Решение по делу № 2а-494/2020 от 25.08.2020

Дело №2а-494/2020                             74RS0017-01-2020-002727-95

             

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М     Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г.Касли                                                                         14 октября 2020 года     

Каслинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,

при секретаре Заколяпиной Н.С.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №21 по Челябинской области к Дунаеву АВ о взыскании задолженности по обязательным платежам (налогам, сборам),

У С Т А Н О В И Л:

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Челябинской области (далее, Межрайонная ИФНС №21 по Челябинской области) обратился в суд с административным исковым заявлением к Дунаеву А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц в размере 3 000 рублей. В обоснование исковых требований указал, что Дунаев А.В. является лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ в ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано транспортное средство - <данные изъяты>., признаваемый объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, как следствие, плательщиком транспортного налога. Налоговым органом исчислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3000 рублей, о чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом сумм, причитающихся уплате в бюджет. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, в соответствии с п.1 ст.70 НК РФ Дунаеву А.В. было сформировано требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа от ДД.ММ.ГГГГ . До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила, в связи с чем, образовалась задолженность, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Представитель административного истца - МРИ ФНС России №21 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.

Административный ответчик Дунаев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных правах.

Суд полагает, что для извещения административного ответчика о явке в суд были предприняты все возможные меры. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Исследовав все материалы дела, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению, что требования административного истца - МРИ ФНС России №21 по Челябинской области к Дунаеву А.В. удовлетворению не подлежат, сходя из следующего.

В соответствии с положениями ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее, Налогового кодекса РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч.2 ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 Налогового кодекса РФ.

Согласно п.1 ст.358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с главой 28 Налогового кодекса РФ «Транспортный налог» законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года №114-ЗО «О транспортном налоге» в Челябинской области определены ставки по транспортному налогу в пределах, установленных ст. 361 Налогового кодекса РФ в зависимости от мощности двигателя, категории транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Согласно ч. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу положений ч.2 ст.363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Таким образом, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.

Налоговым периодом, согласно с ст.360 Налогового органа РФ, признается календарный год.

В соответствии с п.1 ст.363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Порядок уплаты налога на имущество физических лиц в данный налоговый период был регламентирован Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон о налогах на имущество).

В соответствии с пунктами 1, 2, 9 статьи 5 Закона о налогах на имущество исчисление налогов производится налоговыми органами.

Как следует из материалов дела, Дунаев А.В. является плательщиком налога на транспортное средство.

Установлено, что у Дунаева А.В. имеется задолженность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 3000 рублей.

Судом установлено, что административному ответчику Дунаеву А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежало транспортное средство: <данные изъяты> что подтверждается карточкой учета транспортного средства.

В соответствии с п.3 ст.363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На основании ст. 31 Налогового кодекса РФ, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ. Согласно налоговому уведомлению сумма транспортного налога, подлежащая уплате Дунаевым А.В. за ДД.ММ.ГГГГ, составила 3 000 рублей. Указанную сумму надлежало уплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неуплатой налога в установленный законом срок, в адрес административного ответчика Дунаева А.В. направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на необходимость произвести оплату задолженности по транспортному налогу в размере                3 000 рублей. Срок исполнения налогоплательщиком названного требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Абзац 3 ч.2 ст. 52 Налогового кодекса РФ, предусматривает, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичные требования установлены п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ - срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

В то же время, согласно п.3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В данном случае, административный истец не обращался в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа, в связи с тем, что требование не является бесспорным.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

Как следует из материалов административного дела, срок исполнения Дунаевым А.В. требования об уплате налога истек ДД.ММ.ГГГГ и в течение 6 месяцев административный истец в суд не обратился с соответствующим иском о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате недоимки по транспортному налогу.

Рассматриваемое исковое заявление поступило в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока на обращение в суд.

Административный истец заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, указывая на то, что в процессе подготовки документов для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении налогоплательщика произошел технический сбой, что привело к невозможности направления документов в установленный срок.

В силу ч. 1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В данном случае, административный истец не смог представить доказательства, свидетельствующие о наличии объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском.

Суд приходит к выводу о том, что срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, пропущен административным истцом без уважительных причин.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Исходя из норм, предусмотренных пунктом 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, пропуск процессуального срока административным истцом является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Налоговый орган не был лишен возможности своевременно принять меры к принудительному взысканию задолженности и обратиться в суд. Доказательств, подтверждающих уважительность причин, объективно препятствующих реализации предоставленных законодательством полномочий, направленных на поступление в бюджет соответствующих сумм налога на имущество и пени административным истцом суду не представлено.

При этом суд учитывает, что Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №21 по Челябинской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, в силу чего должна знать и соблюдать процессуальные правила и сроки обращения в суд.

На основании вышеизложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №21 по Челябинской области о взыскании обязательных платежей (налогов, сборов) по транспортному налогу в размере 3 000 рублей, удовлетворению не подлежат в связи с пропуском без уважительных причин административным истцом срока на обращение в суд.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №21 по Челябинской области к Дунаеву АВ о взыскании задолженности по обязательным платежам (налогам, сборам), - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья: Тропынева Н.М.

2а-494/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области
Ответчики
Дунаев Александр Владимирович
Суд
Каслинский городской суд Челябинской области
Судья
Тропынева Надежда Михайловна
Дело на странице суда
kasli.chel.sudrf.ru
25.08.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
25.08.2020Передача материалов судье
27.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2020Судебное заседание
16.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2020Дело оформлено
14.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее