Дело № 92RS0003-01-2019-003818-08
Производство № 2-246/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2020 года город Севастополь Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,
секретаря судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.,
с участием истца – Васильевой В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Васильевой Валентины Ивановны к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просит:
- снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес> исключить сведений о нем из Единого государственного реестра недвижимости;
- обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя снять с кадастрового учета земельный участок (аннулировать и исключить сведения из Единого государственного реестра недвижимости) с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного <адрес>. В данный момент истцом проводится ряд мероприятий для оформления земельного участка под домом. В соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Фактически используемая площадь земельного участка - 756 кв.м. При оформлении права собственности на жилой дом, на кадастровый учет также был поставлен земельный участок с кадастровым номером №. При этом площадь ранее учтенного земельного участка была указана на основании решения № Исполнительного Комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 21 ноября 1989 года и составила 512 кв.м. Данный земельный участок выделялся во временное пользование к основному земельному участку, площадью 246 кв.м, предоставленному ранее в 1932 году. Как следует из распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя №8161-РДЗ от 20 июня 2018 года, площадь спорного земельного участка составляет 756 кв.м.. Решением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя №91/18-38666 от 11 февраля 2019 года отказано в постановке не кадастровый учет земельного участка площадью 756 кв.м, ввиду того, что в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером №258, расположенном: <адрес>. Таким образом, постановка земельного участка на кадастровый учет была преждевременной, носила ошибочный характер, истец вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, сославшись на обстоятельства, указанные в иске.
Ответчик явку своего представителя не обеспечил, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав пояснения истца, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истцу на праве собственности принадлежит жилой <адрес> (кадастровый номер №), что подтверждается договором купли-продажи жилого дома от 08 мая 2007 года, удостоверенным частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа ФИО5, а также свидетельством о государственной регистрации права, выданным 08 июля 2016 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08 апреля 2016 года сделана запись регистрации №.
Согласно указанному договору, истец приобрела в собственность жилой дом <адрес>, расположенный на земельном участке площадью 758 кв.м.
Из архивной справки № от 21 января 1994 года из решения № исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов следует, что собственнику строения № по <адрес>, в пользовании которого находится предоставленный в установленном порядке земельный участок площадью 246 кв.м был предоставлен мелкий земельный участок площадью 512 кв.м во временное пользование.
Как следует из распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 8161-РДЗ от 20 июня 2018 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приложение), расположенного по <адрес> площадью 756 кв.м, кадастровый квартал №.
Решением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя № от 11 февраля 2019 года истцу было отказано в постановке земельного участка площадью 756 кв.м на кадастровый учет, поскольку в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером №, расположенном: <адрес>, площадь которого 512 кв.м.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 5 названного Федерального закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В соответствии со статьей 7 данного Закона ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме и состоит из кадастра недвижимости; реестра границ; реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
Статьей 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в частности, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.
Согласно статье 66 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости; за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Главой 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регламентируется порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно статье 61 названного Федерального закона различаются техническая и реестровая (ранее - кадастровая) ошибки.
Как следует из пункта 1 статьи 617 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав.
В пункте 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ реестровая ошибка определяется как воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте - плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Процедура исправления кадастровой ошибки установлена Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278.
Как следует из содержания искового заявления и данных суду объяснений, истец обратилась в суд с требованием об исправлении кадастровой (реестровой) ошибки, ссылаясь на то, что принадлежащий ей объект недвижимого имущества – земельный участок площадью 512 кв.м был ошибочно внесен в Единый государственный реестр недвижимости, который чинит препятствия в регистрации всего объекта – земельного участка площадью 756 кв.м., согласно распоряжению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 8161-РДЗ от 20 июня 2018 года и решения № 19/1202 исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов. Единственным способом восстановления права является исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений об образованном объекте недвижимости с кадастровым номером № в судебном порядке.
При наличии достоверных данных, подтверждающих преждевременность внесения сведений об образованном объекте недвижимости с кадастровым номером №, что препятствует истцу осуществить регистрацию всего объекта – земельного участка площадью 756 кв.м., суд приходит к выводу о том, что необходимо принять меры к снятию земельного участка с кадастровым номером № с учета в Едином государственном реестре недвижимости в целях обеспечения достоверности содержащихся в реестре сведений и исключения нарушения прав заявителя в части последующей регистрации прав на объект недвижимого имущества.
Таким образом у суда имеются достаточные правовые основания в целях восстановления прав истца для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.01.2020.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –