лицевые счета, открываемые в Министерстве финансов Свердловской области и Управлении Федерального казначейства по Свердловской области с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Как следует из абз. 6 п. 15 Положения, финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности Управления осуществляется на основании бюджетной сметы в пределах средств на содержание Управления, утвержденных законом Свердловской области об областном бюджете.
В связи с чем, прокурор Талицкого района обратился в суд, просит обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 9 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать диспансеризацию государственных служащих Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 9, а именно: составить поименный список государственных служащих, подлежащих диспансеризации; утвердить график прохождения государственными служащими диспансеризации; заключить с медицинским учреждением договор об оказании услуг по проведению диспансеризации государственных служащих; направить поименный список государственных служащих, подлежащих диспансеризации в лечебное учреждение, с которым будет заключен договор.
Судом к участию в деле в процессуальном статусе третьего лица привлечено Министерство социальной политики Свердловской области.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещены о рассмотрении дела своевременно, в суд представлен письменный отзыв (л.д.45-46).
В судебном заседании, помощник прокурора Талицкого района Алимова А.Ю. представила заявление об отказе от иска в части требований об обязании ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №9 заключить с медицинским учреждением договор об оказании услуг по проведению диспансеризации государственных служащих; направить поименный список государственных служащих, подлежащих диспансеризации в лечебное учреждение, с которым будет заключен договор. Производство по делу в данной части прекращено.
В остальной части, об обязании ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 9 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать диспансеризацию государственных служащих, а именно: составить поименный список государственных служащих, подлежащих диспансеризации; утвердить график прохождения государственными служащими диспансеризации, помощник прокурора Талицкого района Алимова А.Ю. удовлетворении требований настаивала.
Представитель ответчика, заявленные исковые требования прокурора об обязании составить поименный список государственных служащих, подлежащих диспансеризации и утвердить график прохождения государственными служащими диспансеризации признали в полном объеме и добровольно, представив суду письменное заявление об этом, подписанное руководителем ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 9.
Порядок и последствия признания иска, предусмотренные ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчику разъяснены и понятны, письменное признание иска составлено и представлено в суд, уполномоченным на то должностным лицом.
В соответствии со ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск, который может быть принят судом.
Суд считает, что признание иска в данном случае не противоречит закону, в том числе положениям ст.ст. 12,46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 984 н, которым утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, установлен перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения) и не нарушает интересы третьих лиц.
В силу системного толкования приведенных норм - диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно, является обязательной и направлена, как на непосредственную охрану здоровья последних, так и на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, с которыми гражданские, муниципальные служащие систематически взаимодействуют в силу своих должностных обязанностей, а учитывая специфику деятельности ответчика, такими лицами зачастую являются несовершеннолетние.
При этом доводы третьего лица, изложенные в представленном им в суд отзыве, суд не принимает, так как ограничения, введенные на территории Свердловской области, связанные с профилактикой распространения КОВИД, в том числе временное оказание первичной медицинской помощи, в том числе проведение диспансеризаций отменены.
Признание ответчиком иска судом принято.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.173,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №9 об обязании организовать диспансеризацию государственных служащих, удовлетворить.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №9 в течение 6 (шести ) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать диспансеризацию государственных служащих, а именно: составить поименный список государственных служащих, подлежащих диспансеризации; утвердить график прохождения государственными служащими диспансеризации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А.Жерновникова