ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2019 г. по делу № 33-16324/2019
судья: Харламов Д.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.
судей Мугиновой Р.Х., Якуповой Н.Н.
при секретаре Рахматуллиной А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе МУП «Уфимские инженерные сети» городского округа г.Уфы Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 апреля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Якуповой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Сокольникова М.М. обратилась в суд с исковыми требованиями к Муниципальному унитарному предприятию «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа Республики Башкортостан), Обществу с ограниченной ответственностью «Умный дом» (далее ООО «Умный дом») об обязании ответчиков произвести перерасчет теплоэнергии в жилом помещении по адресу: адрес, начиная с 25 января 2018 г.; производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии; взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца расходы на представителя в размере 5 000 рублей, на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что является долевым собственником жилого помещения по адресу: адрес Данное жилое помещение было приобретено по договору долевого участия в строительстве №4Б-33 от 16 августа 2016 г. Квартира была передана по акту приема-передачи от 25 января 2018 г. 25 января 2018 г. между ООО «Умный дом» и Сокольниковой М.М. был подписан акт № б/н приемки индивидуальных приборов учета. Согласно данному акту был принят ИПУ тепловой энергии марки Пульс СТК, №..., показание 0,320, дата выпуска 9 января 2018 г., межпроверочный интервал 6 лет. При этом ответчики производили расчет потребляемой теплоэнергии не по ИПУ, а по нормативу, в связи с чем нарушили право истца – оплачивать только фактическое потребление теплоэнергии.
В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования и просила обязать МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа Республики Башкортостан и ООО «Умный дом» произвести перерасчет теплоэнергии в жилом помещении по адресу: адрес начиная с 23 мая 2018 года; обязать МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа Республики Башкортостан и ООО «Умный дом» производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии; взыскать судебные расходы на услуги представителя в размере 5 000 рублей, государственной пошлины в размере 600 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 апреля 2019 г. исковые требования Сокольниковой М.М. к МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа и ООО «Умный дом» об обязании произвести перерасчет - удовлетворены частично. С обязанием МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа Республики Башкортостан произвести перерасчет теплоэнергии в жилом помещении по адресу адрес начиная с 25 мая 2018 года; МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа Республики Башкортостан производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
С МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа Республики Башкортостан в пользу Сокольниковой М.М. взысканы расходы на представителя в размере 5 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 600 рублей. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г.Уфа Республики Башкортостан просит решение отменить в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителей МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа Республики Башкортостан Гималетдинову А.Р., Нагимова Р.Р., представителя Сокольниковой М.М. – Сергеева М.В., представителя ООО «ИСК «СтройФедерация», ООО «Умный дом» Князеву Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Сокольникова М.М. является долевым собственником жилого помещения по адресу: адрес
Управление многоквартирным домом по адресу: адрес осуществляет ООО «Умный дом».
Согласно квитанциям на оплату жилищно-коммунальных услуг с мая 2018 г. исполнителем коммунальной услуги горячая вода тепловая энергия, отопление в указанном доме является МУП «Уфимские инженерные сети».
Многоквартирный дом по адресу: адрес введен в эксплуатацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано застройщику 29 декабря 2017 г.
В квартире истца установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии Пульс СТК, №...
Согласно акту №б/н приемки индивидуальных приборов учета от 26 января 2018 г. счетчик тепловой энергии содержит показание 0,320.
Сокольникова М.М. обращалась в адрес МУП «Уфимские инженерные сети» с заявлением от 23 апреля 2018 г. вх.№2173 о вводе ИПУ в эксплуатацию. Письмом исх.№2967/ССБ от 30 мая 2018 г. МУП «Уфимские инженерные сети» уведомило истца о том, что с указанным заявлением необходимо обратиться в ООО «Умный дом».
Также судом установлено, что между ООО «Умный дом» и МУП «Уфимские инженерные сети» 1 мая 2018 г. заключен договор ресурсоснабжения № 483, согласно которому (п.п. 4.1; п.п. 4.4 Приложения №4) – ввод ИПУ осуществляется актом, который подписывается в трех экземплярах, при этом ответственным лицом за ввод ИПУ является МУП «Уфимские инженерные сети».
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что все помещения в многоквартирном доме по адресу: адрес оборудованы индивидуальными приборами учета, показания которых не применяются в формуле расчета платы за отопление. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что применяемый ответчиком метод расчета коммунальной услуги отопление не основан на законе, противоречит положениям абз. 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за отопление жилого помещения по адресу: адрес начиная с 25 мая 2018 г., поскольку 23 апреля 2018 г. истец обратилась с заявлением о вводе в эксплуатацию ИПУ, применяя в расчетной формуле показания индивидуального прибора учета, расположенного в жилом помещении.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и подтвержден исследованными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в многоквартирном доме не все помещения были оборудованы индивидуальными приборами учета, в связи с чем, правомерным является расчет платы за отопление по нормативу, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Реализуя полномочие, предоставленное ему ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Правительство РФ утвердило Правила № 354, согласно п. 40 которых потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за нее совокупно, без разделения на плату за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 2).
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абз. 2 - 4 п. 42(1) Правил № 354 и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абз. 2 п. 42(1) данных Правил, формулы 2 и 2(1) приложения № 2 к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Так, согласно абз. 3 п. 42(1) Правил № 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к этим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с абз. 4 п. 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Учитывая, что жилой дом по адресу: адрес при вводе в эксплуатацию был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, а все жилые помещения в нем - индивидуальными приборами учета тепла, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возложении на ответчика МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа Республики Башкортостан обязанности производить начисления платы за данную коммунальную услугу, исходя из показаний индивидуального прибора учета.
Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10 июля 2018 г. № 30-П, устанавливающей, что нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение ст. 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
Указанным постановлением взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и абз. 3 п. 42(1) Правил № 354, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. ст. 17 (ч. 3), 19 (ч. 1), 35 и 55 (ч. 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена. Также указано, что впредь, до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абз. 4 п. 42(1) Правил № 354, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Довод жалобы о том, что передача и прием МУП «Уфимские инженерные сети» показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии условиями агентского договора не предусмотрена, а также не предусмотрено документальное оформление МУП «Уфимские инженерные сети» по вводу индивидуальных приборов учета ГВС и тепловой энергии в эксплуатацию, не является основанием для отмены решения суда.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию; до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2).
Из содержания приведенной нормы следует, что расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных приборов учета только после их ввода в эксплуатацию.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абз. 2 п. 81).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (абз. 5 п. 81).
Согласно п. 81 (1) указанных Правил, исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Как следует из ответа МУП «Уфимские инженерные сети» № 2967/ССб от 30 мая 2018 г. на письмо истца от 24 апреля 2018 г. вх. № 3155, последний уведомил истца о её праве по вопросу ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию, документального оформления прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги обратиться в управляющую организацию ООО «Умный дом» (л.д. 16 - 17).
Согласно агентскому договору № 20/1 от 1 мая 2018 г., заключенному между ООО «Умный дом» (Принципал) и МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа Республики Башкортостан (Агент), принципал поручает и обязуется оплатить, агент обязуется совершить от своего имени и за свой счет действия, связанные с предоставлением коммунальных услуг «тепловая энергия» на отопление и «горячая вода» в жилых домах с централизованной системой ГВС, при наличии ИТП, установленного в жилом доме, - «тепловая энергия» на отопление и производство горячей воды собственникам помещений в МКД, находящиеся в управлении принципала в соответствии с заключёнными договорами теплоснабжения № 470047 от 1 мая 2016 г. и поставки коммунального ресурса «горячая вода» № 470047 от 1 мая 2016 г.
В соответствии с п. 2.2.2. указанного договора агент обязуется вести лицевые счета потребителей по жилым и нежилым помещениям в многоквартирном доме, осуществлять прием показаний приборов учета по горячей воде от потребителей, производить начисление, обработку, перерасчет, и доставку потребителям платежных документов за оказываемые коммунальные услуги «тепловая энергия» на отопление и «горячая вода» в жилых домах с централизованной системой ГВС, а при наличии ИТП – «тепловая энергия» на отопление и производство горячей воды.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг по агентскому договору является МУП Уфимские инженерные сети», и, получив обращение истца о необходимости ввода в эксплуатацию ИПУ в квартире истца, ответчик МУП Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа Республики Башкортостан в соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, должен был ввести в эксплуатацию установленный прибор учета не позднее месяца, следующего за датой его установки.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вместе с тем, проверяя решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым выйти за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в интересах законности.
Так, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что применяемый ответчиком метод расчета коммунальной услуги отопление не основан на законе, противоречит положениям абз. 4 п. 42(1) Правил № 354, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения по адресу: адрес исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
При этом суд первой инстанции не учел в полном объеме положений абз. 4 п. 42(1) Правил № 354, которым размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В связи с этим судебная коллегия, руководствуясь абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, приходит к выводу о необходимости изложить абзац третий резолютивной части решения в редакции, соответствующей абз. 4 п. 42(1) Правил № 354.
Руководствуясь ст. ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 апреля 2019 г. изменить в части, изложив абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
«Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии».
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП «Уфимские инженерные сети» городского округа г.Уфы Республики Башкортостан без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи Р.Х. Мугинова
Н.Н. Якупова