Дело № 2-228/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2013 года г. Санкт-Петербург
224 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Беличева В.В., при секретаре … М.А., с участием заявителя в открытом судебном заседании в помещении суда, рассмотрев заявление … Стефанчишена С.Н. на действия заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее – ФГКУ), связанные с отказом в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, -
УСТАНОВИЛ:
… марта 2012 года Стефанчишен, проходящий военную службу по контракту в войсковой части.. ., дислоцированной в …, обратился к начальнику ФГКУ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Решением заместителя начальника ФГКУ от … сентября 2012 года № … заявителю отказано в принятии на данный учет со ссылкой на то, что он зарегистрирован в жилом помещении, полученном от МО РФ в 1983 году его отцом по адресу: …, и в настоящее время лишен возможности сдать указанную квартиру установленным порядком.
Это решение должностного лица Стефанчишен просит признать незаконным, обязав начальника ФГКУ отменить решение своего заместителя и принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении, пояснив, что жилым помещением для постоянного проживания по месту службы не обеспечен, а в квартире, полученной в 1983 году отцом, не проживает с августа 2000 года, когда после окончания Военного университета убыл к месту прохождения военной службы в г. Кронштадт, и какими-либо правами на данное жилое помещение в настоящее время не обладает.
Начальник ФГКУ, извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, требования Стефанчишена не признал по мотивам, изложенным в решении своего заместителя от … сентября 2012 года №.. ., и через представителя просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Поскольку, как пояснил заявитель, и не отрицалось должностным лицом в возражениях от … апреля 2013 года, оспариваемое решение Стефанчишен получил лишь … марта 2013 года в ходе беседы с командиром части в связи с предстоящим увольнением, суд полагает, что установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ процессуальный срок на обращение с заявлением в суд им не пропущен, вследствие чего находит необходимым рассмотреть заявление по существу.
Выслушав заявителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Стефанчишена подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым, как Стефанчишен, на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по их выбору в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным органом федеральной исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях определяется Правительством РФ.
Согласно п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512, признание нуждающимися названной категории военнослужащих осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.
Как следует из справок с мест службы заявителя и представленных им начальнику ФГКУ … августа 2012 года сведений, жилых помещений на праве собственности либо по договору социального найма Стефанчишен в наличии не имеет.
В жилом помещении по адресу: …, принадлежащем на праве собственности в равных долях жене Стефанчишеной Е.Г. и дочери Стефанчишеной П.С. заявитель совместно с ними не проживал и не проживает, то есть в соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ не является членом семьи собственника жилого помещения.
Указанное обстоятельство не оспаривалось в решении от … сентября 2012 года №.. . и должностным лицом.
Следовательно, при таких данных Стефанчишен подлежит признанию нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а оспариваемое им решение заместителя начальника ФГКУ является незаконным.
Довод же должностного лица, изложенный в оспариваемом заявителем решении, о том, что Стефанчишен обеспечен Министерством обороны РФ жилым помещением по адресу: …, которое в 1983 году получил его отец, являвшийся военнослужащим, а также об обязанности заявителя сдать указанное жилое помещение Министерству обороны РФ, является несостоятельным по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года). За указанными военнослужащими на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.
Из объяснений Стефанчишена, выписки из его послужного списка и копии удостоверения личности усматривается, что первый контракт о прохождении военной службы им заключен в период обучения в Военном Университете, который он окончил … июня 2000 года.
Кроме того, как далее пояснил заявитель, и следует из копии его послужного списка, после окончания названного военного образовательного учреждения до настоящего времени он проходит военную службу в войсковой части.. . в г. Кронштадте г. Санкт-Петербурга, вследствие чего объективно не может проживать в г. Долгопрудном Московской области.
Таким образом, поскольку с момента окончания Стефанчишеным военного образовательного учреждения профессионального образования прошло более пяти лет, то он в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не сохранил право на полученное в 1983 году его отцом, как военнослужащим, жилое помещение по адресу: … которое занимал до поступления на военную службу.
В связи с тем, что за Стефанчишеным не сохранилось право на указанное жилое помещение, неверным является и вывод должностного лица об обязанности заявителя сдать его Министерству обороны РФ.
Несостоятельной находит суд и приведенную должностным лицом ссылку на п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку данная правовая норма регулирует вопросы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями при перемене места жительства при увольнении с военной службы, в то время как заявитель изъявил желание получить жилое помещение по месту прохождения военной службы.
Не свидетельствует само по себе о сохранении за Стефанчишеным права на жилое помещение в г. Долгопрудном и наличие у него регистрации по данному адресу, поскольку в соответствии со ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п. 4 постановления Правительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой, в соответствии с указанными нормативными правовыми актами, не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе права на жилище.
К тому же даже при сохранении регистрации в силу ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда членов семьи нанимателя в другое место жительства, как в случае с заявителем, договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Поскольку заявление Стефанчишена судом признано обоснованным и подлежащим удовлетворению, то в соответствии со ст. ст. 88 и 98 ГПК РФ судебные расходы, связанные с уплатой заявителем государственной пошлины в размере двухсот рублей, подлежат возмещению в его пользу с ФГКУ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 и 258 ГПК РФ, военный суд, -
Р Е Ш И Л:
Заявление Стефанчишена С.Н. удовлетворить.
Решение заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от … сентября 2012 года №.. . об отказе в принятии Стефанчишена С.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признать незаконным.
Обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить решение своего заместителя от … сентября 2012 года №.. . и принять Стефанчишена С.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в пользу Стефанчишена С.Н. судебные расходы, связанные с подачей заявления в суд, в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском окружном военном суде через 224 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу В.В. Беличев