Дело №2а-662/2021
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Павлово 23 апреля 2021 года
Павловский городской суд Нижегородской области (Нижегородская область, г. Павлово, ул. Крупской, д.7) в составе судьи Павлычевой С.В.,
при секретаре Киселевой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Подгороднева И. В. к администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в согласовании самовольно выполненного переустройства (перепланировки) и сохранения помещения в существующем состоянии, решения об отказе в выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего выполненное переустройство (перепланировку), обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально Подгороднев И.В. обратился в Павловский городской суд с административным исковым заявлением к администрации Павловского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в согласовании самовольно выполненного переустройства (перепланировки) и сохранения помещения в существующем состоянии, решения об отказе в выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего выполненное переустройство (перепланировку), обязании устранить допущенные нарушения.
Определением Павловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. установлено процессуальное правопреемств путем замены стороны ответчика с администрации Павловского муниципального района Нижегородской области на администрацию Павловского муниципального округа Нижегородской области.
В обоснование заявленных требований указал, что истец, является собственником жилого помещения (квартиры), находящейся по адресу: <адрес>
В указанной квартире, административным истцом без согласования с уполномоченными органами были выполнены следующие виды переустройства (перепланировки):
-демонтированы перегородки между прихожей, жилыми комнатами, гостиной;
-демонтированы перегородки между жилыми комнатами, между жилой комнатой, гостиной;
-демонтировано половое покрытие, выполнено заглубление уровня пола путем выкапывания земли;
-выполнено устройство бетонного пола;
-на кирпичных сводах потолка трещины загерметизированы монтажной пеной;
-внутри стены квартиры частично оштукатурены;
-несущие стены укреплены металлическими конструкциями (швеллер, двутавр);
-демонтированы трубы системы отопления в квартире.
Согласно техническому заключению по обследованию строительных конструкций, подготовленному Павловским отделением казенного предприятия «Нижтехинвентаризация»- БТИ Нижегородской области» ДД.ММ.ГГГГ, «выполненная перепланировка помещения №, расположенного по адресу: <адрес>, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, не превышает предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом, нормами и правилами действующего законодательства».
Кроме того, из содержания указанного заключения усматривается, что наружные ограждающие конструкции остались без изменений, прочность характеристики конструктивных элементов сохранены, снос не несущих внутренних перегородок, демонтаж полового покрытия, укрепление стен металлическими конструкциями (швеллер, двутар) не являются реконструкцией, данный вид работы не влечет за сбой изменение границ, расширение объекта капитального строительства, не влияет на прочность, устойчивость и безопасность здания, все системы инженерного оборудования работают в обычном режиме.
Согласно заключению Главного государственного санитарного врача в Павловском, Вачском, Сосновском районах Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № произведенная перепланировка не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, выполненные работы не противоречат требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», с изменениями и дополнениями №1 СанПин 2.1.2.2801-10 и требованиям СанПиН 2.12.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию Павловского муниципального района Нижегородской области с заявлением о сохранении вышеуказанного жилого помещения в перепланированном состоянии. К заявлению были приложены вышеуказанные заключения, подтверждающие соответствие выполненной перепланировки установленным нормам и правилам, однако в удовлетворении этого заявления административным ответчиком было отказано на основании пункта 1 статьи 28 ЖК РФ, согласно котрому завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии, а этот акт, по мнению ответчика, не может быть составлен ввиду того, что его составление противоречило бы Постановлению администрации Павловского муниципального района от 28 апреля 2014 года №132.
Решение административного ответчика об отказе признать проведенную перепланировку соответствующей закону и о выдаче соответствующего документа является необоснованным.
Просит признать незаконным решение административного ответчика об отказе в согласовании самовольно выполненного переустройства (перепланировки) и сохранения помещения в существующем состоянии.
Признать решение об отказе в выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего выполненное переустройств (перепланировку), обязав административного ответчика устранить допущенные им нарушения.
Административный истец Подгороднев И.В., его представитель Бабушкин С.Б., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Административный ответчик администрация Павловского муниципального округа Нижегородской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направили в суд письменный отзыв, который приобщен к данному административному делу.
Заинтересованные лица, М. И. В.., М. С. Ю.., У. Г. А.., М. Д. И.., Х. А. Е.., Б. А. А.., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, оценив, согласно ст., ст.60, 61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
В соответствии с п.п.1,2 ст.22 Жилищного кодекса РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно положениям ст.23 Жилищного кодекса РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно положению о межведомственной комиссии при администрации Павловского муниципального района Нижегородской области по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, переустройству и (или) перепланировке жилых помещений, утвержденного Постановлением администрации Павловского муниципального района от 28.08.2014 года №132, полномочия по принятию решений о переводе помещений из одной категории в другую на территории Павловского района осуществляет межведомственная комиссия. Функции по приемке выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке и выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства и (или) перепланировки также осуществляет межведомственная комиссия.
Согласно положениям ст.23 Жилищного кодекса РФ, для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных, и муниципальных услуг представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если
переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве
жилого или нежилого помещения).
Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений.
В соответствии с ч.5 ст.23 Жилищного кодекса РФ, орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти,
Согласно ч.8 ст.23 ЖК РФ, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или") перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Из приведенных норм права следует, что приступить к выполнению каких-либо строительно-монтажных работ собственник переводимого помещения может только после получения уведомления о принятом положительном решении уполномоченного органа.
Кроме того, ч.1 ст.22 ЖК РФ также говорит о том, что при переводе помещений из одной категории в другую должны соблюдаться и иные требования настоящего Кодекса так или иначе имеющие отношение к процедуре перевода помещений.
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения (пункт 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п.1 ст.30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Судом установлено, что в соответствии со свидетельством государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Подгороднев И.В. является собственником квартиры в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, общей площадью 72,3 кв.м., запись регистрации №.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Подгородневым И.В. в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области было подано заявление о сохранении жилого помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии.
По результатам рассмотрения обращения Подгороднева И.В., администрацией Павловского муниципального района Нижегородской области было отказано.
В соответствии с ч.8,9 ст.23 ЖК РФ, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, уведомление о переводе, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в уведомлении.
Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с ч.1 ст.22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Однако перевод жилого помещения в нежилое был осуществлен заявителем перед тем, как обратиться в орган местного самоуправления для получения соответствующего разрешения, что подтверждается материалами дела.
Следовательно, требования ст.26 ЖК РФ «Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» Подгородневым И.В. были нарушены.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить следующее.
Согласно п.1 ст.290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу пункта 3,4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Пунктом 1 ст.247 ГК РФ, пунктом 2 ст.36 ЖК РФ установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.2 ст.40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, пунктами 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения любой реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 8 статьи 23 Жилищнго кодекса Российской Федерации, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Согласно ч.1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Также, в соответствии с п.1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена выдача данного акта в обход установленного порядка проведения процедуры перепланировки и (или) переустройства, либо выдача данного акта при выявлении факта самовольной перепланировки для узаконивания помещения в перепланированном виде.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь приведенными положениями закона, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Подгороднева И.В. является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст., ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Подгороднева И. В. к администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в согласовании самовольно выполненного переустройства (перепланировки) и сохранения помещения в существующем состоянии, решения об отказе в выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего выполненное переустройство (перепланировку), обязании устранить допущенные нарушения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб, представления через суд первой инстанции.
Судья: С.В. Павлычева
Мотивированное решение изготовлено 17.05.2021 года.
Судья: С.В.Павлычева