Решение в окончательной форме изготовлено 13 июня 2024 года
Дело № 2-1374/2024
УИД 51RS0003-01-2024-001234-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2024 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Лобановой О.Р.,
при секретаре Фетисовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к войсковой части 62720, войсковой части 62720-Ш, федеральному казенному учреждению «51 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации о защите трудовых прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к войсковой части 62720, 1 финансово-экономической службе Северного флота о защите трудовых прав.
В обоснование исковых требований указала, что работает в войсковой части 62720-Ш на должности ведущего инженера управления (ресурсного обеспечения) Северного флота.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» ей выплачивается премия.
При этом данная премия включается работодателем в минимальный размер оплаты труда, что нивелирует и обнуляет ее суть как дополнительной стимулирующей выплаты, которую она фактически не получает.
Просила взыскать с ответчика недополученную заработную плату за период с 01 февраля 2023 года по 31 декабря 2023 года в размере 99 475 рублей 52 копейки.
Определением суда (протокольным) от 13.05.2024 осуществлено процессуальное правопреемство филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба» на ФКУ «51 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации (реорганизовано в форме выделения из ФКУ «ОСК СФ»).
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, представила заявление о рассмотрении в свое отсутствие.
Представитель ответчика - ФКУ «51 финансово-экономическая служба» Минобороны России, которым в порядке процессуального правопреемства заменена 1 финансово-экономическая служба Северного флота в связи с реорганизацией в форме выделения из ФКУ «ОСК Северного флота» не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика - войсковой части 62720, представитель привлеченной к участию в качестве ответчика - войсковой части 62720-Ш в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представили письменные возражения, просили в удовлетворении иска отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в числе прочего, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Частью 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Согласно статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО4 основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ работает в войсковой части 62720 на должности ведущего инженера управления (ресурсного обеспечения) Северного флота.
По условиям раздела 4 трудового договора и дополнительных соглашений к нему за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается оплата труда, включающая в себя: должностной оклад; выплаты компенсационного характера: ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну при наличии допуска к государственной тайне и работе с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну; процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты стимулирующего характера: ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет; надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы, премию по результатам работы, материальную помощь, ежемесячное денежное поощрение.
Дополнительным соглашением от 21 октября 2022 года работнику установлен должностной оклад в размере 3469 рублей 62 копейки в месяц.
В ходе рассмотрения дела не оспорено то обстоятельство, что войсковая часть 62720 находится на финансовом обеспечении в ФКУ «51 финансово-экономическая служба».
На основании приказов работодателя истцу в спорный период выплачивалась пропорционально отработанному времени премия за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.
Согласно положениям коллективного договора между командиром и трудовым коллективом войсковой части 62720 на 2020 – 2023 годы заработная плата работника состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Пунктом 5.2.3 коллективного договора установлено, что работникам устанавливаются выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Порядок и условия премирования работников в целях повышения материальной заинтересованности работников в повышении уровня боеготовности, своевременного и качественного выполнения работ и должностных обязанностей, совершенствования технического уровня и квалификации установлены Положением о порядке и условиях премирования работников войсковой части 62720.
В силу пункта 5.1.1 коллективного договора месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (статья 133 ТК РФ).
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (части 1, 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Так, минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составлял с 01 января 2023 года 16 242 рубля в месяц, с 01 января 2024 года – 19 242 рубля в месяц.
В соответствии с положениями статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Соответствующая правовая позиция выражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года № 38-П.
Как указано в части второй статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой данной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В целях реализации в системе Вооруженных Сил Российской Федерации указанного Постановления приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, действующим с 01 октября 2019 года, для гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации установлены размеры должностных окладов (тарифных ставок), а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с приложением № 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» к данному Приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (пункт 21 раздела 3).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны России от 2 марта 2001 г. № 90 премирование по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации производится в целях усиления его материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач, возложенных на соответствующий орган военного управления, своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы, а также за выполнение заданий в особых условиях.
Согласно пункту 2 данного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3).
В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного указанным Приказом, при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные данным Приказом, кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов на соответствующий финансовый год.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, в связи с чем дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Дополнительное материальное стимулирование, являясь формой оплаты труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате, осуществляемый сверх гарантированной системой оплаты труда месячной заработной платы работника.
Согласно представленной в материалы дела справке-расчету заработной платы с расчетом МРОТ финансовым органом в составе МРОТ учитываются: оклад за фактически отработанное время, выплата за выслугу лет, ежемесячная премия, надбавка за сложность и напряженность, ежемесячное денежное поощрение, в дальнейшем на указанную сумму начисляются премия 1010, полярная надбавка и районный коэффициент.
Таким образом, в спорный период истцу работодателем выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». При этом выплаченное дополнительное материальное стимулирование учитывалось при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Указанное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.
Учитывая, что премия на основании указанного приказа Министра обороны Российской Федерации относится к категории выплат стимулирующего характера, направлена на усиление материальной заинтересованности, повышение ответственности и улучшение результатов труда работников, указанная выплата не подлежит учету при расчете доплаты до минимального размера оплаты труда.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании невыплаченной заработной платы в размере разницы между фактически начисленной заработной платой (без учета выплаченного дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010) и установленным минимальным размером оплаты труда являются обоснованными.
Размер задолженности согласно представленному финансовым органом в материалы дела расчету за период с 01 февраля 2023 года по 31 декабря 2023 года составляет 86 482 рубля 22 копейки, 8 059 рублей 14 копеек доплата отпускных.
Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, приведены в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если выплачиваемые по решению суда доходы не освобождаются от налогообложения на основании статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, российская организация - налоговый агент, в соответствии с пунктом 1 статьи 226 данного Кодекса, обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации обязывает организацию, которая является источником выплаты дохода физическому лицу, удержать налог на доходы этого лица (статья 226 Налогового кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, поскольку суд не вправе подменять собой обязанности налогового агента по удержанию у налогоплательщика и уплате начисленной суммы налога, предусмотренной статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации, данная обязанность сохраняется за налоговым агентом в силу закона, который обязан при выплате сумм, положенных истцу по судебному постановлению, произвести с них удержание налога на доходы физического лица.
Взыскание производится судом с войсковой части 62720-Ш через лицевые счета, открытые в ФКУ «51 финансово-экономическая служба» Минобороны России.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к войсковой части 62720, войсковой части 62720-Ш, федеральному казенному учреждению «51 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации о защите трудовых прав – удовлетворить частично.
Взыскать с войсковой части 62720-Ш через лицевые счета, открытые в федеральном казенном учреждении «51 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате в размере 86 482 рубля 22 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.Р. Лобанова