Решение по делу № 2-5020/2024 от 08.04.2024

УИД 11RS0№...-96

Дело №...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2024 года                        ...

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре ФИО2,

с участием истицы ФИО1,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья по договору найма специализированного жилого помещения в порядке ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Минстрой Республики Коми.

В судебном заседании ФИО1 на иске настаивал.

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» иск не признала.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Представитель Минстроя Республики Коми в представленном суду отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, позиции по спору не высказал.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что ФИО1 родилась ** ** ** в п.с.т. Югыдъяг ... Республики Коми, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать – ФИО4 – решением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от ** ** ** по гражданскому делу №... была лишена родительских прав в отношении истца. Сведения об отце в актовую запись о рождении истицы не вносились.

Распоряжением Отдела и попечительства по ... Агентства Республики Коми по социальному развитию №... от ** ** ** перед Министерством образования Республики Коми было заявлено ходатайство об устройстве ФИО1 в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по ... №... от ** ** ** Воробьёва В.А. и ФИО5 были назначены опекунами над ФИО1

Истица в настоящее время сохраняет регистрацию по месту пребывания по адресу: ..., Октябрьский проспект, .... Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Некоммерческому Фонду «Содействие развитию духовности» (запись в ЕГРП от ** ** **).

В отношении указанного жилого помещения между Некоммерческим Фондом «Содействие развитию духовности» и Воробьёвой В.А. был заключён договор найма.

К настоящему времени истица достигла совершеннолетия, попечительство со стороны Воробьёвой В.А. и ФИО5 в отношении неё прекращено.

Регистрации по месту жительства истица не имеет.

Сведений о том, что за истицей закреплялось и/или сохранялось право пользования в отношении какого-либо иного жилого помещения, материалы дела не содержат.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... истица была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Список), по МО ГО «Сыктывкар».

Нанимателем, собственником какого-либо жилого помещения, истица не является. Не является истица и членом семьи нанимателя или членом семьи собственника какого-либо иного жилого помещения.

Право истицы состоять в Списке, а также право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицами, представителем администрации МО ГО «Сыктывкар» признаётся. Позиция администрации МО ГО «Сыктывкар» по вопросу не обеспечения истицы таким жилым помещением основана на доводах о невозможности предоставления истцу в настоящее время жилого помещения в связи с недостаточным финансированием данных государственных полномочий.

Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от ** ** ** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме указанным лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Сведений об обеспечении истца жилым помещением в порядке реализации его льготы в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от ** ** ** № 159-ФЗ суду не представлено.

С учетом изложенного, суд основывается на факте наличия у истца права на получение жилого помещения по заявленной льготе, которое в настоящее время подлежит реализации в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от ** ** ** № 159-ФЗ администрацией МО ГО «Сыктывкар», учитывая следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от ** ** ** №...-РЗ (вступившим в силу ** ** ** и действовавшим до ** ** **), органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

В силу ч. 3 указанной нормы органы местного самоуправления были наделены также государственными полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в порядке ст. 8 Федерального закона от ** ** ** № 159-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 7 Закона Республики Коми от ** ** ** №...-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда подлежали предоставлению органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.

Таким образом, абзацем первым п. 1 ст. 8 Федерального закона от ** ** ** № 159-ФЗ были установлены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам вышеуказанной категории. К их числу относятся, в частности, достижение лицом возраста 18 лет, включение в Список и окончание срока пребывания в образовательной организации.

В соответствии с Законом Республики Коми от ** ** ** №...-РЗ (вступившим в силу ** ** **) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в ... наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст.109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от ** ** ** № 159-ФЗ, и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) и установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

При этом ни ст. 8 указанного Федерального закона, ни иные нормы данных Законов Республики Коми не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Такое право возникает у лиц, указанных в ст. 8 Федерального закона от ** ** ** № 159-ФЗ при достижении ими совершеннолетия.

В силу положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от ** ** ** № 159-ФЗ указание на то, что формирование Списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Обязанность администрации МО ГО «Сыктывкар» по обеспечению жилыми помещениями не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.

При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из положения п. 7 ст. 8 Федерального закона от ** ** ** № 159-ФЗ согласно которым по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Частью 2 ст. 7 Закона Республики Коми от ** ** ** №...-РЗ было предусмотрено, что жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставлялись гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от ** ** ** ч. 2 ст.7 Закона Республики Коми от ** ** ** №...-РЗ в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения этих жилых помещений, признана соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.

Положениями вступившего в силу с ** ** ** Закона Республики Коми от ** ** ** №...-РЗ требований к помещениям, подлежащим предоставлению по указанной льготе, не содержится.

Согласно ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Законных оснований для применения в рассматриваемом споре иных норм предоставления жилого помещения не имеется.

С учетом изложенного, на ответчика подлежит возложению обязанность предоставить истцу жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 (СНИЛС 152-135-011 06) к администрации МО ГО «Сыктывкар» (ИНН 1101482338) удовлетворить.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить ФИО1 жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -                                  Д.А. Паншин

Мотивированное решение составлено – ** ** **.

2-5020/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Паншин Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
08.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2024Передача материалов судье
10.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее