Судья Копылова Е.М. Дело № 33а-4620/2021
УИД 22RS0011-02-2020-002514-71
№ 2а-43/2021 (2а-2351/2020) (в 1 инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Титовой В.В.,
судей Зацепина Е.М., Копцевой Г.В.
при секретаре Семеновой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 04 марта 2021 года по административному делу по административному иску М., К. к Администрации города Рубцовска Алтайского края о возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
установила:
К., М. обратились в суд с административным иском к Администрации города Рубцовска, в котором просили возложить на Администрацию города Рубцовска обязанность:
- оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов напротив жилого дома <адрес>, а именно: обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений, обеспечить освещение площадки в темное время суток;
- установить стенд с нанесением на нем информации способом, обеспечивающим ее механическую стойкость, о лице, на которое возложена ответственность за состояние, содержание контейнеров накопления отходов, контактном номере телефона указанного лица, номере контейнерной и/или бункерной площадки, где размещены контейнеры и/или бункеры, графике вывоза отходов, виде отходов, которые подлежат помещению в данный контейнер или бункер, адреса жилых домов, жители которых эксплуатируют данную контейнерную и/или бункерную площадку, наименование индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые пользуются данной контейнерной и/или бункерной площадкой, наименование специализированной организации, осуществляющей вывоз отходов из контейнера с указанием юридического адреса и контактного номера телефона;
- обеспечить ежедневную уборку контейнерной площадки напротив жилого дома <адрес>.
В обоснование требований указано, что К., является собственником квартиры <адрес>, М. – квартиры *** в том же доме. В настоящее время названный жилой дом обслуживает ООО «УК «Легион». На земельном участке напротив дома <адрес> расположена контейнерная площадка, на которой установлено 5 контейнеров для сбора мусора, территория площадки имеет ограждение металлическим профлистом, мусорные баки (контейнеры) переполнены. Вне контейнеров находятся отходы (пластиковые бутылки, упаковки от пищевых продуктов, полиэтиленовые пакеты с пищевыми отходами, картонные коробки, елки) – свалка мусора размером примерно 10х20 м. К контейнерной площадке отсутствует асфальтирование, не обеспечено освещение подъезда к месту установки контейнеров. Кустарниковые насаждения вокруг площадки отсутствуют. Администрация города Рубцовска обязана оборудовать место для сбора мусора и бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 04 марта 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично.
На Администрацию города Рубцовска возложена обязанность оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов, расположенную северо-западнее многоквартирного жилого дома <адрес>, а именно выполнить следующие работы: осуществить устройство по периметру контейнерной площадки ограждения из зеленых насаждений (кустарников); осуществить монтаж светильника СДО-5-10 (потребляемая мощность – 10 Вт, световой поток - 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне земли, на опоре в количестве 1 шт.; соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3х1,5, 0,6 кВ на открытом воздухе или траншее (глубина заложения 0,7 м). Точка подключения указанного светильника должна быть определена путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами *** и *** по <адрес>, Администрацией города Рубцовска и энергоснабжающей организацией; обеспечить размещение на указанной контейнерной площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике контейнерной площадки.
Срок исполнения установлен до 15 июня 2021 года.
С Администрации города Рубцовска в пользу ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» взысканы расходы за проведение судебной экспертизы в сумме 28 800 рублей.
С Администрации города Рубцовска в пользу М., К. взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей, почтовые расходы в сумме 19,70 рублей, всего 319,70 рублей в равных долях.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация города Рубцовска просит отменить решение суда в части удовлетворения требований. В обоснование жалобы указано, что в соответствии с постановлением Администрации города Рубцовска от ДД.ММ.ГГ *** многоквартирный дом, жители которого осуществляли складирование ТКО на спорной контейнерной площадке, был исключен из реестра мест (площадок) накопления ТКО г. Рубцовска в связи с отсутствием согласования пользования контейнерной площадкой управляющей компанией. Администрация города Рубцовска не является лицом, ответственным за содержание контейнерных площадок, какого-либо договора на оказание услуг по обращению ТКО с потребителями не заключала, в связи с чем не обязана размещать информацию на контейнерной площадке. Обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в управлении, действующим законодательством возложена на управляющие организации. Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве ответчика ООО «УК «Легион», которое обслуживает дом по <адрес>, так как управляющая компания взимает плату за содержание места (площадки) накопления ТКО в соответствии с санитарными нормами. Эксперт в заключении и суд ссылаются на санитарные нормы и правила, которые утратили силу. Оставлена без внимания позиция Верховного Суда Российской Федерации о том, что суд не вправе обязать участника дела оплатить расходы на проведение экспертизы, если она состоялась по инициативе суда. Взыскание судебных расходов на оплату государственной пошлины осуществлено преждевременно, так как решение суда не вступило в законную силу.
В письменных возражениях представитель истцов С. просит об оставлении решения суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель административного ответчика Администрации города Рубцовска Р.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав пояснения представителя административного ответчика Администрации города Рубцовска Р., подержавшую жалобу, допросив эксперта К., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (нарушение или неправильное применение норм материального права).
Согласно пунктам 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 приведенного Федерального закона накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, вступившим в силу с 01 января 2019 года, утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Согласно пунктам 2 и 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из содержания пункта 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 24 июля 2017 года № 272, следует, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО.
Места (площадки) накопления ТКО создаются и содержатся органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Из изложенных норм следует, что бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Лицо, ответственное за содержание мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок (пункт 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, пункт 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края).
В силу пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10 июня 2010 года № 64 (зарегистрировано в Минюсте России 15 июля 2010 года № 17833) (введено в действие с 15 августа 2010 года и утратило силу с 01 марта 2021 года), для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Согласно пункту 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88, применявшихся с 15 августа 2010 года в части, не противоречащей СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», признанных недействующими постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 декабря 2020 года № 42 «О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов СССР», на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В соответствии с пунктами 3.7.4, 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений; мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
Как следует из материалов дела, К., является собственником квартиры <адрес>, М. – квартиры *** в том же доме.
Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО г. Рубцовска, размещенному на официальном сайте Администрации города Рубцовска, собственником контейнерной площадки по адресу: <адрес>.
Многоквартирный дом <адрес> был включен в перечень домов, жителями которых используется контейнерная площадка по адресу: <адрес>. Данный дом был исключен из реестра мест (площадок) накопления ТКО города Рубцовска на основании постановления Администрации города Рубцовска от 14 января 2021 года № 37 «Об исключении из Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов города Рубцовска Алтайского края домов и их земельных участков».
Вместе с тем жители вышеуказанного жилого дома продолжают фактически пользоваться данной контейнерной площадкой.
Согласно заключению *** от ДД.ММ.ГГ, составленному экспертами ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы», указанная контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, находящаяся северо-западнее многоквартирного жилого дома <адрес>, расположена на землях общего пользования муниципального образования – город Рубцовск (ул. Северная). Также экспертом установлено, что контейнерная площадка, находящаяся северо-западнее многоквартирного жилого дома № <адрес>, частично не соответствует требованиям действующих строительных и санитарных норм и правил, а именно:
конструкция ограждения исследуемой контейнерной площадки частично нарушает требования пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 3.7.4 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», пункта 2.13 «Правил благоустройства города Рубцовска», «Рекомендаций по выбору методов и организации удаления бытовых отходов» (заполнение ограждения большей секции исследуемой контейнерной площадки частично отсутствует; какие-либо зеленые насаждения (кустарники) по периметру указанной площадки отсутствуют, требуется – их наличие);
освещение исследуемой контейнерной площадки нарушает требования пункта 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 7.5.4.1 СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СПиН 23-05-95*», пункта 3.7.1 МКД 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (какое-либо освещение исследуемой контейнерной площадки отсутствует, требуется – его наличие, требуемая средняя горизонтальная освещенность на покрытии – не менее 2,0 лк).
Для приведения контейнерной площадки, находящейся северо-западнее многоквартирного жилого дома <адрес>, в соответствие с требованиями действующих строительных и санитарных норм и правил необходимо выполнить следующие работы:
восстановление заполнения ограждения большей секции исследуемой контейнерной площадки профилированными стальными листами высотой 2,0 м;
установка железобетонных или стальных опор в количестве 1 шт.;
монтаж светильника СДО-5-10 (потребляемая мощность – 10 Вт, световой поток 800 лм) или светильника с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне земли, на опоре в количестве 1 шт.;
соединить смонтированный светильник и точку подключения кабелем марки ВБбШв 3х1,5, 0,6 кВ на открытом воздухе или траншее (глубина заложения 0,7 м). Точка подключения указанного светильника должна быть определена путем согласования между организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами *** и *** по <адрес>, Администрацией города Рубцовска и энергоснабжающей организацией.
Кроме того, согласно заключению эксперта контейнерная площадка имеет бетонное покрытие.
Проанализировав приведенные выше нормы и обстоятельства дела, суд первой интенции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части требований об осуществлении устройства по периметру контейнерной площадки ограждения из зеленых насаждений (кустарников); осуществлении монтажа светильника, размещения на контейнерной площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике контейнерной площадки, поскольку спорная контейнерная площадка предъявляемым требованиям не соответствует. При этом судом принято во внимание, что выполнение указанных действий входит в обязанности органа местного самоуправления, поскольку в рассматриваемом случае контейнерная площадка расположена на земельном участке, не входящем в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а именно: на землях общего пользования муниципального образования – город Рубцовск.
Вместе с тем при принятии решения судом оставлено без внимания, что на момент рассмотрения дела (04 марта 2021 года) СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» утратили силу в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача России от 04 декабря 2020 года № 42 «О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов СССР» и Постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1631 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора» соответственно.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 года № 62297) утверждены и введены в действие с 01 марта 2021 года санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно пункту 3 данных санитарных правил и норм контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Следовательно, с ДД.ММ.ГГ обязательное устройство по периметру контейнерной площадки ограждения из зеленых насаждений (кустарников) не предусмотрено.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (МДК 2-03.2003), на которые имеется ссылка в заключении эксперта, в пункте 3.7.4 указывают на то, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. То есть данный акт не содержит требований об обязательном размещении вокруг площадки кустарниковых насаждений, а лишь допускает такую возможность.
Подпункт «б» пункта 2.13 Правил благоустройства города Рубцовска, утвержденных решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15 октября 2009 года № 266, предусматривает установку мусоросборников всех типов на бетонированной или асфальтированной площадке с обязательным ограждением ее бетонными плитами или металлическим профилированным листом на высоту не менее двух метров. То есть также не содержит требований об ограждении площадки кустарниковыми насаждениями по периметру.
При таких обстоятельствах судом на административного ответчика не могла быть возложена обязанность осуществить устройство по периметру контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов ограждения из зеленых насаждений (кустарников). Решение суда в этой части нельзя признать законным.
Требования относительно освещения контейнерной площадки, ранее содержавшиеся в пункте 2.12 и в приложении № 1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», с 01 марта 2021 года предусмотрены пунктом 148 и таблицей 5.56 санитарных правил и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2. Оснований не согласиться с выводами суда в этой части судебная коллегия не имеет.
Вопреки доводам жалобы, в рассматриваемом случае обустройство места (площадки) накопления ТКО в соответствии с требованиями законодательства правомерно возложено на Администрацию города Рубцовска.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с постановлением Администрации города Рубцовска от 14 января 2021 года № 37 многоквартирный дом, жители которого осуществляли складирование ТКО на спорной контейнерной площадке, был исключен из реестра мест (площадок) накопления ТКО г. Рубцовска в связи с отсутствием согласования пользования контейнерной площадкой управляющей компанией, были оценены судом первой инстанции и правомерно отклонены. Исключение жилого дома из реестра мест накопления ТКО не освобождает администрацию от исполнения соответствующей обязанности по оборудованию места (площадки) накопления ТКО. Данный факт не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований. Жители указанного жилого дома продолжают фактически пользоваться этой контейнерной площадкой.
Ссылки в жалобе на то, что требование о размещении информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки не основано на нормах действующего законодательства, не принимаются, поскольку размещение таблички лицом, отвечающим за содержание контейнерной площадки, предусмотрено приведенными выше положениями пункта 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами и пункта 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края.
Утверждение в жалобе о том, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве ответчика ООО «УК «Легион», которое обслуживает дом по <адрес>, не принимается, поскольку по делу установлено и заключением эксперта подтверждено, что спорная контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов расположена на землях общего пользования муниципального образования – город Рубцовск.
Ссылки в жалобе на то, что суд не вправе обязать участника дела оплатить расходы на проведение экспертизы, если она состоялась по инициативе суда, не влекут отмену решения в этой части, поскольку в рассматриваемом случае экспертиза была назначена не по инициативе суда, а по ходатайству представителя административного истца.
Учитывая, что административные исковые требования удовлетворены, истцами экспертиза оплачена не была, положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек при разрешении иска неимущественного характера применению не подлежат (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»), данные расходы обоснованно взысканы в пользу экспертной организации с административного ответчика в полном объеме.
Доводы жалобы о том, что взыскание судебных расходов на оплату государственной пошлины осуществлено преждевременно, так как решение суда не вступило в законную силу, не основаны на положениях Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем признаются несостоятельными. В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Согласно пункту 4 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать, в том числе, указание на распределение судебных расходов.
При таком положении судебные расходы обоснованно распределены судом при принятии решения.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части возложения на Администрацию города Рубцовска обязанности осуществить устройство по периметру контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, расположенной северо-западнее многоквартирного жилого дома <адрес>, ограждения из зеленых насаждений (кустарников) с принятием по делу в данной части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 04 марта 2021 года отменить в части возложения на Администрацию города Рубцовска Алтайского края обязанности осуществить устройство по периметру контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, расположенной северо-западнее многоквартирного жилого дома № 022 по ул. Октябрьская в г. Рубцовске, ограждения из зеленых насаждений (кустарников).
Принять по делу в данной части новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Уточнить абзац 4 резолютивной части решения, установив срок исполнения до 30 сентября 2021 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Рубцовска Алтайского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи