Дело № 2а-116/2020
УИД 21RS0007-01-2020-000040-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2020 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.
при секретаре Яковлевой И.М.,
с участием
административного истца - помощника прокурора Козловского района Чувашской Республики Кузнецова С.П., действующего по поручению,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Козловского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Козловского района Чувашской Республики, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Требования обосновал тем, что в результате проведенной проверки исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" выяснилось, что в сети Интернет на сайтах с адресами https://nashtabak.ru/product-category/sigarettes/russian/ и https://cigarettes-wholesale.ru/sigarety-proizvodstva-rossii размещена информация о продаже табачной продукции дистанционным способом, при этом ограничения по возрасту страницы сайтов не содержат, возможна покупка (заказ) табачной продукции несовершеннолетними лицами. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 30.01.2020 с распечатками скриншотов страниц с вышеназванных сайтов. Ссылаясь на нарушения Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, положений Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", возможность ограничения распространения информации в сети "Интернет", в целях защиты законных интересов граждан и публичных интересов Российской Федерации, просил признать информацию, размещенную на интернет-страницах https://nashtabak.ru/product-category/sigarettes/russian/ и https://cigarettes-wholesale.ru/sigarety-proizvodstva-rossii информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству от аккредитованного в качестве регистратора доменных имен лица - ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ" судом истребованы сведения о владельцах и(или) администраторах сайтов https://nashtabak.ru/product-category/sigarettes/russian/ и https://cigarettes-wholesale.ru/sigarety-proizvodstva-rossii, на которых размещена информация о продаже табака и табачной продукции дистанционным способом.
Согласно сообщению ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ" от <дата> исх. <число> администратором доменного имени nashtabak.ru является ФИО5, администратором доменного имени cigarettes-wholesale.ru – ФИО6
Определением суда от <дата> администраторы доменных имен nashtabak.ru и cigarettes-wholesale.ru ФИО5 и ФИО6 привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
В судебном заседании прокурор Кузнецов С.П. требования административного иска поддержал, просил удовлетворить полностью по доводам и основанием, изложенным в нем, вновь привел их суду.
Административный ответчик - представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации в лице Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике, а также заинтересованные лица ФИО5 и ФИО6 в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом.
От представителя Роскомнадзора по Чувашии ФИО3 поступило ходатайство (исх. <число> от <дата>) о рассмотрении административного дела по иску прокурора в отсутствие их представителя. От заинтересованных лиц - ФИО5Л. и ФИО6 каких-либо заявлений или ходатайств не поступило.
Суд не нашел оснований для отложения судебного разбирательства, с учетом мнения истца посчитал возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснение административного истца, исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Настоящий административный иск подан прокурором в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
Положения п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ содержат прямой запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" (ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ). В указанный реестр включаются сетевые адреса,позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
В силу пунктов 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
Суд считает установленным по делу, что прокуратурой Козловского района Чувашской Республики путем мониторинга сети "Интернет" 30.01.2020 проведена проверка соблюдения исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ и при выходе в информационно-коммуникационную сеть "Интернет" выявлены интернет-страницы с адресами https://nashtabak.ru/product-category/sigarettes/russian/ и https://cigarettes-wholesale.ru/sigarety-proizvodstva-rossii, на которых размещена информация о продаже табака и табачной продукции дистанционным способом, о чем составлен соответствующий акт.
В соответствии с п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила N 612), продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Указанные Правила N 612 устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.
Пунктом 5 Правила N 612 предусмотрено, что не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
С целью обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав граждан законодатель установил определенные ограничения при осуществлении деятельности по продаже табачной продукции.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, регулируются Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Конкретные ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями предусмотрены в статье 19 данного Федерального закона, согласно которой розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах.
Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ). Частью 1 ст. 20 Закона N 15-ФЗ установлен запрет на продажу табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом. Потребление табака несовершеннолетними не допускается (ч. 4 ст. 20 Закона N 15-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, запрещенной для распространения среди детей, данный Закон относит информацию, способную вызвать у детей желание употребить табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (п. 2 ч. 2).
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе, от рекламы табачных изделий.
В статье 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установлен перечень товаров, реклама которых не допускается. Не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок (п. 8 ст. 7 Федерального закона N 38-ФЗ). Перечень табачных изделий и курительных принадлежностей, приведенный в данной норме, не является исчерпывающим. Соответственно, Федеральным законом N 38-ФЗ установлен безусловный запрет на рекламу любой табачной продукции, что отвечает законодательным тенденциям, направленным на ужесточение ответственности за распространение подобной рекламы, а также ограничение курения любых табачных изделий (Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака").
Следовательно, свободная реализация табачной продукции ограничена законодательством Российской Федерации.
Статьей 6.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Кроме того, наступление административной ответственности за продажу несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий предусмотрено ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ.
Разрешая административный спор, суд исходит из того, что, заключая договор купли-продажи товаров дистанционным способом, продавец не может убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, поскольку в силу п.1 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1, п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса РФ договор розничной купли-продажи дистанционным способом заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара. При данном дистанционном способе реализации табачной продукции невозможно установить возраст покупателя, что, в свою очередь, затрудняет контроль за соблюдением действующего законодательства в части продажи табачной продукции несовершеннолетним.
Таким образом, предоставление возможности доступа к сайтам по продаже табачной продукции дистанционным способом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации фактически является распространением запрещенной информации.
Суд считает, что вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа в информации, размещенной на интернет-страницах с адресами https://nashtabak.ru/product-category/sigarettes/russian/ и https://cigarettes-wholesale.ru/sigarety-proizvodstva-rossii. Нахождение в открытом доступе в сети "Интернет" информации о продаже табака и табачной продукции дистанционным способом нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированное Конституцией Российской Федерации обеспечение прав в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
Пунктом 1 Положения "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года N 228, Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы. В соответствии с п. 6.5 данного Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований прокурора.
Принимая во внимание, что предметом иска является признание информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, настоящее решение в силу ч. 1 ст. 188 и ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административный иск прокурора Козловского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, распространенную в сети "Интернет" по адресам
https://nashtabak.ru/product-category/sigarettes/russian/
https://cigarettes-wholesale.ru/sigarety-proizvodstva-rossii
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 7б), для внесения сведений в единую автоматизированную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено 05 марта 2020 года