Судья Топоров А.А. дело №33-7583/24 (2-684/2024)
УИД 22RS0068-01-2023-007523-66
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 августа 2024 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре |
Кузнецовой С.В., Владимировой Е.Г., Алешко О.Б., Земских В.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 апреля 2024 года по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Владимировой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее – Управление) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском, в котором просили обязать комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула обеспечить кратность проведения уборки места (площадки) накопления твердыми коммунальными отходами, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п. 8 п. 10 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 путем внесения дополнения в контракт от ДД.ММ.ГГ № на оказание услуг по содержанию контейнерных площадок индивидуальной жилой застройки в г. Барнаул, а именно пункта «контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае ее загрязнения при погрузке должна быть очищена от отходов».
В обоснование требований указано, что к ним в Управление неоднократно поступали обращения граждан по вопросу несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований предъявляемых к содержанию контейнерной площадки жителей индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>.
Балансодержателем указанной площадки является комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула.
Истцом в адрес ответчика было неоднократно объявлено предостережение о недопустимости нарушений требований по надлежащему содержанию контейнерной площадки по указанному адресу.
Согласно протоколам осмотра указанной площадки от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ она захламлена твердыми коммунальными и крупногабаритными отходами после вывоза ТКО.
Таким образом, ответчиком не обеспечено проведение уборки по очистке контейнерной площадки по адресу: <адрес> после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз по мере необходимости, согласно кратности установленной контактом, что приводит к нарушениям требований санитарного законодательства п.8,10 СанПиН 2.1.3684-21.
Решением Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края от 24 апреля 2024 года исковые требования удовлетворены частично.
Возложена на комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула обязанность обеспечить кратность проведения уборки места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п.8, п.10 раздела II СанПиН 2.1.3684-21.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что согласно муниципального контракта от ДД.ММ.ГГ № (приложение №1) зачистка прилегающих территорий к контейнерной площадке в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ осуществляется не менее <данные изъяты> раз в месяц ручным способом и не менее <данные изъяты> раз в месяц предусмотрен вывоз мусора с прилегающей территории на расстоянии 3 метров по периметру от контейнерных площадок, контейнеров.
В случае возникновения необходимости комитет подает заявку с указанием адресов контейнерных площадок для их зачистки. Срок оказания услуги не позднее следующего дня с даты направления заявки.
В ходе неоднократных осмотров контейнерной площадки по спорному адресу комитетом установлено, что большая часть складируемых на площадке отходов образуется от работ на приусадебных участках частного сектора, которые не относятся к ТКО и должны вывозиться жителями самостоятельно.
Кроме того, судом не учтено, что СанПиН 2.1.3684-21 не устанавливает кратность уборки мест накопления твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для установления кратности проведения уборки места накопления твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке по спорному адресу не имеется.
В возражениях на жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика на доводах жалобы настаивал, представитель истца просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с принятым судом решением, исходя из следующего.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа Барнаула Алтайского края местом временного хранения отходов для жителей индивидуальной жилой застройки в <адрес> является контейнерная площадка, размещенная по адресу: <адрес>, балансодержателем которой является ответчик комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула.
В связи с жалобами жителей в адрес ответчика ДД.ММ.ГГ вынесено предостережение о недопустимости нарушения требований №, и предложено обеспечить надлежащее содержание контейнерных площадок по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 №52 и СанПиН 2.1.3684-21.
В Управление повторно поступили аналогичные обращения граждан.
В соответствие с актом осмотра от ДД.ММ.ГГ контейнерная площадка по адресу <адрес> загрязнена твердыми коммунальными и крупногабаритными отходами.
ДД.ММ.ГГ в адрес ответчика было объявлено повторное предостережение.
Обращения граждан по вопросу несоответствия санитарному состоянию контейнерной площадки расположенной по адресу: <адрес> в Управление поступали ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ в адрес ответчика было вновь объявлено предостережение о недопустимости нарушения требований санитарного законодательства.
Специалистами Управления неоднократно (ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ) были проведены выездные обследования площадки, по результатам которых были составлены протоколы осмотра, из которых следует, что площадка загрязнена твердыми коммунальными и крупногабаритными отходами.
Согласно проекту муниципального контракта № на услуги по содержанию контейнерных площадок индивидуальной жилой застройки в г. Барнауле от ДД.ММ.ГГ, заключенному между муниципальным образованием городским округом – город Барнаул в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству г. Барнаула и АО «ЭКО-Комплекс» (исполнитель), его предметом является выполнение исполнителем услуг по содержанию контейнерных площадок индивидуальной жилой застройки в г.Барнауле, утвержденных в Приложение №1 в указанному контракту.
Аналогичный контракт заключен на период <данные изъяты> года за номером №. Контейнерная площадка по спорному адресу входит в перечень территории индивидуальной жилой застройки предусмотренной в рамках данного контракта.
Согласно информации представленной АО «ЭКО-Комплекс» в материалы дела, в соответствие с техническим заданием муниципального контакта на услуги по содержанию контейнерных площадок индивидуальной жилой застройки в г. Барнауле от ДД.ММ.ГГ №, АО «ЭКО-Комплекс»в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес> оказывало услуги по вывозу мусора с контейнерной площадки механизировано, очистке мест размещения контейнерных площадок, контейнеров, бункеров-накопителей и прилегающих территорий к площадкам, контейнерам и бункерам-накопителям на расстоянии не менее 3 метров по периметру вручную от мусора с кратностью: - зимний период (январь, февраль, март) – 2 раза в месяц (но не более 6 раз за период); - летний период (апрель, май, июнь, июль, августа, сентябрь) не менее 8 раз в месяц (не менее 48 раз за период).
Из показаний свидетеля В.И.В. следовало, что уборка контейнерной площадки происходит непостоянно, в зимний период времени 1 раз в 2 месяца, при проведении уборки механизированным способом происходит распространение мусора по пути следования.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства по делу, пришел к выводу, что доводы истца об отсутствии надлежащей организации уборки места накопления твердых коммунальных отходов, по адресу: <адрес> подтверждаются совокупностью представленных по делу доказательств. Поскольку было установлено наличие нарушений санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, суд удовлетворил требования истца о возложении на ответчика обязанности по обеспечению кратности проведения уборки места (площадки) накопления твердыми коммунальными отходами, расположенного по адресу: <адрес> соответствии с требованиями п. 8, п.10 раздела II СанПиН 2.1.3684-21.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право каждого на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По смыслу положений ст. 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Приказом Минприроды Алтайского края от 20.09.2021 №1193 утверждена территориальная схема обращения с отходами Алтайского края.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, «вывоз твердых коммунальных отходов» - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
«контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;
«крупногабаритные отходы» - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу п.4 Правил, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами (п.9 Правил).
Согласно п.10 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В силу п.11 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п.12 Правил).
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеуказанные положения закона судебная коллегия считает необоснованными доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы ответчика о том, что уборка контейнерной площадки расположенной по адресу: <адрес> производилась с постоянной регулярностью, в связи с чем не имелось оснований для удовлетворения требований истца.
В суде первой инстанции ответчиком относимых, допустимых и достаточных доказательств надлежащего исполнения обязанностей по организации уборки контейнерной площадки по спорному адресу, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Истцом в подтверждение неисполнения работ по надлежащей организации уборки места накопления твердых коммунальных отходов по спорному адресу были представлены акты осмотров площадки по спорному адресу, проведенными специалистами Управления неоднократно в разное время (ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ), фотоснимки, изготовленные в разное время, которые указывали на загрязнение контейнерной площадки бытовыми отходами, а также свидетельские показания.
Таким образом, совокупность доказательств по делу свидетельствовала о том, что ответчиком нарушались требования санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в связи с чем у суда первой инстанции имелись основания для частичного удовлетворения исковых требований.
Доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для установления кратности проведения уборки контейнерной площадки по спорному адресу являются несостоятельными.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Как следует из пункта 8 СанПиН 2.1.3684-21, владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
В приложении N 1 к Санитарным правилам указываются кратность промывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки, кратность вывоза отходов, кратность профилактических дератизационных работ, кратность профилактических дезинсекционных работ (летом).
В пункте 10 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно руководствовался данными нормами закона, поскольку в них указаны требования, предъявляемые к уборке контейнерных площадок.
Поскольку ответчиком не были представлены доказательства надлежащего выполнения в отношении спорной контейнерной площадки санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (промывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки, вывоза отходов, профилактических дератизационных работ, профилактических дезинсекционных работ (летом)), то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об частичном удовлетворении заявленных исковых требований к ответчику.
В обязанности ответчика входит выполнение всех действий для соблюдения норм санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, поэтому суд первой инстанции в соответствии с нормами закона обоснованно обязал ответчика обеспечить кратность проведения уборки места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по спорному адресу в соответствии с требованиями п.8, п.10 раздела II СанПиН 2.1.3684-21.
Учитывая, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, правильно применены нормы материального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 09 августа 2024 года.