Решение по делу № 2а-813/2018 от 15.08.2018

Дело ***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** город Псков

Псковский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,

при секретаре Павловой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хавалджи Натальи Алексеевны к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям о признании неправомерным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Хавалджи Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям о признании незаконным и отмене Приказа от 30 января 2018 года № 497 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления Хавалджи Н.А. земельного участка с местоположением: *** и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с ранее поданным заявлением от 12.12.2017 № 29849.

В обоснование административного искового заявления указано, что на основании закона Псковской области от 11 мая 2017 года № 1774-ОЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно на территории Псковской области» 12 декабря 2017 года Хавалджи Н.А. обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала: *** с условным номером земельного участка ***. Однако Приказом от 30 января 2018 года в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка истцу отказано на основании п.п. 2 п. 16 ст. 11.10, п.п. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Закона Псковской области от 26.12.2014 № 1469-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области», Положения о порядке осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе, являющемся административным центром Псковской области, и на приграничных территориях, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 08.10.2015 № 450. Согласно положениям п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. Однако административным ответчиком не представлено доказательств обоснованности отказа и не учтены все особенности федерального и регионального законодательства. Визуальный осмотр территории испрашиваемого земельного участка на местности также свидетельствует о том, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют какие-либо строения (сооружения), а также то, что участком никто не пользуется. Считает, что незаконный отказ является нарушением законных прав многодетной семьи Хавалджи на получение предварительного согласования предоставления земельного участка в рамках процедур, предусмотренных ст. 39.15 ЗК РФ, и других норм федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации. В связи с этим просит удовлетворить заявленные требования.

Административный истец Хавалджи Н.А. в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы в суде представителю по доверенности Б.А.И.

В судебном заседании представитель административного истца Хавалджи Н.А. – Б.А.И., действующая на основании соответствующей доверенности, административное исковое заявление поддержала в полном объёме, пояснив, что спорный земельный участок не обрабатывается, какие-либо строения на нем отсутствуют, надлежащие доказательства принадлежности испрашиваемого земельного участка иным лицам либо пересечений (наложений) его границ с земельными участками, принадлежащими иным лицам, отсутствуют.

Представитель административного ответчика – Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям И.Д.А., действующая на основании соответствующей доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что в рамках действующего законодательства после получения заявления административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка Комитетом были направлены соответствующие запросы в уполномоченные органы о возможности формирования и предоставления земельного участка. При рассмотрении заявления был получен ответ от главы Администрации СП «Завеличенская волость» о том, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельных участков, ранее предоставленных иным гражданам, что и послужило основанием для вынесения оспариваемого Приказа. В связи с этим, считает действия административного ответчика законными и обоснованными.

Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Псковской области К.Н.Н., действующая на основании соответствующей доверенности, в судебном заседании решение вопроса по иску оставила на усмотрение суда, пояснив, что отсутствие зарегистрированных в установленном законом порядке прав на земельные участки не опровергает факт принадлежности данных земельных участков лицам, которым они предоставлены. По сведениям Администрации СП «Завеличенская волость», испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельных участков, которые ранее предоставлены иным лицам. Указанные лица вправе в судебном порядке признать за собой право собственности на землю, которая не оформлена в установленном законом порядке.

Представитель заинтересованного лица – глава Администрации СП «Завеличенская волость» Ф.В.В. в судебное заседание не явилась, представила в суд отзыв, в котором возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку согласно карте землепользования деревни *** испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельных участков, предоставленных в пользование Токареву Владимиру Михайловичу, Шлепневу Анатолию Тимофеевичу, Виноградову Владимиру Борисовичу. Дело просила рассмотреть в её отсутствие.

Заинтересованное лицо Виноградов В.Б. в суд не явился, в предыдущем судебном заседании пояснял, что в 1991-1994 годах Завеличенским сельским советом ему, наряду с другими местными жителями, был выделен земельный участок в деревне *** площадью примерно 8-9 соток. На данном земельном участке примерно до 2015 года он сажал картофель. Межевание земельного участка он не проводил. В настоящее время он занимается сбором документов и планирует оформить свои права на земельный участок в установленном законом порядке. Кроме того, пояснил, что ему знаком владелец соседнего земельного участка Шлепнев А.Т.

Заинтересованное лицо Шлепнев А.Т. в судебное заседание не явился, своей позиции по рассматриваемому спору не представил, об отложении дела и о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал.

Заинтересованное лицо Токарев В.М. в судебное заседание также не явился, представил в суд письменную позицию, в которой сообщил, что указанный на схеме землепользования земельный участок выделялся ему в 90-х годах, и он пользовался им для выращивания картофеля, свеклы и иной сельскохозяйственной продукции. Последние несколько лет он данным земельным участком не пользуется и оформлять свои права на земельный участок не намерен. Решение вопроса по иску оставил на усмотрение суда, дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса

Как следует из п. п 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.14 ЗК РФ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок.

В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения (пункт 11 статьи 39.15).

Перечень оснований, по которым не может быть утверждена схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, предусмотрен в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, данный перечень является исчерпывающим.

В частности, в соответствии с пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ решение о таком отказе принимается в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13,15-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего кодекса.

В силу пп. 2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случаях, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Судом установлено, что 12 декабря 2017 года Хавалджи Н.А. обратилась в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям с заявлением о предварительном согласовании предоставления бесплатно в общую долевую собственность земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв.м, расположенного в кадастровом квартале *** по адресу: *** в порядке Закона Псковской области от 11 мая 2017 года № 1774-оз «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно на территории Псковской области» (л.д. 8-9).

Приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям № 497 от 30 января 2018 года на основании пп. 2 п. 16 ст. 11.10, пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, закона Псковской области от 26 декабря 2014 года № 1469-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области», Положения о порядке осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе, являющемся административным центром Псковской области, и на приграничных территориях, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 08 октября 2015 года № 450, Хавалджи Н.А. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов ориентировочной площадью 1500 кв.м. с местоположением: *** для индивидуального жилищного строительства (л.д. 12).

Как следует из разъяснений, отраженных в письме председателя Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 30 января 2018 года, в соответствии с ответом Администрации СП «Завеличенская волость» испрашиваемый земельный участок пересекает земельные участки, принадлежащие на праве собственности иным лицам, границы которых не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 11).

По сведениям Администрации сельского поселения «Завеличенская волость» по данным карты землепользования по массиву «ряды» д. Родина испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельных участков, предоставленных в пользование в 1990 годы Токареву Владимиру Михайловичу, проживающему по адресу: ***, Шлепневу Анатолию Тимофеевичу, проживающему по адресу: ***, Виноградову Владимиру Борисовичу. проживающему по адресу: ***.

Архивной справкой № 666 от 09.10.2018 и архивной выпиской № 667 от 09.10.2018 подтверждается, что решением исполнительного комитета Завеличенского сельского Совета народных депутатов от 27.11.1991 года № 98 Токареву В.М. был предоставлен земельный участок площадью 11 соток в д. ***, в 1992 году ему произведена выдача акта на пользование земельным участком.

Из письменной позиции, представленной Токаревым В.М. в суд, следует, что в 90-х годах ему был предоставлен земельный участок, указанный на карте землепользования д. Родина, который он использовал для выращивания сельскохозяйственной продукции.

Согласно архивной выписке № 669 от 09.10.2018, распоряжением Администрации Завеличенской волости № 52-р от 06.09.2002 года Виноградову В.Б. был выделен в аренду земельный участок площадью 0,07 га, расположенный в д. *** В книгах регистрации выдачи актов на право пользования земельными участками за 1992-1994 гг. Виноградов В.Б. не значится.

В судебном заседании Виноградов В.Б. подтвердил, что ему был предоставлен земельный участок в начале 1990 гг., который он использовал для выращивания сельскохозяйственной продукции. Однако правоустанавливающие документы на земельный участок у него отсутствуют. В настоящее время он планирует оформить в установленном законом порядке свои права на данный земельный участок.

Согласно архивной справке №670 от 09.10.2018 Шлепневу А.Т. предоставлен земельный участок в пользование в массиве «ряды» в 1992 году, акт №43, на основании распоряжения Администрации Завеличенского сельского совета №82 от 28.08.1992.

Таким образом, Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям обоснованно было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу, так как Администрация Завеличенской волости на основании имеющегося у нее картографического материала определила, что в испрашиваемом месте расположены земельные участки, предоставленные ранее другим гражданам. Свой ответ Администрация Завеличенской волости подтвердила схемой расположения земельных участков в массиве «Ряды». Получив данный ответ, Комитет обоснованно полагал, что в случае предоставления такого земельного участка может возникнуть в дальнейшем спор по поводу земельного участка между истцом и гражданам, которым земельные участки в данном месте ранее были предоставлены в пользование.

Оспариваемый приказ вынесен ответчиком в рамках предоставленных ему полномочий.

Оценив в совокупности представленные в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу, что отказ Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям в предварительном согласовании предоставления земельного участка Хавалджи Н.А., является законным и обоснованным, в связи чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Хавалджи Натальи Алексеевны к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям о признании неправомерным приказа от 30.01.2018 №497 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в д.Родина Завеличенской волости Псковского района Псковской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд Псковской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ***.

Решение обжаловано, оставлено без изменений.

2а-813/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Хавалджи Наталья Алексеевна
Ответчики
Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям
Другие
Шлепнев А.Т.
Виноградов Владимир Борисович
Белинская Анастасия Ивановна
Прокуратура Псковской области
Токарев Владимир Михайлович
Администрация с/п "Завеличенская волость"
Управление Росреестра по Псковской области
Суд
Псковский районный суд Псковской области
Дело на сайте суда
pskovsky.psk.sudrf.ru
16.04.2020Регистрация административного искового заявления
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.04.2020Предварительное судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее