КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Киняшова Г.А. Дело 33-5985/2020
24RS0002-01-2019-006166-52
А-092г
15 июня 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
с участием прокурора Смирновой Я.Е.
при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Кремлева Игоря Сергеевича к управлению социальной защиты населения администрации города Ачинска, краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки, возложении обязанности по возобновлению предоставления мер социальной поддержки
по апелляционной жалобе представителя Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» - Макаренко А.В.
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 06 февраля 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Кремлева Игоря Сергеевича удовлетворить.
Признать незаконным решение управления социальной защиты населения администрации города Ачинска о прекращении с 01 апреля 2017 года предоставления Кремлеву Игорю Сергеевичу мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в форме протоколов закрытия от 13 апреля 2017 года.
Обязать краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» возобновить с 01 апреля 2017 года предоставление Кремлеву Игорю Сергеевичу мер социальной, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ачинский городской прокурор Красноярского края, действуя в интересах Кремлева И.С., обратился в суд с требованиями к Управлению социальной защиты населения администрации города Ачинска, Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании незаконным решения о прекращении с 01 апреля 2017 года предоставления Кремлеву И.С. мер социальной поддержки, возложении обязанности возобновить предоставление Кремлеву И.С. мер социальной поддержки с 01 апреля 2017 года.
Требования мотивированы тем, что Кремлеву И.С., как инвалиду <данные изъяты> группы, предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В связи с образовавшейся задолженностью по оплате коммунальных услуг, принято решение о прекращении предоставления ему мер социальной поддержки с 01 апреля 2017 года.
Действия по прекращению предоставления материальному истцу мер социальной поддержки прокурор считает неоснованными на нормах материального права, регулирующих спорные отношения.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» - Макаренко А.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора Смирнову Я.Е., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кремлев И.С. является инвалидом с детства <данные изъяты> группы, с 01 мая 2013 года инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2012 № 2934108.
Кремлев И.С. проживает и состоит на регистрационном учете в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем ему на праве общей долевой собственности (1/4 доли).
На основании заявления Кремлева И.С. от 04 апреля 2011 года УСЗН администрации г. Ачинска на основании протоколов от 11 апреля 2013 года ему назначены меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилищной услуги, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения, ремонта жилья, санитарной очистки, капитального ремонта, горячего водоснабжения на общедомовые нужды, холодного водоснабжения на общедомовые нужды, водоотведения на общедомовые нужды, электроэнергии.
В связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг, в адрес Кремлева И.С. было направлено уведомление от 13.03.2017 года о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на один месяц с 01.03.2017 года и предложено погасить образовавшуюся задолженность, либо заключить соглашение по погашению задолженности с организациями, предоставляющими жилищные и коммунальные услуги.
На основании протоколов закрытия от 13 апреля 2017 года предоставление УСЗН администрации г. Ачинска мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг с 01 апреля 2017 года материальному истцу было прекращено.
Не согласившись с решением УСЗН администрации г. Ачинска, материальный истец обратился к Ачинскому городскому прокурору Красноярского края, который в его интересах обратился в суд с иском о признании незаконным решения о прекращении предоставления материальному истцу мер социальной поддержки, возложении обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования о незаконности прекращения предоставления мер социальной поддержки Кремлеву И.С., правильно применив нормы материального права, исследовав представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении.
Согласно п. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно п. 14 указанной нормы инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17.12.2004 года N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции, действовавшей на дату принятия УСЗН администрации г.Ачинска оспариваемого решения) орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, в том числе, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах наличие у Кремлева И.С. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не могло являться основанием для прекращения предоставления ему как лицу, являющемуся инвалидом <данные изъяты>, мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В указанной связи суд пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения управления социальной защиты населения администрации города Ачинска о прекращении с 01 апреля 2017 года предоставления Кремлеву И.С. мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в форме протоколов закрытия от 13 апреля 2017 года.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, находит их основанными на правильно примененных и истолкованных нормах материального права.
Законом Красноярского края от 11.07.2019 года N 7-2934, вступившим в силу с 10.08.2019 года, ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» изложена в новой редакции, из нее исключено положение о том, что прекращение предоставления мер социальной поддержки не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным Законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Положения Закона Красноярского края от 11.07.2019 года N 7-2934, вступившего в силу с 10.08.2019 года, также не предусматривают возможность распространения его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
Принимая во внимание приведенные выше положения закона, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание доводы стороны ответчика о том, что в связи с внесенными Законом Красноярского края от 11.07.2019 года N 7-2934 изменениями в порядок предоставления мер социальной поддержки, указанные меры социальной поддержки с момента вступления Закона в силу носят компенсационный характер и предоставляются только при отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку как верно указано судом положения указанного Закона, вступившего в силу с 10 августа 2019 года, не предусматривают возможность распространения его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
Также судебная коллегия считает, что судом правомерно отклонены как несостоятельные доводы стороны ответчика о том, что решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки соответствуют положениям п. 2 ст. 20.1, п. п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804, поскольку указанные доводы опровергаются изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 03.06.2015 года правовой позицией, предусматривающей, что положения вышеуказанных норм не распространяют свое действие на инвалидов, которые в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ не могут быть лишены права на получение меры социальной поддержки, в том числе, и при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Определяя дату, с которой материальному истцу подлежит возобновление предоставление мер социальной поддержки, суд, со ссылкой на то, что предоставление мер социальной поддержки регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, верно указал, что возобновление предоставления Кремлеву И.С. мер социальной поддержки, предусмотренных указанным Законом, подлежит с даты их прекращения, то есть с 01 апреля 2017 года.
При этом, учитывая принятия учредителем УСЗН администрации г. Ачинска решения о ликвидации юридического лица в срок до 30.04.2020 года, передачу полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг на территории всего Красноярского края с 01.01.2020 года Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения», судом первой инстанции обязанность по возобновлению предоставления данных мер правомерно возложена на Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения».
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения обязанности по возобновлению предоставления Кремлеву И.С. мер социальной поддержки с 01 апреля 2017 года на Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения», которое не принимало решение о прекращении их предоставления, не является правопреемником УСЗН администрации г. Ачинска и осуществляет деятельность по назначению указанных мер с 01 января 2020 года, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией по следующим основаниям.
Действительно, Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» не является правопреемником Управления социальной защиты населения администрации г. Ачинска, но поскольку Управление социальной защиты населения администрации г. Ачинска в лице ликвидационной комиссии с 01.01.2020 года не наделено полномочиями по возобновлению предоставления Кремлеву И.С. мер социальной поддержки предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правовые основания для возложения указанной обязанности на данного ответчика отсутствуют.
А приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 11.07.2019 года № 473-ОД созданное 01.09.2014 года Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Красноярского края» переименовано в Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения», одновременно утвержден устав данного юридического лица.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона Красноярского края от 04.06.2019 года № 7-2824 "О внесении изменений в отдельные Законы края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан", п.п. 48 п. 2.4.1.1. Устава Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения», утвержденного приказом министерства социальной политики Красноярского края от 11.07.2019 года № 473-ОД, данное учреждение исполняет функции и оказывает государственные услуги по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг с 01.01.2020 года.
Таким образом, в силу вышеизложенных правовых норм в результате предусмотренного перераспределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления законом Красноярского края от 04.06.2019 года № 7-2828 «О внесении изменений в Законы края о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» осуществлена передача уже установленных федеральными законами полномочий от одного уровня публичной власти другому.
С учетом изложенного, поскольку на дату принятия судом оспариваемого решения Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» являлось единственным органом, исполняющим на территории края государственные функции в целях обеспечения реализации полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан после прекращения исполнения указанных полномочий муниципальными органами социальной защиты населения в связи с истечением срока наделения их такими полномочиями, то на данную уполномоченную организацию судом первой инстанций правильно возложена обязанность по возобновлению предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые были ранее прекращены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при рассмотрении дела не установлено уважительности причин образования задолженности по оплате Кремлевым И.С. жилищно-коммунальных услуг, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемое решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки принято в нарушение норм действующего на момент его принятия законодательства, не предусматривающего возможность прекращения выплат мер социальной поддержки инвалидам, в том числе и по причине наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Законом Красноярского края от 11.07.2019 года N 7-2934 изменена форма предоставления мер социальной поддержки льготным категориям граждан, проверялись судом первой инстанции и обоснованно были им не приняты во внимание по мотивам, изложенным в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию КГКУ «УСЗН», изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 06 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» - Макаренко А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимовой И.А.