УИД № 29RS0028-01-2021-000447-24
Судья Охотина М.М. | №2-315/2021 | стр. 127, г/п 00 руб. |
Докладчик Костылева Е.С. | №33-6995/2021 | 10 ноября 2021 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Корепановой С.В.,
судей Костылевой Е.С., Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Быковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-315/2021 по иску Денисова Андрея Васильевича к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) (Росжилкомплекс)» МО РФ в лице территориального отдела «Мирный» филиала «Северный» о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
по апелляционным жалобам филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России и территориального отдела «Мирный» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России на решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 26 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Костылевой Е.С., судебная коллегия
установила:
Денисов А.В. обратился в суд с иском к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) (Росжилкомплекс)» Минобороны России в лице территориального отдела «Мирный» филиала «Северный» о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование иска указал, что 6 сентября 2011 г. был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга составляла в календарном исчислении 18 лет 09 месяцев.
1 октября 2020 г. решением РУЖО г.Мирный № 29M-20/97 принят на учет нуждающихся в жилом помещении с формой обеспечения – жилищная субсидия - с 9 июля 2019 г.
26 декабря 2020 г. РУЖО г.Мирный приняло решение № 29M-22/5 о снятии его (Денисова А.В.) с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на то, что он с 21 июля 2020 г. постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, куда вселен в качестве члена семьи Стирмановой Т.В., и где на него приходится 50,15 кв.м. площади помещения, таким образом, с 21 июля 2020 г. он обеспечен жилым помещением более учетной нормы, в связи с чем утратил основания, дающие ему право на получение жилого помещения по избранному месту жительства. С указанным решением не согласен, поскольку регистрация по месту жительства в указанном доме, принадлежащем на праве собственности его сестре Стирмановой Т.В., носит формальный характер, при этом они договорились, что он снимется с регистрационного учета в течение 45 суток, как только будет обеспечен жилым помещением по линии Министерства обороны РФ. Фактически он (Денисов А.В.) проживает в <адрес> без регистрации, имеет в <адрес> постоянное место работы. Просил признать решение № 29M-22/5 от 26 декабря 2020 г. ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отделение (территориальное, г.Мирный) незаконным и обязать территориальный отдел «Мирный» филиала «Северный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) (Росжилкомплекс)» МО РФ восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях с 9 июля 2019 г.
Определением Мирнинского городского суда по гражданскому делу № 2-29/2020 от 20 мая 2021 г., поскольку ФГКУ «Северное РУЖО» Минобороны РФ с 15 марта 2021 г. прекратило свою деятельность, процедура реорганизации ФГАУ «Росжилкомплекс» завершена, ответчики по делу заменены на территориальный отдел «Мирный» филиала «Северный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Хохлов А.Э. на удовлетворении иска настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представители ответчиков ФГАУ «Росжилкомплекс» филиала «Северный» и территориального отдела «Мирный» ФГАУ «Росжилкомплекс» в судебное заседании не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Территориальный отдел «Мирный» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» представителя в суд не направил, попросив рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на иск просил в удовлетворении требований отказать, указав, что с доводом истца о том, что регистрационный учет носит уведомительный характер, согласны, но полагают, что этот факт не лишает Денисова А.В. права пользования жильем, находящимся в собственности его сестры, поскольку документы, ограничивающие право пользования данным жилым помещением, отсутствуют.
Филиал «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» представителя в суд не направил, в возражении на иск указал, что Денисов А.В., несмотря на наличие соглашения со Стирмановой Т.В. от 21 июля 2020 г., вправе пользоваться жилым помещением по адресу: <адрес>, поскольку соглашение не отвечает требованиям части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в связи с чем Денисов А.В. обеспечен жилым помещением более установленной учетной нормы и обоснованно снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Судом постановлено решение, которым:
«исковые требования Денисова Андрея Васильевича к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) (Росжилкомплекс)» МО РФ в лице территориального отдела «Мирный» филиала «Северный» о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях – удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника отделения (территориального г. Мирный) ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 26.12.2020 № 29М-22/5 о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Денисова Андрея Васильевича.
Обязать ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) (Росжилкомплекс)» МО РФ в лице территориального отдела «Мирный» филиала «Северный» восстановить Денисова Андрея Васильевича на учете нуждающихся в жилых помещениях с 09 июля 2019 года».
С решением суда не согласились ответчики филиал «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России и территориальный отдел «Мирный» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России, в поданных апелляционных жалобах просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Территориальный отдел «Мирный» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России в жалобе ссылается на незаконность и необоснованность решения суда, поскольку Денисов А.В. с 21 июля 2020 г. постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. В указанное жилое помещение общей площадью 100,3 кв.м. Денисов А.В. вселен в качестве члена семьи собственника - Стирмановой Татьяны Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его сестры, без ограничения права пользования жилым помещением. Тот факт, что регистрация представляет собой способ учета граждан в пределах Российской Федерации и носит уведомительный характер, не лишает Денисова А.В. права пользования жильем, находящимся в собственности у его сестры, документы, ограничивающие право пользования Денисова А.В. данным жилым помещением, отсутствуют.
В данном жилое помещении зарегистрированы Стирманова Т.В. и Денисов А.В., то есть на Денисова А.В. приходится 50,15 кв.м жилого помещения, что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в г.Архангельске решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 г. № 23 в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Таким образом, учитывая, что с 21 июля 2020 г. Денисов А.В. обеспечен жилым помещением более учетной нормы, то есть утратил основания, дающие ему право на получение жилого помещения по избранному месту жительства, было принято оспариваемое решение от 26 декабря 2020 г. № 29М-22/5 о снятии истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, являющееся законным и обоснованным.
Филиал «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России в жалобе ссылается на то, что Денисов А.В. постоянно зарегистрирован по месту жительства в доме своей сестры Стирмановой Т.В., куда вселен в качестве члена семьи собственника. Отмечает, что истец с сестрой не заключали никаких гражданско-правовых договоров, подтверждающих предоставление жилого помещения по адресу: <адрес>, для проживания Денисову А.В. по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма) и обладающих установленными Гражданским кодексом РФ признаками договора найма или иных договоров, предусматривающих возникновение вещных прав у лица, не являющегося собственником имущества. Соглашение от 21 июля 2020 г., приложенное к исковому заявлению Денисова А.В., указанными признаками не обладает, не ограничивает право Денисова А.В. на пользование жилым помещением, не отвечает требованиям, предъявляемым к соглашениям, указанным в части 2 статьи 31 ЖК РФ, и не регулирует вопросы пребывания Денисова А.В. в жилом помещении по адресу: <адрес>, и пользования данным помещением.
Также ссылается на то, что на Денисова А.В. - с учетом количества зарегистрированных в указанном жилом помещении (2 человека), площади помещения – 100,3 кв.м, приходится 50,15 кв.м., что более установленной учетной нормы площади жилого помещения в г.Apxaнгельске, в связи с чем Денисов А.В., обеспеченный жилым помещением более учетной нормы, утратил основания, дающие право на получение жилого помещения, и на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ обоснованно снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Полагал, что требования истца подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в связи с чем Денисовым А.В. пропущен срок обращения в суд.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Территориального отдела «Мирный» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Шиловская М.А. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, просила решение отменить.
Представитель истца Хохлов А.Э. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с жалобами не согласился, просил решение оставить без изменения, пояснив дополнительно, что Денисов А.В. в дом к сестре не вселялся, проживает в г.Мирный, где имеет постоянное место работы.
Оснований для отложения разбирательства дела, предусмотренных статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
По настоящему делу установлено, что Денисов А.В. приказом командира войсковой части 13991 №01 3-ПМ от 6 сентября 2011 г. (параграф 5) в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 ФЗ РФ), выслуга в Вооруженных Силах РФ составляет в календарном исчислении 18 лет 09 месяцев.
Согласно указанному приказу Денисов АВ. изъявил желание получить жилое помещение не по месту дислокации воинской части, что также подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части 14276 от 23 сентября 2011 г. № 178.
На момент увольнения Денисов А.В. с составом семьи из четырех человек, включая жену Денисову О.А., дочь жены Тимофееву А.С., и дочь Денисову А.А., проживал в жилом помещении – <адрес> по пер.Школьному в <адрес>, предоставленном по договору найма служебного жилого помещения в связи с прохождением службы в Плесецком гарнизоне.
Решением Мирнинского городского суда <адрес> от 30 октября 2012 г. Денисов А.В. выселен из занимаемого служебного жилого помещения. При удовлетворении требований суд указал, что Денисов А.В. вправе быть обеспеченным жилым помещением по линии Министерства обороны РФ в связи с увольнением с военной службы по льготному основанию.
Решением Мирнинского городского суда по гражданскому делу № 2-29/2020 от 6 апреля 2020 г. удовлетворены исковые требования Денисова А.В. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма, на ФГКУ «Северное РУЖО» Минобороны РФ возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Денисова А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма.
В своем заявлении начальнику отделения (территориальное, г.Мирный) ФГКУ «Северное РУЖО» Минобороны РФ от 2 июля 2019 г. Денисов А.В. просил принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со статьей 52 ЖК РФ, избранное место жительства - г.Архангельск, форма обеспечения - жилищная субсидия. Адресом временного пребывания Денисов А.В. указал <адрес>.
21 июля 2020 г. Денисов А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
1 октября 2020 г. решением ФГКУ «Северное РУЖО» Минобороны РФ отделения (территориальное, г. Мирный) № 29M-20/97 Денисов А.В. принят на учет нуждающихся в жилом помещении с формой обеспечения - жилищная субсидия, с 9 июля 2019 г.
26 декабря 2020 г. ФГКУ «Северное РУЖО» Минобороны РФ отделение (территориальное, г. Мирный) принято решение № 29M-22/5 о снятии Денисова А.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что истец с 21 июля 2020 г. постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Указанный жилой дом площадью 100,3 кв.м принадлежит на праве собственности Стирмановой Татьяне Васильевне (сестре истца), который она получила по наследству от матери Денисовой Н.С.
В названном жилом помещении зарегистрированы: Стирманова Т.В. и Денисов А.В.
В своем заявлении начальнику ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 15 октября 2020 г. Денисов А.В. указывает адрес проживания: <адрес>, куда просит направлять почтовую корреспонденцию.
Из расписки от 21 июля 2020 г. следует, что Стирманова Т.В. предоставляет Денисову А.В. регистрацию по месту жительства в принадлежащем ей доме по адресу <адрес>, без права пользоваться этим жилым помещением, при этом он обязуется сняться с регистрационного учета в течение 45 суток после того, как будет обеспечен жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.
Денисов А.В. с 1 апреля 2017 г. по настоящее время работает в должности оператора котельной в/г № 2 теплового хозяйства ЖКС № 9 в г. Мирный Архангельской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, а также руководствуясь законом, подлежащим применению по данному делу, учитывая, что гарантированное государством право Денисову А.В. на предоставление жилого помещения не реализовано и ущемлено оспариваемым решением ответчика, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (преамбула) (далее – Закон О статусе военнослужащих).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона О статусе военнослужащих правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Закона О статусе военнослужащих, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 12 пункта 1 статьи 15).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 6 сентября 1998 г. (далее – Правила № 1054).
Согласно подпункту «и» пункта 7 Правил № 1054 избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Принимая во внимание, что на момент увольнения истец проживал в служебном жилом помещении, предоставленном только на время прохождения службы, из которого был выселен, иным жильем обеспечен не был, выслуга в календарном исчислении на момент увольнения составляла более 18 лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Довод обеих жалоб о том, что Денисов А.В. обеспечен жилым помещением более нормы со ссылкой на то, что он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении площадью 100,3 кв.м., куда вселен в качестве члена семьи сестры Стирмановой Т.В., где на Денисова А.В. приходится 50,15 кв.м жилого помещения, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы, либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
В соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Таким образом, статус члена семьи собственника жилого помещения, а также право пользования жилым помещением возникает и сохраняется в случае вселения лица в качестве такового и совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
По рассматриваемому спору установлено, что истец членом семьи собственника жилого помещения, где зарегистрирован, применительно к положениям части 1 статьи 31 ЖК РФ, не является, судом таковым не признавался, в принадлежащее сестре жилое помещение не вселялся, фактически проживая в ином жилом помещении.
Гарантии об обеспечении жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии, предусмотренные законом для граждан, уволенных с военной службы, должны выполняться.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В силу положений статей 1, 3, 5 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» наличие регистрации или ее отсутствие не может служить основанием для ограничения прав и свобод; гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.
Регистрация представляет собой способ учета граждан в пределах Российской Федерации и носит уведомительный характер. Суд всегда может установить место жительства лица на основе различных юридических фактов и это не обязательно должна быть регистрация в компетентных органах.
По делу установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Денисову А.В. не принадлежит, в указанном доме он не проживал и не проживает, в связи с чем суд первой инстанции, оценив установленные обстоятельства, проанализировав представленные по делу доказательства, в том числе, соглашение Стирмановой Т.В. и Денисова А.В., пришел к правильному выводу о том, что регистрация в доме сестры по месту жительства не свидетельствует о приобретении истцом самостоятельного права на указанное жилье и не может влиять на право Денисова А.В., как военнослужащего, не обеспеченного жильем, на получение мер государственной поддержки.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности в силу статьи 51 ЖК РФ является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Жилых помещений в собственности либо по договору социального найма истец не имеет, в связи с чем истец считается не обеспеченным жилой площадью, т.е. является нуждающимся.
Ссылка жалобы филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России на то, что соглашение между Стирмановой Т.В. и Денисовым А.В. не соответствует требованиям, предъявляемым частью 2 статьи 31 ЖК РФ, судебной коллегией отклоняется, поскольку ЖК РФ не устанавливает специальных требований к порядку заключения такого соглашения.
Довод апелляционной жалобы филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России о процессуальном нарушении, выразившемся в рассмотрении требования истца не по нормам положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется с учетом положений статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем довод о пропуске истцом срока для обращения в суд не может быть признан состоятельным, поскольку в данном случае сроки, установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, неприменимы.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 26 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России и территориального отдела «Мирный» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Корепанова
Судьи Е.С. Костылева
Е.В. Кучьянова