УИД 11RS0001-01-2022-007072-88 Дело № 2а-5731/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,
при секретаре Муравьевой Т.С.,
с участием административного истца Юркиной А.Ю., представителя административного истца Размыслова Д.Г., представителя административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Боровлева Г.А.,
рассмотрев 27 июля 2022 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Юркиной Аси Юрьевны к администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» Гонтарь Александру Геннадьевичу о признании незаконным срок, установленный собственникам жилых помещений для добровольного сноса многоквартирного дома № 15 по ул. Сорвачева в г. Сыктывкаре, об обязании установить срок для добровольного сноса многоквартирного дома № ... до 30 октября 2022 года и предъявить такое требование к собственникам жилых помещений,
установил:
Юркина А.Ю. обратилась в суд с административным иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным срок, установленный собственникам жилых помещений для добровольного сноса многоквартирного дома № ..., об обязании установить срок для добровольного сноса многоквартирного дома № ... до 30 октября 2022 года и предъявить такое требование к собственникам жилых помещений.
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 02.04.2021 № 4/847 многоквартирный дом (далее МКД) ..., признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения граждан, проживающих в указанном МКД, определен 2028 год. Администрацией МО ГО «Сыктывкар» в адрес собственников жилых помещений в указанном МКД, в том числе и административному истцу, направлены требования № 01-04/1956 от 30.04.2021 об установлении срока для добровольного сноса МКД в срок 36 месяцев со дня получения требования. Указывая на то, что установленный в требовании срок не конкретный, различный для каждого собственника, а также с учетом износа дома, что свидетельствует из заключения эксперта и существующую опасность его обрушения, а также обстоятельств того, что дальнейшая эксплуатация дома на проживание в нем граждан создают реальную угрозу для их жизни и здоровья иных лиц, административный истец просит признать данный срок незаконным и установить иной срок.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» Гонтарь А.Г., в качестве заинтересованных лиц руководитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяинова Н.С., Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар», собственники жилых помещений МКД № ....
В судебном заседании от представителя административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Боровлева Г.А. поступило ходатайство о прекращении производства по настоящему делу, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Сыктывкарского городского суда Республики Ком от 08.02.2022 по делу 2а-1059/2022, в рамках которого рассматривался административный спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Административный истец Юркина А.Ю. и ее представитель Размыслов Д.Г. возражали против прекращения производства по делу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела и представленные сторонами доказательства, обозрев материалы административного дела 2а-1059/2022 Сыктывкарского городского суда Республики Коми, суд приходит к следующему.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в части 6 статьи 39, части 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.
В силу пп. 2 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Из анализа вышеприведенной правовой нормы следует недопустимость повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора, под которым понимается спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Тождество оснований будет иметь место, если все фактические обстоятельства, на которые заявитель ссылается в иске, входили ранее в основание заявления, по которому уже был принят судебный акт.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, пункт 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающий одно из оснований для прекращения производства по административному делу, направлен на пресечение рассмотрения судами тождественных административных исковых заявлений и предполагает, что право на судебную защиту было реализовано в состоявшемся ранее судебном процессе. Установление в каждом конкретном случае, имеются ли основания для прекращения производства по делу, в том числе наличие (отсутствие) вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда, - исключительная прерогатива суда, принимающего решение, которая вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является проявлением его дискреционных полномочий. Гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле, являются установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации процедуры проверки судебных постановлений вышестоящими судами и основания для их отмены или изменения (определения от 19 июля 2016 года N 1739-О, от 28 марта 2017 года N 553-О, от 20 апреля 2017 года N 729-О, от 27 февраля 2018 года N 542-О и др.).
Установлено, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу № 2а-1059/2022 от 08.02.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30.05.2022, административное исковое заявление Юркиной Аси Юрьевны к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании действий незаконными, установлении срока сноса дома 12 месяцев со дня получения требования – оставить без удовлетворения.
Как следует из материалов дела 2а-1059/2022, а именно административного искового заявления Юркиной А.С., решения Сыктывкарского городского суда от 08.02.2022 и апелляционного определения от 30.05.2022, предметом административного спора являлось проверка законности и обоснованности срока для сноса аварийного дома, установленного администрацией МО ГО «Сыктывкар» в требовании к собственникам жилых помещений дома №15 по ул.Сорвачева г.Сыктывкара от 30.04.2021 № 01-04/1956 равным 36 месяцам со дня получения требования истцом. В обоснование заявленных требований административным истцом Юркиной А.Ю. указывалось на износ дома, заключение эксперта и существующую опасность его обрушения, а также обстоятельства, при которых дальнейшая эксплуатация дома на проживание в нем граждан создают реальную угрозу для их жизни и здоровья иных лиц.
Поскольку в рамках настоящего административного дела заявленные административным истцом Юркиной А.Ю. требования тождественны тем требованиям, по которым имеется вступившее в законную силу решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08.02.2022 по делу 2а-1059/2022, и в обоснование настоящего административного иска Юркиной А.С. указаны те же обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по настоящему административному делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 225 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
определил:
производство по административному делу по административному исковому заявлению Юркиной Аси Юрьевны к администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» Гонтарь Александру Геннадьевичу о признании незаконным срок, установленный собственникам жилых помещений для добровольного сноса многоквартирного дома № ..., об обязании установить срок для добровольного сноса многоквартирного дома № ... до 30 октября 2022 года и предъявить такое требование к собственникам жилых помещений, прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение 15 дней через Сыктывкарский городской суд Республики Коми со дня вынесения определения.
Председательствующий И.С.Мишарина