Судья Сат А.Е. | Дело № 2-4395/2023 (33-1107/2023) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл | 22 августа 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Дулуша В.В.,
судей Баутдинова М.Т, Соскал О.М.,
при секретаре Бичике Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Кызыла в интересах Владимирова В.И. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка» г. Кызыла Республики Тыва» об обязании начислить и выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату по апелляционному представлению прокурора Дугер А.О. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 мая 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Кызыла К. в интересах Владимировой В.И. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка» г. Кызыла Республики Тыва» (далее – МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка») об обязании начислить и выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату. Указав, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка по обращению Владимировой В.И. о нарушении требований трудового законодательства при выплате заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений. Приказом № л/с от 1 июля 1991 года Владимирова В.И. принята на должность воспитателя МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка». В данном дошкольном учреждении Владимирова В.И. проработала до 31.05.2022, впоследствии уволена по собственному желанию. При этом в соответствии с п. 3.2.3 трудового договора, заключенного с Владимировой В.И., она имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, размер и условия которой определяются данным трудовым договором, с учетом квалификации работника, сложности труда, количества и качества выполненной работы. Считает, что Владимирова В.И. приобрела в период действия трудового договора право на выплату по Указу Президента Российской Федерации № 597. Вместе с тем, при увольнении Владимировой В.И. со стороны работодателя при произведении окончательного расчета денежная сумма в целях доведения ее средней заработной платы за отработанный период с 01.01.2022 по 29.07.2022 до средней заработной платы в сфере общего образования, не выплачена. Так, согласно представленным расчетным листкам Владимировой В.И. в январе 2022 года получена заработная плата в размере 31 205,6 рублей, в феврале 2022 года – 31 205,6 рублей, в марте 2022 года – 27 171,36 рублей, в апреле 2022 года – 28 804,95 рублей, в мае 2022 года – 28 804,95 рублей. При этом средний уровень заработной платы по дошкольным образовательным учреждениям в 2022 году в Республике Тыва составил 41 600 рублей. С учетом изложенного, Владимировой В.И. не доначислена и не выплачена заработная плата за январь 2022 года – 10 394,4 рублей, за февраль 2022 года – 10 394,4 рублей, за март 2022 года – 14 428,64 рублей, за апрель 2022 года – 12 795,05 рублей, за май 2022 года – 12 795,05 рублей. Всего за период с января по май 2022 года Владимировой В.И. не доначислено и не выплачено 60 807,54 рублей. 22 февраля 2023 года прокуратурой г. Кызыла директору МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка» вносилось представление, однако нарушение трудовых прав Владимировой В.И. не устранено. Просил обязать МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка» с момента вступления в законную силу решения суда начислить и выплатить Владимировой В.И. не доначисленную и невыплаченную заработную плату за период с января по май 2022 года в размере 60 807,54 рублей.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 мая 2023 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора г. Кызыла Дугер А.О. просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования, указывая на то, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, размер и условия которой определяются данным трудовым договором, с учетом квалификации работника, сложности труда, количества и качества выполненной работы. Право на выплату по Указу Президента РФ №597 Владимирова В.И. приобрела в период действия трудового договора. Вывод суда о том, что заявленные прокуратурой требования являются выплатой стимулирующего характера и производится работодателем при наличии определенных условий в пределах фонда оплаты труда, несостоятельны. По Указу Президента РФ № средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений доводится до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе и является недоначисленной и невыплаченной заработной платой.
В возражении на апелляционное представление представитель ответчика МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка» Павлова М.П. просила решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Хертек С.Ч. и истец Владимирова В.И. поддержали апелляционное представление.
Представитель ответчика МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка» Павлова М.П. с апелляционной жалобой не согласилась.
Представитель третьего лица Департамента по образованию мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил. Гражданское дело рассмотрено по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражения на него, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом ясли-сада № от 1 июля 1991 года № Владимирова В.И. принята на работу ** с 1 июля 1991 года.
В соответствии с трудовым договором от 1 июля 1991 года Владимирова В.И. принимается на работу на должность воспитателя, работодатель обязуется своевременно и в полном объеме выплачивать причитающуюся работнику заработную плату в соответствии с условиями трудового договора.
Приказом МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка» от 31 мая 2022 года № действие трудового договора от 01 июля 1991 года прекращено, Владимирова В.И. уволена с 31 мая 2022 года с должности воспитателя на основании п. 3 ст. 77 ТК РФ, по инициативе сотрудника.
Приказом МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка» от 25 декабря 2022 года №А в данном ДОУ создана Комиссия по распределению единовременной выплаты педагогическим работникам за 2022 год.
Из протокола № от 26 декабря 2022 года заседания Совета ДОУ следует, что рассматривался вопрос распределения единовременной выплаты педагогическим работникам за 2022 год. Среди педагогических работников, которым решено выплатить данную единовременную выплату, фамилия истца отсутствует.
Приказом МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка» от 26 декабря 2022 года № произведены единовременные выплаты педагогическим работникам, согласно списку, утвержденному Комиссией по распределению единовременной выплаты педагогическим работникам за 2022 год.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что недоначисленная и невыплаченная заработная плата, о которой указывает истец, в связи с ее увольнением не предусмотрена. Выплата, по поводу которой возник спор, не нарушает права истца на гарантированное вознаграждение за труд, к гарантиям и компенсациям, подлежащим реализации при увольнении работника не относится, выходным пособием не является и не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей, не предусмотрена действующей у ответчика системой оплаты труда работников. Единовременная выплата, распределявшаяся среди педагогических работников в конце 2022 года не являлась гарантированной, отнесена к выплатам стимулирующего характера и производится работодателем при наличии определенных условий в пределах фонда оплаты труда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй статьи 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики предписано Правительству Российской Федерации принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев, в частности, доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.
Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 г.г.
Согласно Методике расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся Приложением N 5 к Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 г.г., утвержденной указанным распоряжением Правительства Российской Федерации, показатель средней заработной платы по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде.
Разделом IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 г.г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, предусмотрено, что достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 для соответствующей категории работников.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на момент начисления работникам МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка» единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента 7 мая 2012 г. № 597, истец Владимирова В.И. в дошкольном учреждении не работала, 31 мая 2022 года она уволилась по собственному желанию. В период работы истцу своевременно начислялась заработная плата, в соответствии с установленным трудовым договором окладом, стажем и фактически отработанным временем. После увольнения истца, трудовые отношения с работодателем прекращены, оснований для взыскания единовременных выплат, которые были начислены и выплачены другим работникам, работавшим у ответчика, после увольнения истца, не имеется. Истец не вправе претендовать на начисление и выплату ей указанных выплат. В период работы истца в МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка» единовременная выплата работникам не начислялась, какой-либо задолженности перед работниками по указанной выплате, у ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах, ответчик надлежащим образом исполнил обязанность по своевременной и полной выплате истцу заработной платы, произведя ее начисление в соответствии с положениями трудового договора, действующими у работодателя локальными актами, регулирующими вопросы оплаты труда работников МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 39 «Сказка», исходя из квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований для доначисления и выплаты заработной платы истцу за период с января по май 2022 года, не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение трех месяцев.
Председательствующий
Судьи