Дело № 2-3139/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2024 г. г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Филипповой К.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пильщиковой К.А.,
при участии:
от истца – ФИО4 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №),
от ответчика – ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «№»
к ФИО2 об обязании не чинить препятствия на подключение к газораспределительным сетям,
установил:
акционерного общества «№» (далее как истец) обратилось в суд с иском к ФИО2 (далее как ответчик) о возложении обязанности не чинить препятствия по подключению
к принадлежащему ответчику подземному газопроводу низкого давления общей протяженностью № м, расположенному по адресу: <адрес> объекта капитального строительства – объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, об обязании ответчика выдать согласие на такое подключение. В случае неисполнения ответчиком решения суда в 10-дневный срок с даты вступления в силу решения суда считать согласие на подключение полученным.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является газораспределительной организацией и осуществляет полномочия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения на территории Чувашской Республики. Истцу поступила заявка третьего лица ФИО1 о подключении принадлежащего ей домовладения с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, к сети газораспределения. В ходе определения технической возможности подключения домовладения заявителя установлено, что газораспределительные сети, правообладателем которого является истец, в указанном населенном пункте отсутствуют. Ответчику на праве собственности принадлежит распределительный подземный газопровод низкого давления общей протяженностью № м, расположенный в микрорайоне <адрес>, построенный для газоснабжения домовладения ответчика от существующего подземного газопровода низкого давления, проложенного по <адрес> <адрес>. Истцом было определено, что газопровод-источник, принадлежащий ответчику, обладает достаточной пропускной способностью для обеспечения стабильного и бесперебойного газоснабжения объектов газопотребления новых потребителей. Поскольку ответчик является основным абонентом, владеющим газопроводом-источником, к которому возможно подключение новых потребителей, истцом в ее адрес направлены письма о согласовании подключения к газопроводу-источнику. Однако ответчик согласия на подключение домовладения третьего лица ФИО1 к своему газопроводу-источнику не предоставила, запросы истца оставлены без ответа. Истец считает, что действия ответчика по отказу в выдаче согласия на подключение новых потребителей при наличии технологической возможности противоречит действующему законодательству и является неправомерным.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в нем, представив расчетную схему газопровода о наличии технологической возможности присоединения к распределительному подземному газопроводу низкого давления, принадлежащего ответчику.
Ответчик ФИО2в судебное заседание не явилась, судебное извещение, направленное по ее месту жительства, возвращено почтовым отделением в связи с неявкой ответчика за его получением и истечением срока хранения. Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, указав на то, что ответчик не обременена обязанностью по предоставлению своего имущества в пользование другим лицам без встречного равноценного предоставления, поэтому отказала в подключении нового абонента к ее газопроводу. Считает, что согласие на подключение может быть выдано ответчиком только при наличии справедливой компенсации, поскольку газопровод был установлен на платной основе, расходы составляют 1050000 руб.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1 в судебное заседание не явилась, судебное извещение, направленное по ее месту жительства, возвращено почтовым отделением в связи с неявкой за его получением и истечением срока хранения.
Суд, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица,
а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Так, решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 июля 2024 г. по гражданскому делу № 2-2169/2024 удовлетворены исковые требования акционерного общества №» к ФИО2 об обязании не чинить препятствия на подключение к газораспределительным сетям.
При рассмотрении дела, судом установлено следующе обстоятельства.
Истец является газораспределительной организацией, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.
Ответчик ФИО2 является собственником сооружения: распределительный подземный газопровод низкого давления общей протяженностью № м, расположенный в микрорайоне <адрес>, от существующего подземного газопровода низкого давления, расположенного по <адрес>, и является основным абонентом, владеющим газопроводом-источником.
В порядке статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства не подлежит доказыванию вновь.
Как следует из материалов дела, третьему лицу ФИО1 принадлежат на праве собственности объект недвижимости: двухэтажный жилой дом общей площадью № кв.м с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке площадью № кв.м с кадастровым номером №
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО1 заключен договор № о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.
ДД.ММ.ГГГГ истцом выданы ФИО1 технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газоснабжения с планируемой величиной максимального часового расхода газа: №, из которых видно, что возможность подключения объекта капитального строительства имеется от существующего подземного газопровода низкого давления, проложенного по адресу: <адрес> с максимальным давлением № протяженностью № м, собственником которого является ответчик ФИО2
В районе <адрес> газораспределительные сети низкого давления, правообладателем которого является истец, отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ответчика письмо о согласовании подключения (технологического присоединения) домовладения <адрес> к газопроводу низкого давления, проложенного по адресу: <адрес>, которое ответчиком оставлено без удовлетворения.
Ввиду того, что ответчик согласия на подключение домовладения ФИО1 к своему газопроводу-источнику не предоставил, истец, расценив указанные действия ответчика как отказ в выдаче такого согласия, обратился с настоящими иском в суд.
В силу положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестнойстороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон о газоснабжении) юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении газораспределительная система–имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Согласно абзацу 2 статьи 4 Закона о газоснабжении о газоснабжении одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2021 г. № 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, в соответствии с которыми «основной абонент» – юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления (далее как Правила № 1547).
Пунктом 48 Правил № 1547 в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Действующими Правилами № 1547 не определен порядок и условия выдачи согласия на подключение к сетям газопровода основным абонентом – физическим лицом, а также не допускает приведенное нормативное регулирование и произвольного отказа основного абонента – физического лица в подключении к его сетям иных лиц при наличии для этого технической возможности.
Материалами дела подтверждается, что подземный газопровод низкого давления, принадлежащий ответчику, проходит по территории поселения, в котором расположен объект, подлежащий подключению на основании заявления ФИО1
При этом распределительный подземный газопровод низкого давления общей протяженностью № м, принадлежащий ответчику, не является обособленным объектом газового хозяйства, присоединен непосредственно к газораспределительной системе Чувашской Республики и является ее частью.
Учитывая наличие технической возможности, основной абонент не вправе препятствовать в подключении заявителя к сети газопровода, поскольку иное означало бы злоупотребление своим правом в ущерб иным лицам при отсутствии на то правовых оснований.
Исходя из установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что ответчик, будучи собственником сетей газопровода, не может злоупотреблять своим правом и при наличии пропускной способности принадлежащих ему сетей не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании не чинить препятствия на подключение объекта капитального строительства к принадлежащим ему сетям.
В целях возможности исполнения решения суд считает необходимым указать, что в случае неисполнения ответчиком данного решения в десятидневный срок со дня его вступления в законную силу, согласие на подключение объекта капитального строительства считать полученным.
Ссылка ответчика о необходимости возмещения ему понесенных расходов (денежной компенсации) за установку спорного газопровода, принадлежащего на праве собственности, в рассматриваемом споре не имеет правового значения и не влечет за собой отказ истцу в заявленных требованиях, основанных на законе.
Ответчик при причинении ему убытков подключением к газопроводу новых абонентов вправе в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявить самостоятельные исковые требования для их возмещения с предоставлением подтверждающих доказательств.
В порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать ФИО2 (ИНН №) не чинить препятствий акционерному обществу «№» (ИНН № по подключению через принадлежащие ей подземному газопроводу низкого давления общей протяженностью № м, расположенному по адресу: <адрес>, объекта капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, и обязать выдать согласие на такое подключение.
В случае неисполнения ФИО2 решения суда в течение 10 календарных дней со дня вступления его в законную силу, считать данное согласие полученным.
Взыскать с ФИО2 (ИНН №) в пользу акционерного общества «№» (ИНН № государственную пошлину в размере 6`000 (Шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы
в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд
г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11 ноября 2024 г.
Судья подпись К.В. Филиппова