Судья ФИО2 Дело №
(номер дела суда первой инстанции 2-4536/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> 19 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего ФИО8,
судей ФИО9
при ведении протокола помощником судьи ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по <адрес> по доверенности ФИО5 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
исковое заявление ФИО1 к МВД по <адрес> о восстановлении на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и восстановлении нарушенных прав, удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии МВД по <адрес> по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксированное в протоколе заседания комиссии № и утвержденное Распоряжением МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии ФИО1 с учета очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе шесть человек.
Обязать комиссию МВД по <адрес> по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения восстановить ФИО1 с семьей в составе шесть человек на учет очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в прежней очередности с момента постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МВД по <адрес> предоставить ФИО1 в порядке очереди единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения исходя из нормы предоставления площади жилого помещения в размере 128 кв.м., путем перечисления денежных средств на счет получателя: ФИО1, номер счета: 40№ Банк получателя: Юго-Западный банк ПАО «Сбербанк» БИК: 046015602, Корреспондентский счет: 30№ ИНН: 7707083893.
В целях обеспечения возможного поворота исполнения решения суда наложить запрет на действия ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на действия по выдаче (распоряжению) денежных средств, в том числе и перечисления третьим лицам, в том числе и по его поручению, денежных средств находящихся на расчетном счете в ПАО «Сбербанк»: получатель: ФИО1, номер счета: 40№ Банк получателя: Юго-Западный банк ПАО «Сбербанк» БИК: 046015602 Корреспондентский счет: 30№ ИНН: 7707083893 до вступления в законную силу решения суда по данному гражданскому делу.
Заслушав доклад судьи ФИО8, изложившей обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1, представителя ответчика МВД по РА – ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Майкопский городской суд Республики Адыгея с исковым заявлением к МВД по <адрес> с требованиями о восстановлении на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и восстановлении нарушенных прав.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он, будучи действующим сотрудником Министерства внутренних дел по <адрес>, состоит на учете в МВД по <адрес> в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту - ЕСВ).
Решением комиссии по представлению ЕСВ МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, он составом семьи из шести человек снят с учета для получения ЕСВ, ввиду утраты оснований для получения единовременной выплаты, а также за совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
ФИО1 считал, что указанное решение комиссии по предоставлению ЕСВ МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает его законные права и интересы.
ФИО1 просил признать незаконным и отменить решение комиссии по предоставлению ЕСВ МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обязать комиссию по предоставлению ЕСВ МВД по <адрес> устранить допущенные нарушения, а также привести решение к немедленному исполнению, так как поступившие денежные средства на 2023 год могут быть распределены другим очередникам, а он в очереди под номером один.
В судебное заседание суда первой инстанции истец ФИО1 не явился. Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО4 в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика МВД по <адрес> по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что строение, которое ФИО1 приобрел в <адрес>, является пригодным для проживания и не сдан в эксплуатацию, но опросы граждан свидетельствуют о том, что он там проживает.
Судом первой инстанции вынесено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе представитель МВД по <адрес> ФИО5 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия МВД по <адрес> по предоставлению ЕСВ приняла решение о постановке на учет на получение ЕСВ ФИО1 с семьей в составе четырех человек, с потребностью 25,4 кв.м с учетом имеющегося у него на праве собственности жилого помещения (квартиры, состоящей из двух комнат) общей площадью 46,6 кв.м, предоставленной ему МВД по <адрес> по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №. В дальнейшем, решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право собственности на указанную квартиру.
Указывает, что судом не учтено, что в 2017 году ФИО1 продал указанную квартиру и приобрел земельный участок площадью 2400 кв.м. с домовладением (объектом незавершенного строительства общей площадью 299,4 кв.м.), расположенным по адресу: <адрес>.
Согласно справки управления градостроительства и архитектуры администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.05-111 степень готовности индивидуального жилого дома, построенного на земельном участке с кадастровым номером 01:09:0101017:3 по адресу: <адрес>, составляет - 89%, общая площадь незавершенного строительства - 299,40 кв.м., документов о признании аварийным (непригодным для проживания) данного объекта незавершенного строительства, не имеется.
В настоящее время ФИО1 и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства в указанном выше домовладении, что также подтверждает факт наличия у него жилого помещения, пригодного для проживания.
Перед постановкой на учет на получение ЕСВ ФИО1 собственноручно был заполнен бланк заявления о принятии на учет получение ЕСВ, в котором указано, что в случае изменения состава семьи, жилищных условий и других оснований постановки на учет он обязуется в месячный срок предоставить в комиссию соответствующие документы.
Однако ФИО1 не предоставил в МВД по <адрес> сведения о продаже указанной квартиры и приобретении домовладения (объекта незавершенного строительства).
Поскольку у комиссии на получение ЕСВ не было сведений об отчуждении жилого помещения и приобретении домовладения, он не был снят с учета в 2017 году.
Считает, что суд в нарушение требований ч.2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложил на МВД по <адрес> обязанность предоставить истцу ЕСВ без учета того, что ЕСВ предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что при определении размера ЕСВ сотрудникам и лицам, указанным в части 3 ст. 7 (в том числе имеющим звание полковника), учитывается дополнительная площадь жилого помещения размером 15 квадратных метров, однако суд в нарушение требований данной нормы при расчете размера ЕСВ неправомерно учел дополнительную площадь жилого помещения в размере 20 квадратных метров как сотруднику, которому присвоено звание полковника полиции.
Считает, что суд, в нарушение требований ст. 211 ГПК РФ обратил решение о взыскании ЕСВ к немедленному исполнению, так как ст. 211 ГПК РФ содержит исчерпывающий перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, и не подлежит расширению по усмотрению суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО1, будучи действующим сотрудником Министерства внутренних дел по <адрес>, в соответствии с протоколом № заседания ЖБК МО МВД «Кошехабльский» от ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе четырех человек (он, супруга и двое детей).
На дату принятия на учет, ФИО1 был зарегистрирован и проживал вместе со своей семьей в составе четырех человек в квартире общей площадью 46,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Собственником данного жилого помещения являлся истец ФИО1 (л.д. 15).
В соответствии с протоколом № заседания комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением МВД по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, были внесены изменения в учетное дело ФИО1 и постановлено считать его очередником на получение ЕСВ с семьей в составе пяти человек (он, супруга и трое детей) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83).
В соответствии с протоколом № заседания комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением МВД по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено внести изменения в учетное дело ФИО1 и считать его очередником на получение ЕСВ с семьей в составе шести человек (он, супруга и четверо детей) (л.д. 58).
В соответствии с протоколом № заседания комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением МВД по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 снят с учета на получение ЕСВ с семьей в составе шести человек (он, супруга и четверо детей) (л.д. 19-20).
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № данным законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года № 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении, определяемая исходя из обстоятельств, названных в пунктах 1-7 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ, в частности отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня (менее 15 квадратных метров).
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты (подпункт «б» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта (пункт 24 Правил).
Основанием для снятия с учета ФИО1 на получение ЕСВ с семьей в составе шести человек явилось то, что за ним признано право собственности на земельный участок, площадью 2400 кв.м., с объектом незавершенного строительства (степень готовности на ДД.ММ.ГГГГ - 92%) по адресу: <адрес>.
В обоснование выводов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 суд первой инстанции указал, что принадлежащее истцу жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не могло быть учтено в качестве обеспечения семьи ФИО1 жилой площадью, так как согласно свидетельству о регистрации права, общая площадь жилого помещения составляет 299,4 кв.м., при этом, жилая площадь помещения не определена, поскольку жилой дом является объектом незавершенного строительства (степень готовности 89%), который непригоден для постоянного проживания, так как не подключен к системам жилищно-коммунального хозяйства.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, полагая заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, и (или) сведений, которые содержатся в документах, представляемых сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также в случае изменения условий, на основании которых сотрудник имеет право на получение единовременной выплаты, сотрудник представляет в комиссию обновленные документы, подтверждающие произошедшие изменения, в течение 30 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения.
Согласно подпункту «г» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет) (в ред. на ДД.ММ.ГГГГ).
Так, согласно пункту 31 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Вместе с тем, согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-73) ФИО1на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и находящий на этом участке объект незавершенного строительства - жилой дом, степень готовности которого составляла 92%, в котором ФИО1 зарегистрирован со своей семьей.
Согласно справки Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 21) степень готовности жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, составляла 89%, общая площадь 299,4 кв.м, документов о признании данного объекта незавершенного строительства аварийным (непригодным для проживания) не имеется.
Согласно объяснений, жителей соседних домов, данных сотруднику ОРЧ СБ МВД по <адрес> и секретарю комиссии, истец ФИО1 проживает на постоянной основе со своей семьей в жилом доме по адресу: <адрес>.
Однако ФИО1 после приобретения жилого дома и земельного участка в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, не представил в комиссию в течение установленного срока сведения и документы, подтверждающие изменения в его обеспеченности жильем.
В ходе актуализации данных учетного дела ФИО1 комиссий по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения выявлены сведения, не соответствующие сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, а именно – наличие в его собственности земельного участка, по адресу: <адрес>, и расположенного на этом участке объекта незавершенного строительства жилого дома, степень готовности которого составляла 89%.
То, что строительство жилого дома не было завершено и дом не был сдан в эксплуатацию, с учетом высокой степени его готовности – 89 %, не исключает возможности его постоянного использования по назначению.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы судебной коллегией в порядке ст. 327.1 ГПК РФ истребован технический паспорт в отношении спорных объектов недвижимости, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год.
Из исследованной судебной коллегией экспликации к поэтажному плану жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> следует, что домовладение состоит из 2 этажей и мансарды, общая площадь – 585,9 кв.м., жилая площадь – 270, 8 кв.м. и вспомогательная площадь – 315, 1 кв.м. На первом этаже три жилые комнаты, четыре вспомогательных, гараж, котельная и лестница (общая - 285,6 кв.м., жилая – 138,3 кв.м., вспомогательная - 147,3 кв.м.). На втором этаже четыре жилые комнаты, восемь вспомогательных и лестница (общая - 237,5 кв.м., жилая – 104,8 кв.м., вспомогательная - 132,7 кв.м.). В зоне мансарды расположены две жилые помещения и три вспомогательных (общая - 62,8 кв.м., жилая – 27,7 кв.м., вспомогательная - 35,1 кв.м.). Стены и перегородки - кирпичные, крыша – черепица, полы – паркет, окна - пластиковые, двери - деревянные, имеются санитарно –технические и электро - технические устройства (л.д. 206-223).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у комиссии МВД по <адрес> по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения имелись основания для принятия решения о снятии ФИО1 с учета, поскольку при проведении проверки были выявлены сведения о наличии в его собственности жилого дома, в котором он зарегистрирован и проживает с семьей, несоответствующие сведениям, указанным им в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Выявление факта несоответствия сведений, относительно фактической обеспеченности жилым помещением, сведениям, указанным ФИО1 в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, является самостоятельным основанием для снятия его с учета, поскольку ФИО1 в нарушение требований п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, не представил в комиссию сведения об изменении обеспеченности жильем и нахождении в его владении и пользовании земельного участка и жилого дома.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения о снятии с учета для предоставления единовременной социальной выплаты, обязании восстановить в очереди на предоставление единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилья и предоставлении выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МВД по <адрес> о восстановлении на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и восстановлении нарушенных прав, отказать.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий ФИО8
Судьи ФИО10
ФИО10