Решение по делу № 33-56/2014 от 10.01.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Сибай 16 сентября 2010 года

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе судьи Юлмухаметова A.M.,

с участием истцов Никоноровой С.В., Никоноровой И.В., их представителя адвоката Дарвиной С.А., представителя ответчика - Открытое акционерное общество «Учалинский горно-обогатительный комбинат» (далее ОАО УГОК) - Аминова Р.М.,

при секретаре судебного заседания Арслановой И.А.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Никоноровой С.В., Никоноровой И.В. к ОАО УГОК о возмещении материального и морального вреда в связи со смертью кормильца,

У С Т А Н О В И Л :

Никонорова С.В. обратилась с иском к ОАО УГОК о взыскании денежной компенсации морального вреда, возмещении вреда в связи с потерей кормильца. Также с требованием о взыскании денежной компенсации морального вреда к ОАО УГОК обратилась Никонорова И.В.. В обоснование своих требований истцы указывают, что Дата обезличена в Сибайском подземном руднике Сибайского филиала ОАО УГОК произошел несчастный случай на производстве, в результате которого погиб супруг Никоноровой С.В., сын Никоноровой И.В. - Никоноров А.С. работал в Сибайском филиале ОАО УГОК с 01 марта 2010 года непосредственно в забоях, на полный рабочий день под землей подземного участка эксплуатации и ремонта самоходного оборудования №4. Трудовой договор прекращен в связи с его смертью на основании п. 6 ст. 83 ТК РФ. Составлен Акт № 3 о несчастном случае на производстве. Дата обезличена у Никонорова А.С. родился сын. Никонорова С.В. в данный момент находится в отпуске по беременности и родам. В результате гибели мужа она с сыном находятся в тяжелом материальном положении. У Никоноровой И.В. муж погиб 12.04.2001г., было двое детей: умерший сын Никоноров А.С., Дата обезличена и дочь Никонорова Н.С., Дата обезличена которая находится на ее иждивении. Умерший был их единственной опорой и поддержкой. Они потеряли единственного кормильца. Ответчиком не предпринято никаких мер по заглаживанию морального вреда. При определении размера вреда просят учесть, что несовершеннолетний ребенок и супруга умершего могли бы получать ежемесячно алименты на ребенка в размере 1/4 части и на свое содержание до исполнения ребенку трех лет. Размер морального вреда они оценивают в 900.000 рублей. Поскольку в результате смерти кормильца они лишены доходов, просят взыскать причитающиеся платежи единовременно за три года Дата обезличена в счет ежемесячных платежей в размере среднего заработка умершего. А после Дата обезличена взыскивать платежи ежемесячно в размере среднего заработка умершего пропорционально индексации минимального размера оплаты труда до совершеннолетия ребенка. В обосновании своих требования истцы ссылаются на положения ст.ст.1088, 1089, 1092, 1099-1101 ГК РФ.

В судебном заседании истцы уточнили исковые требования, просили взыскать с ответчика в пользу каждой из них компенсацию морального вреда в размере по 450.000 рублей, а также взыскать в пользу истца Никоноровой С.В. возмещение вреда в связи с потерей кормильца за период Дата обезличена в размере 810.000 рублей, Дата обезличена ежемесячно 22.500 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10.000 рублей.

Представитель ответчика ОАО УГОК - Аминов Р.М. иск не признал и пояснил, что должна быть учтена вина пострадавшего, размер компенсации морального вреда которую требуют истцы, завышен. Второе требование Никоноровой С.В. не основано на законе. ОАО УГОК является плательщиком страховых взносов в Фонд социального страхования, который в соответствии с федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и является органом, обязанным производить выплаты в счет возмещения вреда в связи с потерей кормильца.

Суд, выслушав истцов, представителя адвоката Дарвину С.А., представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Согласно Акту о несчастном случае Номер обезличен свидетельству о смерти серии Номер обезличен в Сибайском подземном руднике Сибайского филиала ОАО УГОК произошел несчастный случай на производстве, в результате которого погиб Никоноров А.С.Дата обезличена работавший машинистом погрузочно-доставочной машины 4-го разряда на подземных работах.

Согласно выводам вышеназванного Акта о несчастном случае следует, что травмирование Никонорова А.С. произошло в результате обрушения горной массы кровли забоя, смерть наступила в результате открытой черепно-мозговой травмы.

Основными причинами несчастного случая явились:

1) не обеспечение безопасной организации работ, соблюдения работниками требований, норм, инструкций по охране труда, технологических карт, должностных инструкций;

2) отступление от требований проектной, технологиченской документации. При составлении паспорта крепления «Обходной выработки СПШ» гор.469 м были нарушены требования раздела 8 «Крепление подземных горных выроботок» проекта «Доработка залежи «Новый Сибай» Сибайского местророждения подземным способом;

3) неправильная организация производства работ. Зам. начальника участка О и ГРП №9 выдал наряд на ведение работ в «Обходной выработки СПШ» гор.469, зная, что в ней отсутствует вентиляция и не пересмотрен паспорт крепления на возведение временной крепи;

4) неэффективный производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при проходке горных выработок на СПР в части контроля за горно-геологическими условиями, за правильностью составления паспортов крепления, отсутствием журнала учета опасных зон, за выполнением проектных решений со стороны руководства участка, руководителей и специалистов Сибайского подземного рудника.

Факт грубой неосторожности пострадавшим комиссией не установлен и с учетом решения профсоюзного комитета Сибайского филиала ОАО «УГОК» степень вины пострадавшего составляет - 1 %.

Из свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении Никонорова А.С. следует, что погибший являлся супругом истца Никоноровой С.В., сыном истца Никоноровой И.В..

В соответствии со ст.22 Трудового Кодекса РФ, работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей..., возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.151 Гражданского Кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные прав либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии со ст.1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

Согласно ст.151 ГК РФ, причинитель вреда обязан возместить моральный ущерб.

В соответствии со ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

В связи с этим суд находит что требования истцов о взыскании компенсации морального вреда основаны на законе, у ответчика возникло перед истцами обязательство возмещения морального вреда, поскольку в связи со смертью супруга, сына истцов, им причинены нравственные страдания.

Принимая во внимание обстоятельства дела, степень причиненных истцам нравственных и страданий в связи со смертью близкого человека, их материальное и семейное положение, что истец Никонорова С.В. находится в отпуске по уходу за малолетним ребенком в возрасте менее 1 года, истец Никонорова И.В. не работает, одна воспитывает несовершеннолетнюю дочь, погибший был в молодом возрасте 22 лет, кормильцем семьи, а также степень вины ответчика, должностные лица которого допустили грубые нарушения Правил охраны труда, с учетом разумности и справедливости, сумму компенсации морального вреда подлежащей взысканию с ответчика суд определяет в размере по 350.000 рублей в пользу каждой из истцов.

Согласно ст.1064 ГК РФ, законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно ст.184 ТК РФ, при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.

Согласно ст.ст.3, 8, 15 Федерального закона РФ №125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» следует, что обеспечение по страхованию осуществляется в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в виде страховых выплат: единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; … 3.Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда. Страховщиком является Фонд социального страхования РФ.

Из перечисленных правовых норм следует, что у ответчика не имеется обязательство возмещения вреда истцу Никоноровой в связи с потерей кормильца, поскольку законом данная обязанность возложена на Фонд социального страхования РФ.

В ч.2 ст.22 ТК РФ к числу обязанностей работодателя отнесено осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами.

Основанием возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников является возникновение трудовых отношений между работником и работодателем, то есть заключение трудового договора и (или) фактический допуск работника полномочными представителями работодателя к выполнению трудовой функции.

В ст.5 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 02.07.1998г (с последующими изменениями и дополнениями) указано, что обязательному социальному страхованию полежат лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, в роли которого выступает работодатель.

Следовательно, после заключения трудового договора у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному страхованию работника, а у работника - корреспондирующее данной обязанности право на указанное страхование. Невыполнение данной обязанности работодателем не может влечь неблагоприятных последствий для работника, поскольку он не может нести ответственность за неправомерное поведение работодателя. Невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов позволяет органам, осуществляющим социальное страхование, взыскать с работодателя взносы за весь период работы, а также применить к работодателю установленные законодательством санкции за ненадлежащее исполнение им обязанностей по обязательному социальному страхованию работников, состоящих с ним в трудовых отношениях.

При таких обстоятельствах, иск о взыскании с ответчика возмещения вреда в связи с потерей кормильца удовлетворению не подлежит, поскольку не основан на законе.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию затраты истца на оплату услуг представителя. Учитывая, объем выполненных представителем истца услуг, продолжительность судебного разбирательства, количество удовлетворенных требований, материальное положение истца, суд находит разумным присудить в пользу истца Никоноровой С.В. ее расходы на оплату услуг представителя в сумме 7000 рублей.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взыскать госпошлину в бюджет РФ в связи с удовлетворением требования неимущественного характера, от уплаты которых истцы были освобождены.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Никоноровой С.В., Никоноровой И.В. - удовлетворить частично.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Учалинский горно-обогатительный комбинат» в пользу Никоноровой С.В. компенсацию морального вреда в размере 350.000 (триста пятьдесят тысяч) рублей, затраты на оплату услуг представителя в размере 7000 (семь тысяч) рублей. В удовлетворении остальной части иска Никоноровой С.В. - отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Учалинский горно-обогатительный комбинат» в пользу Никоноровой И.В. компенсацию морального вреда в размере 350.000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с ОАО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» в пользу бюджета РФ госпошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в
течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

33-56/2014

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
21.01.2014Судебное заседание
23.01.2014Дело сдано в канцелярию
27.01.2014Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее