Решение по делу № 8а-23632/2020 [88а-22664/2020] от 22.09.2020

Дело № 88а-22664/2020г.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва                             18 ноября 2020 года

    Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Анатийчук О.М.,

судей Войты И.В., Репиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природопользования Рязанской области на решение Советского районного суда г.Рязани от 22 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 18 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природопользования Рязанской области о понуждении к совершению действий (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-2347/2019г.)

Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М., объяснения представителя административного истца Русакова И.В., возражавшего против доводов кассационной жалобы,

установила:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Министерству природопользования Рязанской области о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований указал, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с заданиями Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведены проверки исполнения законодательства, направленного на предотвращение и пресечение нарушений в охранных зонах водных объектов, а также исполнения законодательства при реализации государственных программ Рязанской области. Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В Рязанской области таким заинтересованным органом является Министерство природопользования Рязанской области. В ходе проверки было установлено, что на территории Рязанской области зоны затопления, подтопления не определены, в связи с чем прокурором в адрес административного ответчика 25 июня 2018 года вынесено представление.

В соответствии с государственным контрактом, заключенным Министерством природопользования Рязанской области 10 сентября 2018 года с ООО «СПЕЦГЕОЛОГОРАЗВЕДКА», в 2018 году были подготовлены и представлены административному ответчику материалы для определения границ зоны затопления, подтопления, которые приняты и оплачены Министерством. Однако, до настоящего времени Министерством в Федеральное агентство водных ресурсов предложение об установлении зон затопления, подтопления направлено не было.

Прокурор полагал, что вследствие не определения границ зон затопления, подтопления может быть причинен вред неопределенному кругу лиц из-за негативного воздействия вод, как объекта окружающей природной среды, жизни, здоровью и имуществу граждан. Ссылаясь на нарушения прав неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области, выразившееся в не направлении предложений в Федеральное агентство водных ресурсов, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон и обязать Министерство природопользования Рязанской области направить соответствующие предложения в Федеральное агентство водных ресурсов.

Решением Советского районного суда г.Рязани 22 октября 2019 года постановлено признать незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области, возложив на него обязанность направить предложения в Федеральное агентство водных ресурсов, подготовленные совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», установив срок исполнения решения суда - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 18 марта 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 сентября 2020 года, представитель административного ответчика ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что судами допущены нарушения норм материального и права.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01 октября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.

Статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

На территории Рязанской области осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе участие в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Рязанской области, а также участие в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Рязанской области, входит в компетенцию Министерства природопользования Рязанской области (Положение о Министерстве утверждено постановлением Правительства Рязанской области от 05 октября 2010 г. № 240).

Согласно пункту 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года №360 "О зонах затопления, подтопления" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2019 N 1171) зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Положения заявление с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления перед направлением в Федеральное агентство водных ресурсов подлежит согласованию:

а)    с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальными органами), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) - при установлении границы зон затопления, подтопления;

б)    с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - при установлении границы зон затопления;

в)    с Федеральным агентством по недропользованию - при установлении границы зон подтопления.

В силу пункта 11 раздела 3 Положения о Министерстве природопользования Рязанской области в полномочия административного ответчика входит направление в Федеральное агентство водных ресурсов предложений, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Суды первой и апелляционной инстанции, установив, что Министерством природы Рязанской области не исполнены возложенные полномочия по направлению в Федеральное агентство вводных ресурсов предложений, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон, в соответствии с действующим законодательством в соответствии Положением о Министерстве природопользования Рязанской области, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.

В силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

10. В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).

Административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не было представлено достаточных доказательств отсутствия незаконного бездействия.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии бездействия в связи с тем, что Министерством был заключен с ООО «СПЕЦГЕОЛОГОРАЗВЕДКА» государственный контракт на выполнение работ по подготовке материалов для определения границ зон затопления, затем материалы направлены для согласования в Департамент Росгидромета по Центральному Федеральному округу, однако согласование не было получено из-за имеющихся замечаний и предложений по представленным материалам, судами обоснованно отклонены со ссылкой на то, что указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии бездействия ответчика и не лишают его права оперативно устранить отмеченные Департаментом Росгидромета замечания в случае их правомерности либо их оспорить в установленном порядке.

Между тем, на протяжении длительного времени с 2018 года, Министерством не реализованы полномочия по направлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон. Вследствие этого на территории Рязанской области не установлены зоны затопления, подтопления, относящиеся к зонам с особыми условиями использования.

Судами при разрешении спора не было допущено нарушения норм материального либо процессуального права, которые бы в силу положений части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы повлечь отмену оспариваемых судебных актов.

Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Рязани от 22 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 18 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природопользования Рязанской области без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

8а-23632/2020 [88а-22664/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Рязанская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Министерство природопользования Рязанской области
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Анатийчук Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
18.11.2020Судебное заседание
18.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее