Дело № 2-163/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Навля Брянской области 29 мая 2015 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи – Горбарчука С.А.,
при секретаре – Икусовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Национального Банка «ТРАСТ» (ОАО) к Горюновой В.А., Кузину С.И. о взыскании задолженности по кредитному договору и обращении взыскания на заложенное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Национальный Банк «ТРАСТ» (ОАО) обратился в суд с иском к Кузиной (до замужества, на день заключения кредитного договора – Сысоева) Е.А., Горюновой В.А., Кузину С.И., в котором просит:
взыскать с ответчиков в солидарном порядке сумму задолженности по кредитному договору в размере 76597 рублей 98 копеек;
взыскать с ответчиков в равных долях расходы по оплате государственной пошлины в размере 8497 рублей 94 копейки;
обратить взыскание на заложенное имущество, указанное в приложении № 1 к договору о залоге № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: товары в обороте (крупы, кофе, сигареты в ассортименте). Определить способ реализации заложенного имущества в виде публичных торгов. Установить начальную продажную цену заложенного имущества в размере 35000 рублей;
обратить взыскание на заложенное имущество, указанное в приложении № 1 к договору о залоге № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: автомобиль <данные изъяты>, идентификационный номер №, государственный номер №, номер двигателя №, цвет серебристый. Определить способ реализации заложенного имущества в виде публичных торгов. Установить начальную продажную цену заложенного имущества в размере 225000 рублей.
В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Национальный Банк «ТРАСТ» (ОАО) и Сысоева Е.А. заключили кредитный договор № №, по условиям которого Сысоевой Е.А. предоставлен кредит в сумме 500000 рублей, под 18% годовых, на срок 36 месяцев. Заемщик взяла на себя обязательство производить погашение кредита и уплачивать проценты за пользование кредитом в порядке, установленном кредитным договором.
Банк в полном объеме выполнил свои обязательства по предоставлению денежных средств.
В целях обеспечения выданного кредита ДД.ММ.ГГГГ были заключены договоры поручительства с Горюновой В.А. и Кузиным С.И., согласно которым поручители обязались солидарно отвечать перед банком за исполнение всех обязательств заемщика по кредитному договору.
Кроме того, с ИП Сысоевой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор о залоге № №, по которому залогодатель обязался передать залогодержателю имущество, указанное в приложении № 1 к данному договору, а именно: товары в обороте (крупы, кофе, сигареты в ассортименте). Оценочная стоимость предмета залога 35000 рублей.
Также ДД.ММ.ГГГГ с Кузиным С.И. был заключен договор о залоге № №, по которому залогодатель обязался передать залогодержателю имущество, указанное в приложении № 1 к данному договору, а именно: автомобиль <данные изъяты>, идентификационный номер №, государственный номер №, номер двигателя №, цвет серебристый. Оценочная стоимость предмета залога 225000 рублей.
Заемщик неоднократно нарушала свои обязательства по кредитному договору, в результате чего по состоянию на 24 февраля 2015 года образовалась задолженность в размере 76597 рублей 98 копеек (в том числе: основной долг в сумме 50912 рублей 15 копеек; проценты за пользование кредитом в сумме 813 рублей 39 копеек; проценты на просроченный долг в сумме 24872 рубля 44 копейки), которую истец просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке.
Определением Навлинского районного суда Брянской области от 29 мая 2015 года производство по указанному делу в отношении ответчика Кузиной (до замужества, на день заключения кредитного договора – Сысоевой) Е.А. прекращено в связи с ее смертью до предъявления иска.
Представитель Национального Банка «ТРАСТ» (ОАО) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики Кузин С.И. и Горюнова В.А. в судебное заседание также не явились, при этом о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель ответчика Горюновой В.А. по доверенности Горюнов И.С. в судебном заседании исковые требования не признал, представил суду письменные возражения на иск. Заявил о прекращении поручительства в связи с истечением срока, установленного п. 4 ст. 367 ГК РФ.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Национальным Банком «ТРАСТ» (ОАО) и Сысоевой Е.А. был заключен кредитный договор № №, по условиям которого банк предоставил кредит в сумме 500000 рублей, под 18% годовых, на срок 36 месяцев.
В качестве обеспечения исполнения обязательства заемщика между Национальным Банком «ТРАСТ» и Горюновой В.А., Кузиным С.И. ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры поручительства, по которым поручители обязались солидарно отвечать перед банком за исполнение всех обязательств заемщика по кредитному договору.
Кроме того, с ИП Сысоевой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор о залоге № №, по которому залогодатель обязался передать залогодержателю имущество, указанное в приложении № 1 к данному договору, а именно: товары в обороте (крупы, кофе, сигареты в ассортименте).
Также 27 сентября с Кузиным С.И. был заключен договор о залоге № №, по которому залогодатель обязался передать залогодержателю имущество, указанное в приложении № 1 к данному договору, а именно: автомобиль <данные изъяты>, идентификационный номер №, государственный номер №, номер двигателя №, цвет серебристый.
Согласно записи акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ Сысоева Е.А. вступила в брак с Кузиным С.И., после чего ей была присвоена фамилия Кузина.
ДД.ММ.ГГГГ Кузина Е.А. умерла, что подтверждается представленной Отделом ЗАГС Навлинского района управления ЗАГС Брянской области копией записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего.
Согласно ч. 1 ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
В ст. 1175 ГК РФ предусмотрено, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу. Наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
По смыслу закона, поручительство прекращается в той части, в которой прекращается обеспеченное им обязательство, и поручитель должен нести ответственность перед кредитором в пределах стоимости наследственного имущества.
Таким образом, в случае смерти должника взыскание кредитной задолженности с поручителя возможно в пределах стоимости наследственного имущества, то есть при наличии наследника и наследственного имущества и если в договоре поручителя с кредитной организацией поручитель дал кредитору согласие отвечать за нового должника.
Об этом, в частности, указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года.
В п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 разъяснено, что при отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 ГК РФ).
При этом поручительство имеет производный характер и не может существовать самостоятельно от кредитного соглашения, прекращение основного обязательства будет означать и прекращение поручительства.
Исходя из положений приведенных правовых норм, обстоятельствами, имеющими юридическое значение для правильного разрешения спора между кредитором и поручителем о взыскании задолженности по кредитному договору в случае смерти должника, является совокупность следующих юридических фактов: наличие и размер наследственного имущества, принятие наследниками наследства, согласие поручителя отвечать перед кредитором за любого нового должника, неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по кредитному договору, а также предъявление иска к поручителю в пределах срока, определяемого по правилам, предусмотренным в п. 4 ст. 367 ГК РФ.
Из имеющейся в материалах дела копии наследственного дела к имуществу Кузиной Е.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, следует, что никто из наследников с заявлениями о принятии наследства или выдаче свидетельства о праве на наследство к нотариусу не обращался.
Сведений о наличии у Кузиной Е.А. какого-либо имущества и наследников, принявших наследство, истцом не представлено, а судом не добыто.
Таким образом, истцом в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства перехода обязательств Кузиной Е.А. по кредитному договору к иному лицу, за которое в соответствии с договорами поручительства ответчики обязаны были бы нести ответственность.
Тот факт, что поручитель Кузин С.И. приходится мужем умершей Кузиной Е.А. и наследником первой очереди, сам по себе не порождает у него обязательства отвечать по долгам супруги.
Кроме того, из содержания договоров поручительства и Общих условий договоров поручительства по кредитам НБ «ТРАСТ» (ОАО), подписанных поручителями Кузиным С.И. и Горюновой В.А., не следует, что поручители в случае смерти заемщика обязались отвечать вместо него.
Также в силу положений п. 4 ст. 367 ГК РФ поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иск к поручителю.
Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Судом установлено, что договоры поручительств от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между истцом и Горюновой В.А. и Кузиным С.И., не содержат условия о сроке его действия.
Из кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенного между Национальным Банком «ТРАСТ» (ОАО) и Сысоевой Е.А., следует, что кредит заемщику был выдан на срок 36 месяцев. Заемщик обязалась производить погашение кредита ежемесячно равными платежами, срок последнего платежа по кредиту установлен ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ДД.ММ.ГГГГ является днем наступления срока исполнения обязательства и с указанной даты начинается течение срока поручительства по требованию о взыскании задолженности по обеспеченному поручительством кредитному обязательству. Соответственно, ДД.ММ.ГГГГ в силу положений п. 4 ст. 367 ГК РФ прекращаются обязательства поручителей по указанному кредитному договору.
Истец обратился в суд с настоящим иском 23 марта 2015 года, то есть более чем через три года после наступления срока исполнения соответствующего обязательства поручителем.
Таким образом, суд приходит к выводу об истечении срока, в течение которого истец имел право предъявить соответствующий иск к поручителям, что в соответствии со ст. 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Рассматривая исковые требования об обращении взыскания на заложенное имущество по договорам о залоге №, № от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Согласно статье 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
В случае смерти должника, не исполнившего кредитное обязательство, допускается перемена лиц в обязательстве. Согласно статьям 1112, 1175 ГК РФ имущественные права и обязанности входят в состав наследства. Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно, причем каждый из них отвечает в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. В том случае, когда наследство отсутствует либо наследники его не приняли, обязательство заемщика прекращается в силу пункта 1 статьи 418 ГК РФ смертью должника.
Согласно пункту 1 статьи 334 ГК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений – заключения договоров о залоге) в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.
Пунктом 1 статьи 348 ГК РФ предусмотрено, что взыскание на заложенное имущество для удовлетворения требований залогодержателя (кредитора) может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства.
Залог, по своей правовой природе, является способом обеспечения обязательств (статья 329 ГК РФ) или зависимым от основного обязательством и следует его судьбе.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 352 ГК РФ залог прекращается с прекращением обеспеченного залогом обязательства.
Определением Навлинского районного суда Брянской области от 29 мая 2015 года производство по указанному делу о взыскании долга по кредитному договору и обращении взыскания на заложенное имущество в отношении должника по кредитному договору Кузиной (Сысоевой) Е.А. прекращено в связи с ее смертью до предъявления иска. Судом установлено отсутствие наследников, принявших наследство, и наследственного имущества.
Поскольку заемщик Кузина (Сысоева) Е.А., т.е. должник по обеспеченному залогом обязательству, умерла, ее наследство никто не принял, и принятие наследства исключено в силу отсутствия такого, основное обязательство прекращено, соответственно, прекращен и залог, обеспечивающий исполнение основного обязательства, что влечет отказ в удовлетворении исковых требований также и в этой части.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Национального Банка «ТРАСТ» (ОАО) удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Навлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Горбарчук