Дело 2-417/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09.03.2022 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Хрещатой С.Б.,
при секретаре Новичихиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в лице филиала АО «ДРСК» Приморские электрические сети к Бозоровой ФИО4 о расторжении договора на технологическое присоединение, взыскании неустойки,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в лице филиала АО «ДРСК» Приморские электрические сети обратилось в суд с иском к ответчику о расторжении договора на технологическое присоединение и взыскании неустойки.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с п. 8 указанного договора на ответчика возложена обязанность уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий. Пунктом 5 договора, установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению – ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик условия договора не выполнил, не уведомил сетевую организацию о выполнении технических условий и готовности к технологическому присоединению. Требования истца о предоставлении информации о выполнении технических условий оставлены ответчиком без исполнения. Невыполнение ответчиком технических условий влечет невозможность осуществить фактическое присоединение объекта ответчика к сетям АО «ДРСК». Невыполнение ответчиком мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в срок, установленный пунктом 5 договора, послужило основанием для начисления неустойки в размере 10037 рублей 50 копеек.
В связи с просрочкой выполнения ответчиком мероприятий, предусмотренных техническими условиями более чем на 12 месяцев, АО «ДРСК» ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес ответчика претензию об оплате суммы неустойки.
Ссылаясь на изложенное, истец в своем иске просил расторгнуть договор № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный между АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» и ответчиком, взыскать с ответчика неустойку в размере 10037 рублей 50 копеек и расходы по оплате государственной полшины в размере 6 402 рублей.
Представитель истца АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в лице филиала АО «ДРСК» Приморские электрические сети в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, иск поддержал полностью.
Ответчик в судебном заседании иск не признала, просила отказать, поскольку в силу сложившейся жизненной ситуации, не смогла своевременно исполнить договор. Просила снизить неустойку по ст.333 ГК РФ до 550 рублей в силу ее несоразмерности, на иждивении имеет детей, желает исполнить договор.
Изучив материалы дела, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики). Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Таким образом, по правовой природе договор технологического присоединения является комплексным, включает элементы договора об оказании услуг, проведении работ.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила), регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств (подключаемых объектов в сфере теплоснабжения) к электрическим сетям сетевой организации или системе теплоснабжения (далее - технологическое присоединение) и определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям или системе теплоснабжения.
Согласно пункту 3 указанных Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 указанных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно подп. "а" п. 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с п. 8 указанного договора на ответчика возложена обязанность уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий. Пунктом 5 договора, установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению – ДД.ММ.ГГГГ Ответчик условия договора не выполнил, не уведомил сетевую организацию о выполнении технических условий и готовности к технологическому присоединению. Требования истца о предоставлении информации о выполнении технических условий оставлены ответчиком без исполнения. Невыполнение ответчиком технических условий влечет невозможность осуществить фактическое присоединение объекта ответчика к сетям АО «ДРСК». Невыполнение ответчиком мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в срок, установленный пунктом 5 договора, послужило основанием для начисления неустойки.
Согласно расчету, размер неустойки составляет 10037 рублей 50 копеек.
Неотъемлемой частью договора являются технические условия для присоединения к электрическим сетям, в которых содержится перечень мероприятий, осуществляемых заявителем.
Таким образом, по содержанию технические условия представляют собой оформленные в виде отдельного документа обязанности заявителя, которые возлагаются на него по договору.
Согласно п. 6 договора сетевая организация обязалась надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; не позднее 5 рабочих дней со дня проведения осмотра в течение 4 месяцев со дня заключения договора осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.
В связи с просрочкой выполнения ответчиком мероприятий, предусмотренных техническими условиями более чем на 12 месяцев, АО «ДРСК» ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес ответчика претензию о неисполнении договорных обязательств и соглашение о расторжении договора.
В обоснование требования о расторжении договора указано на отсутствие необходимости в технологическом присоединении объекта, поскольку ответчик в нарушение п. 5, п. 8 договора не уведомил сетевую организацию о выполнении технических условий и готовности к технологическому присоединению.
В соответствии с п. 16(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, нарушение заявителем установленного договором срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению (в случае если техническими условиями предусмотрен поэтапный ввод в работу энергопринимающих устройств - мероприятий, предусмотренных очередным этапом) на 12 и более месяцев при условии, что сетевой организацией в полном объеме выполнены мероприятия по технологическому присоединению, срок осуществления которых по договору наступает ранее указанного нарушенного заявителем срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, может служить основанием для расторжения договора по требованию сетевой организации по решению суда.
Указанный пункт введен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства возникают из договора и должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Отказ или изменения условий обязательства в одностороннем порядке недопустимы.
Учитывая, что ответчиком нарушены условия договора и, доказательств его исполнения ответчиком в судебное заседание не предоставлено, требования истца о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Правила статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
В сцудебном заседании ответчик просила суд снизить неустойку до 550 рублей в силу ее несоразмерности и материального положения ответчика.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для вывода о заведомой несоразмерности предъявленной к взысканию неустойки, предельный размер которой установлен законодателем и не может превышать размер неустойки, исчисленной в силу Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В данном случае исчисление указанной неустойки обусловлено мерой ответственности просрочившего исполнение должника, уменьшение же неустойки до 550 руб. влечет освобождение от такой ответственности. При этом предельный размер неустойки ограничивает истца и предельный размер ответчика в связи с допущенным нарушением, которое фактически превысило один год.
Применительно к характеру нарушенного обязательства соотнесения размера платы за подключение с невыполнением обязательств по выполнению мероприятий по технологническому присоединению представляется несоразмерным ввиду специфики оказания услуг истцом как монополистом, который в силу положений действующего законодательства обязан осуществлять контроль и обеспечение возможности оказания услуги в течение длительного времени, которая находится в зависимости от действий ответчика, длительное время не исполнявшего обязанности по договору и одновременно не уведомившего истца об отказе от услуги.
Учитывая, что оснований для вывода о заведомой несоразмерности законной неустойки последствиям нарушения обязательства и уменьшения размера неустойки не имеется, суд считает возможным взыскать с ответчика неустойку в размере 10 037,50 руб.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, уплаченная истцом государственная пошлина в размере 6 402 рублей подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в лице филиала АО «ДРСК» Приморские электрические сети к Бозоровой ФИО5, удовлетворить.
Расторгнуть договор № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный между АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» и Бозоровой ФИО6.
Взыскать с Бозоровой ФИО7 в пользу АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» неустойку в размере 10037,50 рублей, государственную пошлину в размере 6 402 рубля, а всего 16 439 рублей 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: С.Б. Хрещатая