Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2020 года р.п. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Давиденко С.А., при секретаре Кузнецове А.В.,
с участием: заместителя прокурора Мамско-Чуйского района Попова А.Б., представителя административного истца кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Соловьева С.А. - Белозеровой Е.И., действующей на основании нотариальной доверенности, представившей диплом о высшем юридическом образовании, представителя административного ответчика – председателя Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии Кнауба Д.В., заинтересованного лица – кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Сергея А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 38RS0015-01-2020-000115-13 (номер производства № 2а-46/2020) по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Соловьева Сергея Андреевича к Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии об отмене решения Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Сергея А.Б. кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района»,
У С Т А Н О В И Л:
Зарегистрированный кандидат на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Соловьев Сергей Андреевич обратился в Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии об отмене решения Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии «О регистрации Сергея А.Б. кандидатом на должность мэра муниципального образования <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование исковых требований, уточненных исковых требований, принятых судом в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец указал, что 22 июня 2020 года решением Думы муниципального образования Мамско-Чуйского района седьмого созыва № 42 были назначены выборы мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района на 13 сентября 2020 года. Мамско-Чуйская территориальная избирательная комиссия (далее – Мамско-Чуйская ТИК) ДД.ММ.ГГГГ приняла решение «О регистрации Соловьева Сергея Андреевича кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района» №. Мамско-Чуйская ТИК ДД.ММ.ГГГГ приняла решение «О регистрации Сергея А.Б. кандидатом на должность мэра муниципального образования <адрес>» №. Истец полагает, что кандидат на должность мэра муниципального образования <адрес> Сергей А.Б. в заявлении о согласии баллотироваться указал недостоверный адрес места жительства, так как на территории Мамско-Чуйского района Иркутской области в силу Закона Иркутской области от 02 декабря 2004 года № 63-оз «О статусе и границах муниципальных образований Мамско-Чуйского района Иркутской области» отсутствует населенный пункт с наименованием «поселок Мама». Избирательная комиссия известила кандидата Сергея А.Б. о выявленных неполноте и недостоверности представленных сведений, однако кандидат допущенное нарушение не устранил. Также административный истец указал на нарушения требований законодательства при проверке подписных листов. Соловьев С.А. считает, что все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, представленных кандидатом Сергеем А.Б. в поддержку своего самовыдвижения, должны быть признаны недействительными, поскольку в подписных листах кандидат не указал свою принадлежность к политической партии и свой статус в данной политической партии в объеме, указанном в заявлении о согласии баллотироваться, а изготовление подписных листов не оплачивалось за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата. Административный истец полагает, что Мамско-Чуйская ТИК при принятии решения о регистрации Сергея А.Б. кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района допустила нарушения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ (далее – Закон № 116-ОЗ), тем самым нарушила принцип равенства всех перед законом и право Соловьева С.А. на равные для всех кандидатов на выборные должности условия выдвижения и регистрации.
Председатель Мамско-Чуйской ТИК Кнауб Д.В. в возражениях на административное исковое заявление, уточненное административное исковое заявление указал, что оспариваемое решение принято законно, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по следующим основаниям. В заявлении о согласии баллотироваться сведения об адресе места жительства кандидата Сергея А.Б. указаны достоверно, кроме того в избирательную комиссию в подтверждение указанных в заявлении о согласии баллотироваться сведений была представлена копия паспорта гражданина РФ. Доводы административного истца о том, что все подписи в подписных листах Сергея А.Б. должны были быть признаны недействительными, несостоятельны, поскольку в подписном листе кандидат указал о членстве в политической партии в достаточном объеме, а избирательное законодательство не содержит обязательного требования предварительной оплаты изготовления подписных листов на муниципальных выборах.
Заинтересованное лицо Сергей А.Б. в возражениях на административное исковое заявление, уточненное административное исковое заявление полагал, что оснований для отмены оспариваемого решения не имеется, указал, что в заявлении о согласии баллотироваться и иных представленных в Мамско-Чуйскую ТИК документах содержатся полные и достоверные сведения, кроме того, на момент принятия решения о регистрации Сергея А.Б. кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района изготовление подписных листов было оплачено.
В судебное заседание административный истец кандидат на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Соловьев С.А., уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, реализовал свое право на участие в судебном заседании путем направления представителя по нотариальной доверенности Белозеровой Е.И.
Представитель административного истца кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Соловьева С.А. – Белозерова Е.И., действующая на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика – председатель Мамско-Чуйской ТИК Кнауб Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, уточненное административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо кандидат на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Сергей А.Б. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований Соловьева С.А. в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, уточненное административное исковое заявление.
В судебное заседание заинтересованное лицо Региональное отделение в Иркутской области политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости», уведомленное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направило, председатель политического совета Регионального отделения в Иркутской области политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости» Якубов С.С. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав представителя административного истца Соловьева С.А. – Белозерову Е.И., представителя административного ответчика – председателя Мамско-Чуйской ТИК Кнауба Д.Б., заинтересованное лицо Сергея А.Б., заключение заместителя прокурора Мамско-Чуйского района Попова А.Б., полагавшего решение Мамско-Чуйской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Сергея А.Б. кандидатом на должность мэра муниципального образования <адрес>» подлежащим отмене, поскольку оно вынесено с нарушением действующего законодательства, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом № 67-ФЗ.
В соответствии со статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), пункта 11 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для признания решения избирательной комиссии незаконным, является его несоответствие требованиям действующего законодательства либо принятие его с превышением установленной компетенции.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата
Аналогичные положения предусмотрены частью 1 статьи 63 Закона № 116-ОЗ.
Суд установил, что Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 03 декабря 2015 года № 98/1111 «О формировании Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии» сформирована Мамско-Чуйская ТИК в составе 9 человек. Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 03 декабря 2015 года № 98/1112 «О назначении председателя Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии» назначен председатель Мамско-Чуйской ТИК.
Решением Думы муниципального образования Мамско-Чуйского района седьмого созыва от 22 июня 2020 года № 42 «О назначении муниципальных выборов мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района» назначено проведение муниципальных выборов мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района, днем голосования определено 13 сентября 2020 года.
Решением Мамско-Чуйской ТИК от 26 июня 2020 года № 88/374 «О количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов на муниципальных выборах 13 сентября 2020 года» определено количество действительных и достоверных подписей избирателей, представленных в поддержку кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района, необходимое для его регистрации – 19 подписей. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района, составляет 23 подписи избирателей.
Решением Мамско-Чуйской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ № кандидатом на должность мэра муниципального образования <адрес> зарегистрирован Соловьев С.А., который выдвинут для участия в выборах Региональным отделением в <адрес> политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости».
Решением Мамско-Чуйской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ № кандидатом на должность мэра муниципального образования <адрес> зарегистрирован Сергей А.Б., выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Согласно материалам административного дела 24 июля 2020 года Сергей А.Б. уведомил Мамско-Чуйскую ТИК о своем желании баллотироваться кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района, представив соответствующее заявление, а также комплект документов, предусмотренный статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 49 Закона № 116-ОЗ. Мамско-Чуйская ТИК выдала кандидату Сергею А.Б. Подтверждение получения документов о выдвижении кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района, а также Разрешение на открытие специального избирательного счета.
Оценивая доводы административного истца об указании Сергеем А.Б. в заявлении о согласии баллотироваться сведений о себе, противоречащих представленным им документам, что свидетельствует о нарушении порядка выдвижения и регистрации кандидата, суд исходит из следующего.
Как следует из названного заявления от ДД.ММ.ГГГГ, Сергей А.Б. указал в нем адрес регистрации по месту жительства: «<адрес>», при этом в паспорте кандидата указан аналогичный адрес регистрации по месту жительства.
Руководствуясь пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, Мамско-Чуйская ТИК ДД.ММ.ГГГГ известила кандидата Сергея А.Б. о выявлении неполноты сведений в представленных документах в избирательную комиссию, в том числе указала, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом Сергеем А.Б. недостоверно указан адрес места жительства.
Сергей А.Б. с указанным нарушением не согласился, в судебном заседании пояснил, что в заявлении о согласии баллотироваться адрес места жительства указал в соответствии с паспортом гражданина РФ, копия которого им также представлялась в избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ наряду с другими документами на выдвижение.
Законом Иркутской области от 02 декабря 2004 года № 63-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Мамско-Чуйского района Иркутской области» установлено, что на территории Мамско-Чуйского района Иркутской области расположен рабочий поселок Мама. Иных населенных пунктов с наименованием Мама, расположенных на территории Мамско-Чуйского района Иркутской области, не имеется.
Суд находит, что допущенное кандидатом Сергеем А.Б. нарушение при указании в заявлении сведений о своем адресе места жительства, не может быть расценено как неполнота сведений, поскольку не является существенным.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
В заявлении о согласии баллотироваться, представленном в избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, кандидат Сергей А.Б. указал, что является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия», секретарем Мамско-Чуйского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». В подтверждение сведений Сергей А.Б. представил Мамско-Чуйской ТИК справку от ДД.ММ.ГГГГ Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Согласно Подтверждения о приеме документов для регистрации кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Сергей А.Б. ДД.ММ.ГГГГ представил в Мамско-Чуйскую ТИК подписные листы с подписями избирателей в количестве 23 штук, сброшюрованные в одну папку, протокол об итогах сбора подписей избирателей, уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В подписных листах, представленных Сергеем А.Б. Мамско-Чуйской ТИК, отсутствуют сведения о статусе кандидата в политической партии, а именно о том, что выдвинутый в порядке самовыдвижения кандидат Сергей А.Б. является секретарем Мамско-Чуйского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».
По результатам проверки, проведенной рабочей группой по приему и проверки документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в Мамско-Чуйскую ТИК, установлено, что все подписные листы отвечают требованиям закона, а все 23 подписи избирателей признаны действительными.
Согласно Протокола заседания № Мамско-Чуйской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ, председатель Мамско-Чуйской ТИК Кнауб Д.В. при принятии оспариваемого решения обратил внимание на отсутствие в подписных листах информации о том, что кандидат Сергей А.Б. является секретарем Мамско-Чуйского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». Избирательная комиссия несоответствие объема сведений в подписных листах и заявлении о согласии баллотироваться не посчитала нарушением закона и зарегистрировала Сергея А.Б. кандидатом.
Пунктом 9 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, а также примечанием приложения № 6 к данному Федеральному закону установлено, что если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
Согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдумов в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является, в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Наличие в подписном листе информации о кандидате в меньшем объеме, чем предусмотрено законом, влияет на восприятие избирателями информации о кандидате. Согласно части 14.9 Всероссийской политической партии «Единая Россия» секретарь местного отделения партии является высшим должностным лицом местного отделения партии и обладает большим объемом полномочий, в том числе осуществляет руководство деятельностью местного политического совета, представляет интересы местного отделения во взаимоотношениях между юридическими и физическими лицами без доверенности.
Необходимость указания в представленных кандидатом Сергеем А.Б. подписных листах не только на принадлежность к политической партии, но и о статусе в политической партии, является прямым требованием федерального закона, выполнение которого не может зависеть от усмотрения кандидата.
Таким образом, является обоснованным довод административного истца о том, что невнесение в подписные листы сведений о статусе кандидата Сергея А.Б. в политической партии (секретарь Мамско-Чуйского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия»), которые в свою очередь отражены в заявлении о согласии баллотироваться, является основанием для признания подписей избирателей недействительными, соответственно Мамско-Чуйская ТИК приняла оспариваемое решение с нарушением требований, предусмотренных пп. "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Для проведения избирательной кампании по выборам мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Сергеем А.Б. ДД.ММ.ГГГГ открыт специальный избирательный счет № в дополнительном офисе 8586/0193 ПАО «Сбербанк России».
Из Выписки из лицевого счета № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленного ПАО «Сбербанк» по запросу суда, следует, что ДД.ММ.ГГГГ из средств избирательного фонда кандидата на расчетный счет № была перечислена сумма в размере 500,00 руб.
Судом установлено и подтверждается копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, что кандидат Сергей А.Б. ДД.ММ.ГГГГ перечислил со специального избирательного счета № денежные средства в размере 500,00 руб. на счет №, получатель ФИО4, в назначении платежа указал: «Оплата по Договору № о выполнении работ гражданке ФИО4, паспорт РФ 2512 766000, выдан ТП УФМС России по <адрес> в <адрес>е, ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>».
В судебном заседании заинтересованное лицо Сергей А.Б. пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ФИО4 был заключен Договор о выполнении работ (оказании услуг) №, по условиям которого кандидат дает поручение исполнителю на выполнение ряда услуг, в том числе на изготовление бланков подписных листов. Стоимость услуг по договору составляет 500,00 руб. Стоимость услуг по изготовлению бланков подписных листов в количестве 5 шт. составляет 10,00 руб. Также между сторонами названного Договора ДД.ММ.ГГГГ был подписан Акт о выполнении работ (оказании услуг) №.
Как следует из материалов настоящего дела, ДД.ММ.ГГГГ между Сергеем А.Б. и ФИО4 был заключен Договор о выполнении работ (оказании услуг) №. Согласно пункту 1.1. данного Договора кандидат дает согласие и поручение исполнителю на выполнение следующих работ (оказание услуг): изготовление настоящего Договора о выполнении работ (оказании услуг) силами исполнителя; изготовление бланков подписных листов силами исполнителя по форме, установленной законом, и в соответствии с требованиями закона; организация сбора и передачи кандидату подписей избирателей при проведении предвыборной кампании по выборам мэра муниципального образования <адрес>. Пунктом 2.3. Договора установлено, что стоимость названных услуг составляет 500.00 руб. Сведений об объеме выполняемых работ (оказываемых услуг), расценок по всем видам работ (услуг), порядка оплаты Договор не содержит.
Акт о выполнении работ (оказании услуг) № от ДД.ММ.ГГГГ также не содержит сведений об объеме выполненных работ (оказанных услуг), расценок по всем видам работ (услуг).
В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 422 ГК РФ также установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 4 статьи 59 Федерального закона № 67-ФЗ договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, с кампанией референдума, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что к итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум.
Решением Мамско-Чуйской ТИК от 18 июня 2018 года № 49/196 утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов на территории муниципального образования Мамско-Чуйского района (далее – Инструкция).
Согласно пункта 3.19 Инструкции Договор оформляется в письменном виде с указанием в нем реквизитов сторон, сведений об объеме выполняемой работы (оказываемой услуги), ее стоимости, расценок по видам работ, порядка оплаты, сроков выполнения работ (оказания услуг). Выполненные работы (оказанные услуги) должны подтверждаться актами об их выполнении, подписанными кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам и подрядчиком (исполнителем).
В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
По общему правилу о порядке расходования избирательных фондов, установленному пунктом 5 статьи 59 Федерального закона № 67-ФЗ запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах.
Анализируя в совокупности указанные нормы, суд приходит к выводу о том, что услуги по изготовлению подписных листов или продажа товаров для их изготовления могут быть осуществлены исполнителем только после заключения письменного договора (соглашения) с кандидатом, получения от кандидата документально подтвержденного согласия на выполнение оплачиваемых работ или реализацию товаров по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы, и получения оплаты из средств соответствующего избирательного фонда.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Договор о выполнении работ (оказании услуг) № 1 от 29 июля 2020 года, является незаключенным, так как между сторонами не согласован объем и содержание оказываемых услуг, отсутствуют расценки каждой услуги в отдельности. Акт о выполнении работ (оказании услуг) № 1 от 31 июля 2020 года также не содержит объем и содержание оказанных услуг. Кроме того, из представленных Договора и Акта не усматривается за счет каких средств кандидат Сергей А.Б. должен произвести оплату за оказанные работы.
В связи с чем не представляется возможным достоверно установить стоимость изготовления подписных листов, их количество, а также в каком количестве исполнитель по договору должен был собрать подписи избирателей. Пояснения кандидата Сергея А.Б. в судебном заседании о том, что среди прочих работ ФИО4 оказала услугу по изготовлению бланков подписных листов в количестве 5 штук стоимостью 10,0 рублей не может быть принята судом во внимание, поскольку Федеральным законом № 67-ФЗ предусмотрена обязательная письменная форма сделки.
Представленное суду платежное поручение лишь удостоверяет факт передачи денежной суммы и не может рассматриваться как доказательство наличия между сторонами соглашения об оказании услуг по изготовлению подписных листов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что кандидат Сергей А.Б. не оплатил услуги по изготовлению подписных листов с момента открытия специального избирательного счета и до начала сбора подписей, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а Мамско-Чуйская ТИК при составлении итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей и ведомости проверки подписных листов, не убедившись, что изготовление подписных листов оплачено из средств соответствующего избирательного фонда, приняла необоснованное решение о достоверности подписей избирателей.
В соответствии с пп. «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 23 части 9 статьи 61 Закона № 116-ОЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, частью 7 статьи 57 Закона № 116-ОЗ (подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата изготавливаются за счет средств избирательного фонда указанного кандидата).
При указанных обстоятельствах все подписи избирателей в подписных листах, представленных в поддержку самовыдвижения Сергея А.Б. должны были быть признаны рабочей группой по приему и проверки документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в Мамско-Чуйскую ТИК недействительными по основаниям пп. «и» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, и на заседании Мамско-Чуйской ТИК Сергею А.Б. должно было быть отказано в регистрации по основанию, предусмотренному пп. «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № ФЗ-67 – недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Таким образом, принятое решение о регистрации Сергея А.Б. кандидатом на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района при отсутствии среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; при наличии на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона; при отсутствии на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3, 3.1) Федерального закона № 67-ФЗ, при недостаточном количестве достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, нарушает принцип равенства кандидатов, закрепленных в статье 5 Федерального закона № 67-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанное решение незаконным, определяет способ восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Поскольку судом установлены нарушения законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией, имеются основания, предусмотренные законом для признания незаконным и отмены решения Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Сергея А.Б. кандидатом на должность мэра муниципального образования <адрес>», поэтому административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-179, 244, частью 3 статьи 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования зарегистрированного кандидата на должность мэра муниципального образования Мамско-Чуйского района Соловьева Сергея Андреевича удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Мамско-Чуйской территориальной избирательной комиссии по выборам Мэра муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Сергея А.Б. кандидатом на должность мэра муниципального образования <адрес>».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение пяти дней.
Судья С.А.Давиденко