Дело № 2-2751/2024
УИД 44RS0001-01-2024-004127-79
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Дурневой ЛВ к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности организовать обеспечение медицинскими изделиями,
установил:
Шарьинский межрайонный прокурор Костромской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Дурневой Л.В., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности организовать обеспечение медицинскими изделиями. В обоснование требований указал, что межрайонной прокуратурой по обращению Дурневой Л.В. проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой установлено, что Дурнева Л.В., <дата> года рождения, с <дата> состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.» с диагнозом .... В соответствии с установленным диагнозом врачом-эндокринологом Дурневой Л.В. назначено лечение с применением соответствующих лекарственных препаратов. Кроме того, Дурневой Л.В. в связи с наличием указанного заболевания необходим контроль уровня сахара в крови не менее 1 раза в сутки и 1 гликемический профиль 4 раза в сутки (потребность 10 тест-полосок в неделю) с использованием глюкометра «Сателлит Экспресс», поскольку у пациента в использовании имеется только указанный глюкометр. Согласно реестров выписанных рецептов, представленных ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.», ГУП «Костромская аптечная база», Дурнева Л.В. тест-полосками для проведения диагностики уровня сахара в крови не обеспечивалась. В связи с отсутствием медицинских изделий в аптечном пункте рецепты на медицинские изделия вписывались не всегда. Вместе с тем при формировании лечебная учреждением ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.» ежегодной заявки, направляемой в департамент здравоохранения Костромской области, указывалась потребность Дурневой Л.В. тест-полосками к глюкометру «Сателлит Экспресс». С учетом изложенного, ссылаясь на ненадлежащую организацию обеспечения медицинскими изделиями, Шарьинский межрайонный прокурор Костромской области просит возложить на департамент здравоохранения Костромской области обязанность организовать бесперебойное обеспечение Дурневой Л.В., <дата> года рождения, уроженки <адрес>, медицинскими изделиями в виде тест-полосок к глюкметру в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.».
В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Орлова Л.В., действовавшая по поручению Шарьинского межрайонного прокурора Костромской области, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Материальный истец Дурнева Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Ответчик департамент здравоохранения Костромской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении судебного разбирательства, рассмотрении в отсутствие представителя не просил.
На основании ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Третье лицо ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Понятие медицинских изделий закреплено в части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, согласно которой медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний, включающий, в том числе, сахарный диабет.
Данное заболевание поименовано и в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890, в соответствии с которым при амбулаторном лечении сахарного диабета по рецептам врачей бесплатно отпускаются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Перечень категорий заболеваний при лечении которых лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются бесплатно за счет средств регионального бюджета Костромской области, утвержден приказом департамента здравоохранения Костромской области от <дата> № «О порядке информационного обмена в системе обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального и регионального бюджетов на территории Костромской области». В соответствии с этим перечнем диабет сахарный определен в качестве заболевания, при лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики предоставляются бесплатно.
При этом Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 декабря 2007 года № 748, определено обеспечение граждан, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом, изделиями медицинского назначения – тестами для определения глюкозы крови к глюкометру, шприц-ручками для введения инсулина и инъекционными иглами к шприц-ручкам.
Таким образом, к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, к такому виду помощи относится контроль уровня глюкозы в крови. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как глюкометр, невозможно без расходных материалов к нему, являющихся составной частью системы контроля уровня глюкозы в крови и требующих периодической замены.
Постановлением Правительства РФ от <дата> № была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на <дата> и на плановый период <дата> и <дата> (далее – Программа).
Разделом V Программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Согласно разделу VII Программы территориальная программа государственных гарантий в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированный в объеме не менее объема, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях (субъект Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, вправе предусмотреть возмещение субъекту Российской Федерации, в котором гражданин фактически пребывает, затрат, связанных с его обеспечением наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, в рамках межбюджетных отношений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на <дата> и на плановый период <дата> годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2023 года № 2353.
По смыслу приведенных правовых норм федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, Дурнева Л.В., <дата> года рождения, с <дата> состоит на учете в ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.» с диагнозом ...
Таким образом, Дурнева Л.В. страдает заболеванием, входящим в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а потому истец должна быть бесплатно обеспечена лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в необходимом объеме.
Судом установлено, что лечащим врачом-эндокринологом ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.» Дурневой Л.В. в связи с имеющимся у нее заболеванием рекомендован контроль уровня глюкозы в крови не менее 1 раза в сутки и 1 гликемический профиль 4 раза в сутки.
В целях обеспечения Дурневой Л.В. медицинскими изделиями ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. Каверина В.Ф.» направлялась в департамент здравоохранения Костромской области ежегодная заявка на <дата> и <дата> об организации поставки тест-полосок Сателлит Плюс, №.
<дата> и <дата> лечащим врачом-эндокринологом Дурневой Л.В. выданы рецепты на получение тест-полосок Сателлит Плюс, №, которые переданы на отсроченное обслуживание.
Из материалов дела усматривается, что тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови Дурневой Л.В. в <дата> и истекшем периоде и <дата> не выдавались.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от <дата> №, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.
Принимая во внимание, что ходе судебного разбирательства факт того, что Дурнева Л.В. тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови не обеспечена, нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу о том, что невыполнение департаментом здравоохранения Костромской области, как органом исполнительной власти Костромской области, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения, возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
В этой связи, учитывая, что Дурнева Л.В. вправе получать социальную поддержку от государства в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, что тест-полоски требуются истцу в связи с имеющимся у нее заболеванием «сахарный диабет», суд полагает, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований Шарьинского межрайонного прокурора Костромской области и возложения на ответчика обязанности организовать обеспечение Дурневой Л.В. тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Дурневой ЛВ удовлетворить.
Обязать департамент здравоохранения Костромской области (ОГРН №) организовать обеспечение Дурневой ЛВ, <дата> года рождения, (паспорт №) медицинскими изделиями – тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.
Ответчик вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать в Свердловский районный суд г. Костромы заявление об отмене решения, в котором должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.В. Сопачева
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2024.